Эксперты со всех сторон рапортуют, что дефицит на рынке автозапчастей преодолен, найти нужные детали можно на любой подержанный автомобиль. Проблема решена? Как бы не так: многие вопросы «закрыли» за счет китайских аналогов, которые привезли в Россию в огромном количестве. Однако механики в автосервисах да и многие автовладельцы, уже попробовавшие китайские узлы и агрегаты, остались разочарованы результатом.

Кризис на отечественном рынке автозапчастей, начавшийся в 2022-м, бушевавший весь 2023-й и часть 2024-го годов, удалось превозмочь. В прямом смысле: не благодаря, а вопреки в Россию привезли нужное количество автозапчастей в должном количестве. Однако решить проблему комфортного содержания автомобиля удалось лишь частично: запчасть-то найти можно, проблем нет, только вот ее цена «кусается». На фоне удлинения логистических цепочек, появления новых звеньев, позволявших обойти санкционные ограничения, резко выросли цены. Иными словами, оригинальный тормозной диск, стоивший до 2022 года, скажем, 20 000 рублей, начали продавать за 45 000 рублей. Подобное положение понравилось далеко не всем, а тут еще и относительно доступных китайских запчастей подвезли несколько эшелонов. Переходим на «Китай»?
Решение, конечно, привлекательное, особенно своей доступностью, но далеко не всегда актуальное: китайское производство «впечатлило» автовладельцев и механиков своим качеством. И далеко не с лучшей стороны: товар здорово отличался качеством партия к партии, иногда и вовсе был весь бракованный, что можно было узнать, только установив, читай, потеряв возможность возврата. И есть целые направления китайских автозапчастей, которые лишь добавляли сложностей, в итоге вовсе не решая проблему.
Кузовные элементы

Если задать любому «арматурщику» вопрос о том, какую запчасть лучше приобрести для восстановления кузова автомобиля, он без раздумий ответит: с разборки. Но, постойте, ведь там продают уже поезженные элементы, на которых и ржавчина, и шпаклевка, встречается, да и цена — отнюдь не мед. Зачастую новую железку, пусть и китайского производства, можно купить дешевле! Дьявол кроется в мелочах: оригинальный, пусть и свое уже повидавший элемент, запросто встанет на своем место, сократив часы работы до минимума. А вот «поднебесное» крыло, бампер или дверь придется буквально натягивать, выстукивать, гнуть и подгонять, что займет втрое дольше часов за тот же тариф. Увы, детали из Китая известны не своим качеством, а своей кривизной, посредственной матрицей и необходимостью доработки. Поэтому любой кузовной элемент гораздо актуальнее купить на авторазборке, пусть и переплатив. В итоге дешевле обойдется.
Датчики
Самая известная «лотерея» по-китайски — это датчики: в двигателе их великое множество, начиная от положения валов, распределительного и коленчатого, и заканчивая разными другими, типа «положения дроссельной заслонки». И «родной» обойдется дорого, буквально, как чугунный мост. Толи дело «китай» — несколько тысяч рублей и забирай коробочку! Однако покупка с высокой долей вероятности проблему не решит, а в худшем случае — продемонстрирует крайне ограниченный срок службы, «попрощавшись» где-то в глубинке. Ни логику их поломки, ни ресурс, ни причины преждевременной кончины расшифровать еще не удалось: это вам не письмена Майя, тут думать надо! В итоге, наломав дров, автовладелец опять же едет на разборку, переплачивает за «вторсырье», но покупает узел, который точно еще послужит. Обидно, грустно, но такова реальность. В этом направлении уже найден небольшой, но вполне рабочий лайфхак: ищите не китайскую, а корейскую деталь! Тот же датчик, но произведенный в Корее, будет чуть дороже «китайца», но заметно адекватнее и надежнее. Читайте коробочку!
Дроссельная заслонка

