Автомобильные агрегаты, которые лучше отремонтировать, чем заменить

О том, какие элементы автомобиля стоит восстановить, а не заменить — рассказываем на Авто Mail
Александр Потапов
Автор Авто Mail

Прошедшие двадцать лет XXI века научили отечественных автомобилистов крупноузловой замене агрегата в любой непонятной ситуации: заменить порой действительно намного проще, чем разобраться в проблеме. Однако, дешевле ли? Дефицит качественных запчастей на рынке постпродажного обслуживания перевернул все с ног на голову: теперь-то мы знаем цену качественному, пусть и нуждающемуся в ремонте узлу.

Автосервис
Источник: Авто Mail

Автомобиль, даже самый технически архаичный — это сложный набор узлов и агрегатов, собранных в единую экосистему: стоит одному выйти из строя, как транспортное средство превращается в недвижимость. Начало века с его бурным ростом автомобильных дилеров и количеством новых импортных автомобилей на дорогах, привело к изменению подхода к содержанию машины: без долгих разбирательств, выяснения причин и попыток немного сэкономить — меняем у официального дилера и едем дальше. В конечном итоге по такому же пути начали обслуживать даже «Жигули». Однако буря «двадцатых», уже можно ее так называть, крепко поменяла принципы и вернула «на круги своя» методики авторемонта. Мы снова чиним!

Внезапно оказалось, что оригинальные узлы и агрегаты сказочно дороги, а китайский «неоригинал» — далеко не уедет, если вообще поедет. Увы, качество «поднебесных» запчастей от мала до велика никакую критику не выдерживало, поэтому автомобилисты по всей России вспомнили о дедовских методах: можно ведь не менять, а перебрать? Можно и даже нужно, особенно с учетом того, что запчасть, поставленная на конвейере, намного надежнее такой же, но ремонтной. Никогда не замечали, что первый, скажем, генератор, легко выезжал за отметку в десятилетие эксплуатации, а поставленный позже оригинальный с великим трудом выживал пятилетку? Вывод напрашивается сам собой: некоторые агрегаты следует не менять, а восстанавливать.

Генератор

Автомобильный генератор
Источник: Freepik

Начнем с уже упомянутого генератора: этот механизм давно и успешно научились перебирать в России, восстанавливают до состояния нового и дают гарантию. Работа не из дешевых, да и запчастей, как правило меняют много: внимания требуют щетки, обмотка, якорь и многое другое. Однако после получим фактически новый оригинальный узел по цене аналога. Кстати, даже автосервисы, не говоря уж о самостоятельных автолюбителях, подобную работу поручают профильным организациям, сами не делают: в мастерской, занятой исключительно восстановлением генераторов, работу сделают лучше и быстрее, что тоже немаловажно.

Обычно на полное восстановление уходит что-то около суток, если марка и модель «геннадия» распространенная, но поиск запчастей для редких модификаций может занять чуть больше времени. В любом случае, восстановление генератора — вопрос пары дней.

Стартер

Стартер автомобиля фирмы Bosch
Источник: Bosch

Аналогично дела обстоят и со стартером: от времени и тяжелой эксплуатации он имеет свойство сгорать, залипать, начинает издавать странные звуки или крутить маховик медленнее, чем положено. Агрегат обычно, если сами не хотят ковыряться, везут к мастеру, который специализируется на восстановлении: он подкинет напряжение, оценит состояние реле, которое должно выдвинуть обгонную муфту, поменяет щетки, проверит и заменит в случае необходимости обмотку и якорь.

Работа очень похожа на восстановление генератора, поэтому обычно ей занимаются те же люди. Цена вопроса: от 5 тысяч рублей и до бесконечности.

Двигатель

Двигатель автомобиля
Источник: Freepik

Очень много сейчас доводов в пользу крупноузловой замены двигателя на популярных японских и корейских моделях: мол, если новый китайский мотор стоит 110 000 рублей, зачем чинить старый за 150 000 — 200 000 тех же рублей? Логика понятна, однако дьявол, как всегда, кроется в деталях. Причем, как в прямом, так и в переносном смысле.

