Рулевая тяга: как устроена и почему ее нужно вовремя менять

Привычное для водителей рулевое колесо появилось на машинах в 1894 году. С того времени конструкция рулевого управления принципиально не менялась. Один из его компонентов — рулевая тяга, без которой управлять автомобилем невозможно.
Авторы и эксперты
Павел Пикин
Директор департамента маркетинга
Иван Булыгин
Автор Авто Mail
Что это
Конструкция
Виды
Признаки неисправности
Причины
Как диагностировать
Когда требуется замена
Можно ли заменить своими руками
Как продлить срок службы
Мнение эксперта
Главное
Что это
Конструкция
Виды
Признаки неисправности
Причины
Как диагностировать
Когда требуется замена
Можно ли заменить своими руками
Как продлить срок службы
Мнение эксперта
Главное
Еще
Женщина-водитель держится за руль
Рулевая тяга передает движения рулевого колеса к колесам автомобиляИсточник: Freepik

В статье разберем, что такое рулевая тяга, как она устроена, какие бывают виды, почему выходит из строя и как вовремя заметить неисправность. Также расскажем, можно ли заменить рулевую тягу самостоятельно и как продлить срок ее службы.

Что такое рулевая тяга

Рулевая тяга — это деталь рулевого управления, которая соединяет рулевую рейку с колесами. Она передает усилие вращения руля на поворотные кулаки, заставляя колеса менять направление.

Тяга — часть рулевой системы, в которую также входит рулевая рейка, наконечники и шаровые опоры. Тяга соединяет рулевую рейку с наконечниками. Когда она исправна, машина слушается руля. Если изношена или сломана — появляется люфт, стуки, ухудшается управляемость.

Комплект рулевых тяг
Комплект рулевых тягИсточник: Ozon

Конструкция рулевой тяги: из чего она состоит и как работает

Конструкция рулевой тяги зависит от типа рулевого управления: на трапеции или на рейке. В наиболее распространенном исполнении для рулевых реек она состоит из компонентов:

  • шаровый шарнир — нужен, чтобы тяга перемещалась в нескольких плоскостях;
  • металлический стержень с регулировочной резьбой — резьба нужна для точной настройки схождения колес;
  • пыльник — защищает шарнир от грязи и воды.

При повороте руля движение передается на рулевую рейку. Она перемещает рулевую тягу влево или вправо. Тяга передает усилие на рулевые наконечники. Они поворачивают поворотные кулаки ступицы, изменяя угол колес. Колеса поворачиваются в заданном направлении, и автомобиль меняет траекторию.

Рулевые тяги Mercedes-Benz GLB
Рулевые тяги на примере Mercedes-Benz GLBИсточник: Mercedes-Benz/Авто Mail

Виды рулевой тяги

​Рулевые тяги различаются как по расположению, так и по виду. Это зависит от типа рулевого механизма и компоновки подвески автомобиля.

По направлению:

  • Продольная рулевая тяга расположена вдоль кузова. Используется в автомобилях с редукторным рулевым механизмом. Чаще встречается на грузовиках, внедорожниках и классических легковых автомобилях с задним приводом.
  • Поперечная рулевая тяга установлена поперек автомобиля. Применяется в переднеприводных машинах с рулевой рейкой. Такая конструкция улучшает точность управления и снижает количество деталей рулевого механизма в целом.

В системе рулевого управления несколько тяг. Их расположение зависит от схемы рулевого привода.

  • Левая рулевая тяга соединяет рулевой механизм с левым колесом. Передает усилие, поворачивая колесо в заданном направлении.
  • Правая рулевая тяга аналогична левой, но передает движение правому колесу.
  • Средняя рулевая тяга соединяет левую и правую тяги. Встречается в схемах с маятниковым рычагом, например, в заднеприводных автомобилях.

Большинство современных седанов и кроссоверов оборудованы рулевой рейкой и имеют только две рулевых тяги: правую и левую. Заднеприводные автомобили и утилитарные внедорожники оснащаются рулевой трапецией, поэтому в их конструкции встречается еще средняя тяга.

Признаки неисправности рулевой тяги

Поломку тяги можно спутать с другими проблемами в рулевом управлении, подвеске или колесах. Вот симптомы, которые не стоит игнорировать:

  • стук в передней части машины при езде по неровностям — особенно заметен на небольших кочках;
  • неравномерный износ шин — колеса стоят не параллельно, это приводит к их ускоренному истиранию;
  • автомобиль уводит в сторону — машина не держит прямую траекторию, приходится постоянно подруливать;
  • люфт руля — у руля есть свободный ход, когда колеса не реагируют на вращение;
  • вибрация руля — при движении на высокой скорости руль начинает дрожать. Особенно сильно это ощущается при торможении или резком ускорении.

Если заметили один или несколько симптомов, нужно провести диагностику, чтобы исключить неисправности в других автомобильных узлах. Чем раньше выявить проблему, тем дешевле и проще ремонт.

