Как самому написать грамотную жалобу в ГАИ — 5 советов водителям

Большинство из нас предпочитают не связываться с госорганами, пока, что называется, не «припрет». И совершенно напрасно, поскольку отстоять свою правоту на деле не так уж и сложно.
Елена Старикова
Автор Авто Mail
Мужчина обжалует штраф ГИДД через госуслуги
Источник: Авто Mail

Согласно статистике судебного департамента при Верховном суде, водителям удается успешно оспорить постановление за нарушение ПДД примерно в 40% случаев. Иными словами, ежегодно в выигрыше остается примерно 50 000 автолюбителей, которые не поленились и довели дело до суда.

Мы собрали 5 проверенных лайфхаков, которые помогут правильно составить жалобу и с большой долей вероятности добиться положительного результата.

1. Соблюдайте сроки подачи жалобы

По закону на обжалование постановления о штрафе у вас есть 10 дней с момента получения его копии (ч.1 ст. 30.3 КоАП РФ). Эти десять дней даются на обжалование. Примечательно, что срок этот будет исчисляться по-разному, в зависимости от того, каким способом вы получили письмо счастья. К примеру, если вам пришло уведомление на электронную почту, которую вы когда-то указали на «Госуслугах» как контактную, но от которой вы даже не помните пароль — увы, это ваши проблемы. Срок для обжалования начнет исчисляться с момента поступления письма на электронный ящик.

Телефон с открытой страницей оплаты штрафа ГИБДД
Источник: Авто Mail

Более сложная схема со штрафами, полученными через портал «Госуслуги». Если автовладелец при регистрации на портале указал «полный комплект» персональных данных и подал заявление о получении штрафов через этот сервис, он будет получать сообщения о новых штрафах на «Госуслугах». При этом ему будут отправляться уведомления от сервиса по всем доступным каналам — на электронную почту, через SMS и через пуш-уведомления в мобильном приложении «Госуслуг».

Если в течение 7 дней человек войдет на портал, постановление будет считаться врученным, и с этого момента начнут отсчитываться 10 суток для обжалования. Если автовладелец не войдет на «Госуслуги» в этот период, постановление будет считаться врученным через 7 дней с момента его размещения на портале.

Если человек зарегистрирован на портале, но не подал заявление на получение штрафов через «Госуслуги», то постановление считается врученным, если он зайдет на портал под своим аккаунтом в течение 7 дней с момента размещения. В противном случае, ему отправят «письмо счастья» по-классике, почтовым отправлением.

В этом плане гораздо удобнее получать постановление от инспектора ГАИ лично в руки — тогда хотя бы сразу становится понятно, с какой даты отсчитывать срок для обжалования.

Если срок все-таки пропущен, можно подать ходатайство о его восстановлении, убедив суд или ГАИ в наличии уважительных причин (болезнь, командировка и т. д.). Обязательно укажите на это обстоятельство в жалобе и приложите подтверждающие документы. Но предупреждаем, что процесс восстановления сроков обжалования не быстрый. Кроме того, нет никаких гарантий, что суд или ГАИ встанут на вашу сторону. Так что лучше не пропускать сроки обжалования.

2. Обращайтесь сразу в суд

Звучит радикально, но в большинстве случаев это гораздо более эффективно, нежели обращение в ГАИ. Напомним, водитель может оспорить штраф как в суде, так и у начальника подразделения Госавтоинспекции, выписавшего штраф. Жалобу имеет смысл подать начальнику в том случае, если у водителя нет возможности быстро подготовиться к судебному процессу. Однако, обращение в суд является более предпочтительным вариантом. Дело в том, что оспаривание штрафа у начальника ГАИ часто носит формальный характер. Все-таки инспектор, выписавший штраф, и его руководитель работают в одном коллективе и знают друг друга лично. А вот вы для них — просто очередной водитель. Мы не говорим, что так везде, но человеческий фактор со счетов списывать не стоит.

Суд
Источник: Freepik

За непредвзятым отношением лучше идти сразу в суд. Судья, в отличие от административных органов, может объективно оценить все обстоятельства дела и доказательства, что позволяет снизить размер штрафа или даже отменить его, если, например, штраф был назначен ошибочно или необоснованно.

Важно, что в суде действует презумпция невиновности, так что водитель считается невиновным, пока не будет доказано обратное (ст. 1.5 КоАП РФ). То есть, если водителю предъявлен штраф, ему не нужно заранее доказывать свою невиновность. Вместо этого, государственные органы (в нашем случае — ГАИ) должны предоставить доказательства, подтверждающие, что нарушение действительно имело место.