Во-первых, стоит помнить, двигатель — агрегат номерной, следовательно, его замена автоматически обязывает поехать в ГАИ и внести изменения в документы. Делается это непросто и не быстро, так что многие пропускают неприятный этап и получает в итоге автомобиль с ограничениями по переоформлению. Надо оно или нет — решать каждому для себя. Тут советов нет и быть не может. Есть только закон, следовать букве которого мы все обязаны.

Во-вторых, качество китайских агрегатов настолько низкое, что редкая «птица» долетит до отметки в 100 000 км. Увы, металл сырой, сборка — посредственная, качество резинотехнических изделий таково, что иногда дешевле сразу переуплотнить, пока мотор снят и чист. Особенно плохи китайские валы, что распределительные, что коленчатые, а уж визуальная составляющая двигателя — вселяет ужас. Веры, что такое решение прослужит долгие годы, к сожалению, нет. Из практики можно сказать следующее: уже есть китайские аналоги моторов Mitsubishi, которые проехали более 50 000 км. Много это или мало для принятия решения?

АКПП

Автоматическая коробка
Источник: legion-media / Sergey Ryzhov

«Автомат» не номерной узел, его чисто гипотетически поменять можно. Поэтому где-то в недрах российского интернета сложилось мнение, что при поломке автоматической коробки переключения передач, ремонтировать ее не стоит, а нужно лишь купить аналог — дешево, мол, и сердито. Однако мало кто из «советников» знает, что абсолютное большинство предложенных «лотов» довольно долго пролежало на складах и в гаражах. За это время отработка трансмиссионного масла, довольно агрессивная штука, кстати, буквально растворила фрикционные диски внутри коробки. А состоят эти самые диски из прессованной бумаги и клея. И вся эта каша при первом же запуске разлетится по всему узлу. Менять масло — бесполезно, коробку надо разобрать и промыть. И тут возникает вопрос: а не проще ли перебрать сразу свою коробку.

Кузов и рама

Работник автосервиса распыляет антикоррозийный состав на днище автомобиля
Источник: legion-media.ru

Самый ценный и дорогой в любом смысле слова элемент автомобиля — это кузов. Кто сталкивался с оформлением его замены или глобальным ремонтом, который в некоторых обстоятельствах может стоить и миллион рублей, соврать не дадут. Именно поэтому любой опытный автовладелец старается «беречь кузов смолоду» — обрабатывать антикоррозийными составами, оперативно и качественно устранять следы эксплуатации и многое другое.

Теоретически, замена кузова, конечно, возможна, но на практике — маловероятна, поэтому его следует только ремонтировать. Долго, дорого, проблемно. Но иной альтернативы, если мы говорим о реальности и законной деятельности, просто нет. Увы.

Номер рамы скрыть от погоды и солей можно специальным пластилином
Номер рамы скрыть от погоды и солей можно специальным пластилиномИсточник: Авто Mail

Кроме одного исключения — внедорожники. У них кузов не номерной, поскольку vin-код несет на себе рама. Следовательно, весь спектр сложностей ложится на нее. А в России рамы успешно ржавеют, а после — гниют. Поэтому при покупке автомобиля, нового или подержанного, раму следует тщательно обработать, покрыть антикоррозийными составами, а номер скрыть от погоды и солей специальным пластилином, который его сбережет на долгие годы.

В России, как известно, ремонтируется все, независимо от изначального качества и конечного состояния. Нет такого автомобиля или его детали, которые бы никто не взялся делать. Качество работы и ее цена — вопрос уже следующий, однако сегодня, когда цены на новые машины высоки, а предложение понравится не всем, самым мудрым и прозорливым решением будет инвестиция в собственный автомобиль. И самые разные эксперты автомобильной отрасли рассказывают, что большинство отечественных автовладельцев именно по такому пути и пошло. Разумно.