
Мы как-то привыкли, что самыми безопасными машинами признаются модели премиальных брендов. Или сама по себе машина среди одноклассников выделяется высокой ценой. Mazda, пусть и не единственная, но выступила настолько достойно, насколько это вообще возможно. Да, это не крошка-малолитражка, а флагманский кроссовер CX-80. И все же результаты теста впечатляют. Ведь Euro NCAP протестировал за год 44 модели, и Mazda заняла среди них 7 место.
Mazda CX-80 получила высшие баллы по обеспечению безопасности в ключевых категориях: взрослые пассажиры: 92% — это один из лучших результатов года. Дети: 88%. Защита пешеходов и велосипедистов: 84%. Наконец, электронные системы помощи водителю набрали 79%. И хотя тестировалась топовая гибридная версия CX-80 2.5 PHEV с полным приводом, этот рейтинг распространяется на все модификации.

Такую красоту на главной странице бюллетеня краш-теста увидишь редко: ничего красного, ничего коричневого, только зеленые цвета с примесью желтого. Это значит, что водитель и пассажиры в симулируемых ситуациях отделаются только страданиями душевными — по поводу разбитой машины. А травм не получат никаких. Вообще.




Во фронтальном ударе — что с частичным перекрытием о встречную тележку, что с полным о бетонное препятствие, — кабина не деформировалась ни на миллиметр. Колени и бедра людей защищены на «отлично», лишь в области груди заднего пассажира в тесте «об стену» были зафиксированы перегрузки «на четверочку».




Боковой удар. Редкость исключительная: в самом сложном для автомобиля испытании — имитации удара о столб — машина получает максимальные 16 баллов из 16! А конструкция сидений обеспечивают хорошую защиту от повреждений шеи при ударе сзади. Сработано идеально. Отдельно отметим, что автомобиль умеет дотормаживать после удара, чтобы снизить вероятность дальнейших столкновений или неуправляемого вылета на встречную полосу движения.
Японцы заботятся о детях. Семейный кроссовер легко зарабатывает максимальные 24 балла в категории «дети от 6 до 10 лет». При условии, что они находятся в детских креслах в двух местах с креплениями Isofix/I-Size. Они доступны на боковых местах заднего ряда. Детектор присутствия детей предупредит вас, если ребенок остался один в салоне.
К другим участникам дорожного движения Mazda CX-80 максимально предупредительна. Конструкция машины смягчает любые удары при наезде на пешехода и велосипедиста, за исключением жестких стоек лобового стекла. Впрочем, это конструктивная проблема всех автомобилей без исключения. Массового и дешевого решения пока не найдено. Зато этот большой кроссовер способен предупреждать наезд на человека при движении задним ходом. Единственное, в чем машина дала осечку — это мотоциклисты, реакция на которых оценена как «маргинальная» (грубо говоря, «на троечку»). На них автомобиль реагирует с некоторой задержкой.
Системы помощи водителю настроены великолепно. Это не пустой эпитет. Кроссовер избегает столкновений в 8 сценариях из девяти (статистику попортили мотоциклисты). Ассистент движения по полосе плавно корректирует траекторию, срабатывая уже на скорости в 45 км/ч. Для сравнения: автомобили Hyundai с расширенным пакетом безопасности Safety Pack начинают активный контроль полосы только с 55 км/ч. Причем система реагирует не только на разметку, но отлично видит просто обочину. Камера в машине также следит за усталостью водителя и предупреждает, если он отвлекся от дороги. Однако, время, за которое она срабатывает специалисты Euro NCAP посчитали достаточно долгим. Есть интеллектуальный ограничитель скорости, считывающий дорожные знаки, но его надо включать принудительно — и этот факт тоже занесли в недостатки.

Итак, Mazda CX-80 — один из самых безопасных автомобилей 2024 года. Для того, чтобы оказаться на вершине пьедестала, ей не хватило всего чуть-чуть, и это можно перечислить буквально по пальцам. Нет системы активного капота, поздняя реакция автоматических помощников водителя на мотоциклы и на отвлекшегося от дороги водителя, а еще — отсутствие креплений ISOFIX на переднем пассажирском сиденье. Прямо скажем, больше похоже на придирки, чем на серьезные претензии по безопасности.