Водитель, в свою очередь, имеет право представить свои аргументы и доказательства, которые могут подтвердить его невиновность или уменьшить тяжесть нарушения. Например, он может доказать, что обстоятельства нарушения были непреднамеренными, или представить смягчающие факторы, такие как отсутствие опасности для других участников дорожного движения. Если резюмировать, то при обращении в суд инструментарий для доказывания своей правоты гораздо шире, чем при обращении в ГАИ.

3. Грамотно документируйте нарушения при обжаловании штрафа

Успешное обжалование штрафа начинается с правильного сбора доказательств. И здесь вам на помощь придут современные технологии. Всегда фиксируйте на фото или видео место предполагаемого нарушения с привязкой к дорожным знакам, разметке и другим объектам дорожной инфраструктуры.

Видеорегистратор под лобовым стеклом автомобиля
Источник: legion-media.ru

Используйте видеорегистратор с поддержкой зарубежной GPS или отечественной спутниковой системы ГЛОНАСС (бывают и комбо-варианты). Такие записи позволяют однозначно ответить на вопрос о нахождении транспортного средства в момент инцидента, поскольку содержат информацию о времени, дате и точных координатах.

Но не стоит надеяться только на собственный гаджет. Запрашивайте записи с камер видеонаблюдения, установленных на участке дороги, где произошло спорное событие. В жалобе точно указывайте номер постановления, дату, время и место предполагаемого нарушения.

Учтите, что сроки хранения архива с камер могут серьезно отличаться в зависимости от того, кому принадлежат устройства. К примеру, записи с уличных камер на режимных объектах хранятся в среднем до 60 дней. Записи с камер ГАИ — до 30 дней. Предприятия малого бизнеса как правило сохраняют записи в течение 5−10 дней, а среднего и крупного бизнеса — в течение 30 дней. Сроки очень приблизительные, так что чем скорее вы запросите записи, тем лучше для вас.

4. Подбирайте правильные формулировки

Язык и стиль жалобы могут существенно повлиять на процесс ее рассмотрения. При написании держите в голове установку о том, что вашу жалобу будет читать такой же живой человек, как и вы. С той лишь разницей, что до вашей жалобы он изучил еще как минимум с десяток похожих документов. Отсюда вывод: сделайте свою жалобу максимально удобной для прочтения, чтобы адресату захотелось вникнуть в историю вопроса.

Язык и стиль жалобы важны — пишите понятно и по делу, чтобы читателю захотелось вникнуть, а не пролистать
Язык и стиль жалобы важны — пишите понятно и по делу, чтобы читателю захотелось вникнуть, а не пролистатьИсточник: Freepik

Правильный стиль изложения и структурированный текст читать всегда приятнее и легче, чем эмоциональный сумбур. Избегайте эмоциональных выражений и тем более оскорблений — это может стать основанием для отказа в рассмотрении жалобы. Используйте официально-деловой стиль и ссылайтесь на конкретные нормы законодательства. Структурируйте текст на логические блоки:

  • вводная часть с вашими персональными данными,
  • описание ситуации,
  • ссылки на нарушенные нормы,
  • ваши требования.
  • В заключении четко сформулируйте, чего именно вы хотите добиться (отмены штрафа, дисциплинарного взыскания для инспектора, пересмотра дела и т. д.).

5. Лайфхак для продвинутых: используйте судебные прецеденты

Об этой тактике говорят редко, но в умелых руках она демонстрирует высокую эффективность. Суть метода заключается в поиске и приложении к жалобе прецедентов — аналогичных дел, которые ранее были решены в пользу автомобилистов.

Человек за ноутбуком
Источник: Unsplash

Создайте собственную «базу» успешных решений по делам, схожим с вашим. Двух-пяти кейсов будет вполне достаточно. Большинство решений находятся в открытом доступе на судебных порталах, так что найти их может даже человек, не обладающий статусом юриста или адвоката. Особенно ценны для вас будут решения из вашего региона, так как они опираются на местную практику применения законодательства.

При составлении жалобы прямо ссылайтесь на эти прецеденты, указывая номера дел и цитируя обоснования решений. Важно найти максимально похожие обстоятельства и подчеркнуть, что в аналогичной ситуации уже принималось положительное решение. Как правило, суды и госорганы стремятся поддерживать единообразие правоприменительной практики. Зная это, вы можете использовать прецеденты, чтобы обернуть дело в свою пользу.

Помните, что, отстаивая свои права, вы не только получаете возможность решить конкретную проблему, но и вносите вклад в улучшение всей государственной системы. Ведь, чем выше уровень гражданской активности, тем лучше качество работы дорожных служб и ГАИ.