Дилерам запретят навязывать «допы»: как это будет работать

Разбираемся, не окажется ли механизм исполнения закона «бумажным»
Андрей Иванов
Автор Авто Mail

В своем ТГ-канале председатель Государственной Думы Вячеслав Володин пообещал продолжить рассмотрение законопроекта, защищающего граждан от излишних трат. «Многие сообщали, что часто сталкиваются с подобным: при пользовании услугами банков, приобретении авиа- и железнодорожных билетов, обращении в автосалоны, покупке пакетов связи и подписок и т. д.», — проявил осведомление в вопросе спикер парламента.

Rox 01 в дилерском центре
Источник: Rox

Вячеслав Володин ссылается на своих подписчиков, то есть рядовых потребителей, которые, как он заметил, «выразили поддержку предлагаемым решениям». Он пообещал рассмотреть законопроект в приоритетном порядке, и тогда уже в самое ближайшее время навязывание допуслуг в отечественных автосалонах станет незаконным. Авто Mail попросил прокомментировать актуальную для многих тему аналитиков рынка.

«Запрет навязывания допов — звучит красиво, но что в реальности? — задается вопросом независимый эксперт Александр Ковалев. — Для дилеров допоборудование, страховки и сервисные пакеты всегда были важной статьей дохода. Когда автомобили продавались с минимальной наценкой, именно так называемые “допы” позволяли хоть что-то зарабатывать. Ну как “хоть что-то”?! Все хорошо помнят, как во времена ковида коврики уходили за 300 000 рублей, а сетка за 150 000 рублей. Дилеры хорошо чувствуют рынок, и степень влияния “допов”, их навязывания, всегда зависит от ситуации».

Сотрудники автосалона "Яхрома-Лада"
Источник: Алексей Белкин/NEWS.ru/ТАСС

«Тенденция “навязанных “допов” сегодня слабо проявляется в большинстве дилерских центров, работающих с официальными франшизами, — заявляет Ренат Тюктеев, заместитель генерального директора по продажам новых автомобилей АГ “Авилон”. — Проблема эта остро существовала 3 года назад, когда резко взлетели цены на машины, и этот рост составлял, в среднем, от 30 до 100%. В тот период ряд игроков авторынка из “второго эшелона”, как правило, мелкие “серые” дилеры прикручивали к цене автомобиля “допы” и услуги с завышенными в десятки раз тарифами”.

По словам эксперта, законодательная инициатива тогда взяла свой старт и завершилась законопроектом в наши дни, когда ушел дефицит с рынка и потребители стали неплохо разбираться в таких вопросах. «Сегодня проблема “навязывания “допов” существует исключительно в частных автосалонах, когда публикуется крайне низкая цена и запихивается в тело сделки либо слишком дорогой кредит, либо неадекватно высокие тарифы на услуги и допоборудование. Обычно это работает на не самого искушенного в таких вопросах покупателя”, — объясняет Ренат Тюктеев.

Покупатель и менеджер в автосалоне "Авилон Легенда"
Источник: Сергей Булкин/NEWS.ru/TACC

По заявлению Александра Ковалева, дальновидные дилеры уже давно наращивают долю выручки за счет послепродажного обслуживания, увеличивают LTV, снижают затраты на привлечение новых клиентов и стараются выстраивать долгосрочные взаимоотношения с действующими клиентами. «Другое дело — дилеры, которые живут “здесь и сейчас”, — говорит эксперт. — Они будут вынуждены придумывать обходные пути. Например, машина будет продаваться уже в “расширенной” комплектации. Скидки станут предлагать тем, кто берет пакет дополнительных услуг, а сами допуслуги будут маскироваться с помощью аффилированных компаний».

Скорее всего, считает Александр Ковалев, механизм исполнения закона окажется «бумажным»: «Чтобы поймать продавца за руку, клиент должен будет доказать факт навязывания. А сделать это не так-то просто: потребуется юрист, доказательная база, время и нервы. Кому интересно этим заниматься, если в соседнем салоне более сговорчивый менеджер? К тому же, а так ли вообще актуальна эта проблема? В 2025 году склады у дилеров забиты, предложение явно превышает спрос. Если клиент видит, что в одном салоне его “грузят” ненужными услугами, он просто уйдет в другой. Это сейчас работает лучше любого запрета».

Шипованная резина в обновленном дилерском комплексе автомобильного холдинга MAJOR
Источник: Валентин Антонов/ТАСС

«Важно защитить людей от излишних трат, а также пресечь попытки манипулирования и принуждения к совершению ненужных и невыгодных покупок, — считает Вячеслав Володин. — А продавцам, исполнителям и владельцам агрегаторов необходимо помнить, что навязывание дополнительных товаров, работ и услуг является нарушением закона». Александр Ковалев говорит, что закон сам по себе правильный, но запоздалый. А самое важное, если дилер захочет «нагрузить» клиента, реализовать законное право покупателю будет очень непросто.