Избыток предложения, низкая потребительская активность и острая конкуренция на авторынке грозят сокращением числа присутствующих в РФ китайских брендов. По оценкам участников рынка, в этом году свернуть бизнес может до десяти марок, которые не обеспечивают дилерам достаточной рентабельности. Граждане все чаще предпочитают более известные бренды, чтобы избежать проблем с сервисом.

До десяти китайских автомобильных брендов могут покинуть российский рынок в этом году, считают опрошенные «Ъ» дилеры и аналитики. Основная причина — низкие продажи, что приводит к снижению рентабельности салонов и расторжению франшиз. «Количество китайских марок в хлынувшем на рынок потоке оказалось выше его возможностей», — считают в ассоциации «Российские автомобильные дилеры». Там отмечают, что в ситуации затоваривания складов, высоких ставок кредитования и низкой потребительской активности «уход некоторых марок неминуем». В качестве основных претендентов собеседники «Ъ» называют, в частности, Oting, Kaiyi, SWM, Livan, VGV и MG.
Количество открытий сократилось вдвое — до 124. Общее число салонов китайских марок с начала года сократилось на 87, до 2,7 тыс. «Особенно заметным выглядит сжатие бизнеса таких марок, как Bestune (FAW) — потеря 26 шоурумов и Kaiyi (20 локаций)», — добавляют в «Газпромбанк Автолизинге», уточняя, что причина негативной динамики — не самый ликвидный модельный ряд, невысокие доходы дилера на каждой сделке и низкие продажи в пересчете на салон.

Дилеры, вероятно, будут отказываться от продления контрактов с китайскими брендами, которые генерируют убытки, считает главный редактор журнала «За рулем» Максим Кадаков. Директор департамента новых автомобилей компании «Рольф» Николай Иванов вторит, что дилеры все чаще принимают решение о расторжении франшиз, которые не демонстрируют экономической эффективности. Для дистрибуторов, поясняет топ-менеджер, это влечет сокращение товаропроводящей цепочки, включая ее финальное звено — розничное представительство. «В результате производитель теряет инфраструктурную базу, необходимую для присутствия на рынке», — резюмирует он. Исполнительный директор «Автостата» Сергей Удалов отмечает, что сейчас компании не спешат принимать участие в тендерах на дилерство китайских марок, тогда как раньше интерес проявляли несколько участников. «То есть никто не хочет открывать новое дилерство или брать лишних машин на склад», — рассказывает эксперт.
Управляющий директор ГК «Альфа-Лизинг» Максим Агаджанов уточняет, что только содержание сервиса обходится дилеру более чем в 860 тыс. руб. в месяц.
«Если судить по статистике продаж за первый квартал 2025 года, то вопрос “Зачем вы здесь?” вызывают многие марки. Например, Forthing, VGV, MG, Oting, JMC, Livan, чьи продажи в месяц по стране не превышают несколько десятков автомобилей», — добавляет гендиректор ГК «АвтоСпецЦентр» Андрей Терлюкевич. Источники «Ъ» на рынке напоминают, что как минимум один бренд из КНР уже покинул рынок РФ — Skywell, с которым не был продлен контракт.

Замгендиректора по продажам новых автомобилей АГ «Авилон» Ренат Тюктеев уверен, что слабые шансы на выживание имеют бренды, продажи которых за три месяца не превышают 60−70 новых автомобилей. По мнению господина Иванова, не исключен уход с рынка нескольких брендов, преимущественно в бюджетном и среднеценовом сегментах. «В ряде случаев речь идет об удельной выдаче на уровне пяти-семи автомобилей в месяц на дилерский центр, что не покрывает базовые издержки и приводит к финансовым потерям со стороны дилера», — говорит он. Источник «Ъ» на рынке отмечает, что в зоне риска марки, чьи продажи в легковом сегменте не достигают 1 тыс. штук в год.
По словам экспертов, закрепиться на рынке больше шансов у хорошо известных брендов с развитой дилерской сетью. Граждане все чаще выбирают их, чтобы избежать проблем с сервисом, нежели автомобили менее известных марок, хоть и по выгодной цене, утверждают аналитики. При этом некоторые бренды могут не сразу уходить из РФ, несмотря на низкие продажи. «Сохранение имиджа, оправдание инвестиций, избегание ответственности перед автодилерами или надежда на рост в будущем — причин формально остаться много», — отмечает Андрей Терлюкевич.
Наталия Мирошниченко