Срок службы автопарка в России уже перешагнул все возможные «красные линии» и продолжает стареть: на таких «годах» и пробегах начинают выходить из строя самые надежные узлы и агрегаты, вроде дросселя. Заслонка просто изнашивается от времени, а починить ее, заменив «пятак» на новый и расточив саму «трубу», выходит не всегда. Да и дорого опять же! В наличии и на полках есть китайские дроссели, которые визуально выглядят совсем неплохо, аккуратно и, вроде как, ничем не отличаются от оригинальной детали. Более того, сразу после установки двигатель работает, как надо! Решение? Нет и еще раз нет: сделанный из вторсырья, другого объяснения нет, узел начинает «шалить» через считанное число километров, иногда не доезжает даже до тысячи. Увы, но с дроссельной заслонкой есть только два актуальных пути: либо чиним свою, либо берем кредит и покупаем новую оригинальную. Третьего — не дано.
Топливный насос и помпа

Из личного опыта: два подряд насоса самых разных китайских брендов, копирующие оригинальный Bosch во всем, кроме качества, были выброшены буквально за пару месяцев. Не ходят вообще, хотя заправочный комплекс именитого бренда претензий за несколько десятилетий взаимного сотрудничества не вызывал. Почти сходу агрегат начал свистеть, что, конечно, раздражало, но на работу не влияло. Визуально не влияло: машина заводилась и ехала, хоть и показывала отнюдь не лучшие результаты в динамике. А потом, всегда по одному и тому же сценарию, утром, поворачивая ключ, этот самый свист уже не звучал. «Свистун» отжил, предлагая водителю снова снимать сиденья, ковыряться в лючке и вдыхать чарующие ароматы бензина. Первый проездил три недели, второй — того меньше. Третий шанс не давали, купили на разборке, служит и по сей день.
Аналогично обстоят дела с помпой: этот узел не следует покупать на разборках, поскольку он не предполагает снятия и последующей вторичной установки, поэтому лайфхак с разбором не пройдет. Только в магазин. Там на выбор несколько вариантов, причем «китаей» — раза в два-три дешевле. Выбор очевиден? Спорно: меняя помпу, обычно приходится менять и ремень ГРМ, что недешево и с точки зрения новой запчасти, и с точки зрения работы. И потекшая через пару месяцев «поднебесная деталь» толсто намекнула, что сэкономленное придется отдать в двойном размере. Лужа ярко алого цвета под автомобилем, элегантный и не менее яркий подтек на детали и «штрафная» банка антифриза дело свое сделали — до сервиса без перегрева доехали. Но одного урока хватило, чтобы дальше на эти «грабли» не наступать.
Предохранители

Это в чистом виде китайская магия. Иначе не назвать: предохранитель, судя из названия, должен предохранять различные электрические составляющие автомобильной архитектуры от скачков напряжения. Однако, дешевая китайская деталь обладает, явно, другим назначением, которое не позволяет безопасно эксплуатировать автомобиль. Китайский «пред» либо сгорает сразу, через мгновение после запуска двигателя и активации опции из его зоны ответственности, либо не сгорает никогда, пропуская скачки «напруги» по адресу. Найти линейную зависимость за несколько подряд проведенных опытов не удалось — это, к слову, главная претензия ко всем китайским запчастям — поэтому вопрос был решен покупкой дорого набора, после чего ежедневное изучение блока предохранителей закончилось само собой. Стоит ли игра свеч, если на кону, скажем, ЭБУ или любая другая, весьма дорогая по нынешним временам плата — это даже не вопрос. Это уже крик души.
Чудес не бывает, а машина — удовольствие дорогое. Так было, есть и будет, причем цена покупки — далеко не конечная, в голове стоит держать и страховку с колесами, и обслуживание с ремонтом. А последний — это, по крайней мере наполовину, запчасти. Дорого покупать оригинальные? Увы, да, дорого. Но хороший аналог найти сложно, а хороший и дешевый аналог — невозможно. Стоит это честно для себя признать, после чего вопрос ремонта устремится к своему завершению. Не раньше.