Советские технологии: нужно ли обкатывать новый мотор

Разбираемся, следует ли начинать эксплуатацию нового агрегата с обкатки
Александр Потапов
Автор Авто Mail

Советские инженеры советовали советским водителям всегда обкатывать новые узлы и агрегаты: и двигатель, и коробку переключения передач. Современные же автомобилисты считают, что эта рекомендация давно устарела, а инженерия и качество новых силовых агрегатов подобной бережливости и вежливости к узлу уже не требуют. Кто прав и стоит ли быть настолько внимательным к двигателям современных автомобилей — разбираемся на Авто Mail.

Обкатка двигателя — важный этап для новой машины
Обкатка двигателя — важный этап для новой машиныИсточник: Авто Mail

Советы старшего поколения сегодня, действительно, не всегда актуальны: масло по сезону мы уже давно не меняем, воду из радиатора осенью не сливаем, да и покрышки редко кто переставляет спереди назад и обратно. Ушли времена мовиля и шприцевания, а самостоятельная мойка машины на даче — и вовсе вне закона. Однако, дельные комментарии от опытных шоферов услышать все еще можно, в частности — об обкатке. Например, шипованную шину нужно обкатывать обязательно, чтобы шипы уселись на свои места и не вывалились за первую тысячу километров. А как насчет двигателя? Его обкатывать надо?

Современник скажет, что нет: ведь уровень технологий мехобработки, подгонки и даже начального производства настолько высока, что все составляющие двигателя внутреннего сгорания попадают на свои места уже в полностью подготовленном к работе состоянии. Заводи и езжай свои 10 000 — 15 000 км до первой замены масла. Практика же показывает, что в этом заявлении есть «белые пятна». Более того, простой поверхностный осмотр современных ДВС, в частности — китайских, показывает, что та самая мехобработка «знавала и лучшие времена». Честно говоря, японский JZ или 4G63, которым давно за двадцать лет, выглядят намного привлекательнее и добротнее, чем «поднебесное творчество».

Замена масла после обкатки: залог долгой жизни двигателя
Замена масла после обкатки: залог долгой жизни двигателяИсточник: Freepik

Теоретически процедура тоже звучит вполне лаконично и аргументировано: те же головки блока цилиндров, поршни, чугунные пальцы и шатуны, элементы маслонасоса и множество других деталей, из которых состоит двигатель, в первые часы и дни эксплуатации притираются друг к другу, образуя металлическую стружку. Попади она в тончайшие зазоры современного мотора, нагруженного и турбированного, читай, горячего — быть беде. Стружка забьет фильтр и масляный насос, натворит бед в камерах сгорания и попортит новенькие поршни. Так чего бы ее превентивно не убрать, вылив в таз вместе с маслом?

Более того, если речь идет о китайских автомобилях, довольно слабо подготовленных к российским условиям эксплуатации, то оперативная смена главной машинной смазки — тоже важный этап «сотрудничества» между водителем и автомобилем: множество машин из Поднебесной попадают к нам «параллельным импортом», читай, в качестве транспортного средства для внутреннего китайского рынка. Там совсем другие температуры на улице, другой климат и другие нагрузки. Проще говоря, моторное масло, залитое на заводе, просто не подходит для эксплуатации в России. Так сольем же его вместе с металлической стружкой первых дней и зальем чистое и российской дороге подходящее!

Цитата из книги «Автомобиль М-21 “Волга” конструкция и техническое обслуживание»
Цитата из книги «Автомобиль М-21 “Волга” конструкция и техническое обслуживание»Источник: Авто Mail

Напоследок — козырь из рукава: нет более веского довода для отечественного водителя, чем слова советского инженера. Поэтому открываем мунускрипт «Автомобиль М-21 “Волга” конструкция и техническое обслуживание» авторства В. И Борисова, А. И. Гора, А. М. Невзорова, Д. А. Рыбинского, В. С. Соловьева и Г. В. Эварта под редакцией главного конструктора Горьковского автомобильного завода А. Д. Просвирина, выпущенную в 1962 года Государственным Научно-Техническим Издательство Машиностроительной Литературы на 91 странице и читаем вслух: «Срок службы двигателя в значительной мере зависит от правильно проведенной обкатки в течение первых 1000 км пробега». Нужны еще подробности или достаточно? Расшифровка может быть?

Чудес не бывает, любой механизм, где сотни деталей трутся и зацепляются друг за друга, нуждается в приработке, читай, обкатке. Делать это нужно в щадящих режимах, аккуратно, не нагружая узел. И еще 30 лет назад такой подход был общей нормой, вопросов ни у кого не вызывавшей. Что случилось потом — не совсем понятно, но нулевое ТО, в рамках которого меняют масло и фильтр, считается нормой, а то, собственно, финальным элементом чего и является замена масла на малом пробеге — каким-то рудиментом. Удивительно, не правда ли? Гораздо больше похоже на то, что продавцы новых автомобилей просто не могут или не хотят рассказать покупателю, что его машина в обкатке нуждается, поэтому первые 3000 километров вы, пожалуйста, душу из нее не вынимайте, прикатайте, чтобы потом десятилетие проблем с мотором не знать.

Бензиновый 4-цилиндровый двигатель BMW TwinPower Turbo (B48)
Источник: BMW

Не услышав увещеваний, счастливый автовладелец садится за руль своей долгожданной обновки и выжимает педаль в пол: так начинается грустная история скорой гибели невинного двигателя внутреннего сгорания, который мог бы и пожить, поездить, но вышло совсем иначе. Кстати, в графе «причины» обязательно напишут «неправильная эксплуатация», а за новый мотор придется заплатить из собственного кармана. Но это совсем другая история.