Девушка-водитель держится за вибрирующий руль
Если колеса медленно реагируют на движения руля, а сам руль вибрирует, проблема может крыться в рулевых тягахИсточник: Freepik

Основные причины неисправностей рулевых тяг

Рулевая тяга работает под высокой нагрузкой, выдерживает удары и вибрации. Со временем деталь изнашивается, а внешние факторы ускоряют поломку. Вот основные причины поломки рулевых тяг:

  • Износ шарниров. Они трутся при каждом повороте руля. Постепенно поверхность стирается, появляется люфт. Если вовремя не заменить деталь, управляемость ухудшится.
  • Коррозия металла. Металлические части тяги подвержены коррозии. Влага, дорожные реагенты и грязь вызывают ржавчину.
  • Повреждение пыльников. Они защищают рулевые тяги от грязи и влаги. Когда они рвутся, внутрь попадает песок и вода. Это разрушает шарнир, вызывая быстрый износ.
  • Удары. Резкие удары по передней подвеске вредят рулевым тягам. Попадание в глубокую яму или наезд на бордюр могут их погнуть. Если тяга деформируется, схождение колес нарушается.
  • Нарушение регулировки схождения колес. Неправильное схождение увеличивает нагрузку на рулевую систему, тяги работают с перегрузкой. Это приводит к ускоренному износу рулевых тяг и ШРУСов.

Иногда водителя сами допускают ошибки, из-за которых тяги быстро изнашиваются. Первая ошибка — установка колес увеличенного радиуса и низкопрофильной резиной. Вторая — движение на чуть спущенных или перекаченных шинах.

Как самостоятельно диагностировать поломку рулевой тяги

Проверку можно сделать в гараже или на любой ровной площадке. Поднимите машину на домкрате, чтобы передние колеса висели в воздухе. Возьмитесь за тягу рукой и покачайте ее вверх-вниз и вперед-назад. Если чувствуете люфт или слышите стук — деталь изношена. Также осмотрите пыльники: трещины или разрывы на них — повод для замены. 

Когда требуется замена рулевой тяги

Менять тягу нужно при любых признаках износа: люфте, повреждении шарниров или коррозии. Даже небольшая трещина на пыльнике со временем приведет к поломке.

Если после диагностики сомневаетесь в состоянии тяги, покажите ее специалисту. Эксплуатация авто с неисправной тягой опасна — может привести к потере управления.

Как и можно ли заменить рулевую тягу своими руками

Теоретически замена возможна, но нужны инструменты: домкрат, ключи, съемник для шаровых шарниров. Основные этапы замены:

  1. Поддомкратьте машину и снимите колесо.
  2. Открутите крепления рулевой тяги.
  3. Снимите старую тягу и сравните с новой.
  4. Установите новую деталь, затяните крепления.

После установки новой тяги обязательно требуется развал-схождение — без него колеса будут стоять неправильно.

Если у вас нет опыта, лучше доверить работу сервису. Ошибка при монтаже нарушит геометрию рулевого управления.

Как продлить срок службы рулевой тяги

Механик проверяет сход-развал автомобиля
Регулярное прохождение СТО и проверка сход-развала поможет предотвратить поломку рулевых тягИсточник: legion-media.ru

Износ тяги зависит от состояния дорог, стиля вождения и качества обслуживания. Чтобы продлить срок службы детали, соблюдайте несколько простых правил:

  • Объезжайте препятствия и снижайте скорость на неровных дорогах.
  • Осматривайте пыльники во время ТО, смены колес и заменяйте при появлении трещин.
  • Регулярно проверяйте люфт рулевых тяг, а есть стуки или свободный ход, проведите диагностику на СТО.
  • Проверяйте развал-схождение после каждого ремонта подвески или каждые 15—20 тыс. км.

Рулевая тяга может выйти из строя незаметно. Периодическая диагностика на СТО помогает выявить износ на ранней стадии. Рекомендуется проверять рулевую систему при каждом плановом обслуживании.

Мнение эксперта

Экспертный комментарий по особенностям рулевых тяг дал Павел Пикин, директор департамента маркетинга FEBEST:

«В некоторых конструкциях рулевых тяг и наконечников предусмотрены пресс-масленки, позволяющие периодически добавлять смазку для продления ресурса узла. Чаще всего они используются в продольных тягах и рулевых наконечниках автомобилей, рассчитанных на тяжелые условия эксплуатации. К таким относятся внедорожники, пикапы и коммерческий транспорт, например: Toyota Land Cruiser 70, Nissan Patrol Y60, Jeep Wrangler, Ford F-150, Chevrolet Silverado, Dodge RAM, а также грузовики КамАЗ, Freightliner и Ford F-250.

В легковых автомобилях рулевые тяги, как правило, идут без пресс-масленок, поскольку современные необслуживаемые узлы содержат герметичную заводскую смазку, рассчитанную на весь срок службы. Новейшие рулевые системы проектируются с учетом требований к снижению массы, что делает интеграцию пресс-масленок сложной и нецелесообразной. Кроме того, использование необслуживаемых узлов снижает влияние человеческого фактора: отсутствие необходимости смазывания устраняет риск повреждения пыльников из-за чрезмерного давления, неправильного выбора смазки или нерегулярного технического обслуживания.

Чтобы продлить срок службы рулевой тяги, следует избегать резких ударов колесами, регулярно проверять состояние пыльников и подвески, особенно после зимнего сезона, а также следить за уровнем смазки в шарнирах. Выбор качественных запчастей поможет минимизировать риск преждевременного износа и повысить надежность рулевого управления».

Главное про рулевую тягу

Рулевая тяга — один из ключевых элементов системы управления каждого автомобиля. Что про нее нужно знать:

  • рулевая тяга соединяет руль с колесами, без нее управление невозможно;
  • бывает продольной, поперечной, левой, правой и средней;
  • изнашивается из-за механических нагрузок, грязи и ударов;
  • основные признаки неисправности: люфт руля, стуки и неравномерный износ шин;
  • менять тягу нужно при сильном люфте, стуках или повреждениях;
  • самостоятельная замена возможна, но требует навыков и инструмента;
  • после замены обязательно нужно отрегулировать схождение колес;
  • для продления срока службы избегайте ударов в подвеску и следите за состоянием пыльников.