Прошедшие двадцать лет XXI века научили отечественных автомобилистов крупноузловой замене агрегата в любой непонятной ситуации: заменить порой действительно намного проще, чем разобраться в проблеме. Однако, дешевле ли? Дефицит качественных запчастей на рынке постпродажного обслуживания перевернул все с ног на голову: теперь-то мы знаем цену качественному, пусть и нуждающемуся в ремонте узлу.

Автомобиль, даже самый технически архаичный — это сложный набор узлов и агрегатов, собранных в единую экосистему: стоит одному выйти из строя, как транспортное средство превращается в недвижимость. Начало века с его бурным ростом автомобильных дилеров и количеством новых импортных автомобилей на дорогах, привело к изменению подхода к содержанию машины: без долгих разбирательств, выяснения причин и попыток немного сэкономить — меняем у официального дилера и едем дальше. В конечном итоге по такому же пути начали обслуживать даже «Жигули». Однако буря «двадцатых», уже можно ее так называть, крепко поменяла принципы и вернула «на круги своя» методики авторемонта. Мы снова чиним!
Внезапно оказалось, что оригинальные узлы и агрегаты сказочно дороги, а китайский «неоригинал» — далеко не уедет, если вообще поедет. Увы, качество «поднебесных» запчастей от мала до велика никакую критику не выдерживало, поэтому автомобилисты по всей России вспомнили о дедовских методах: можно ведь не менять, а перебрать? Можно и даже нужно, особенно с учетом того, что запчасть, поставленная на конвейере, намного надежнее такой же, но ремонтной. Никогда не замечали, что первый, скажем, генератор, легко выезжал за отметку в десятилетие эксплуатации, а поставленный позже оригинальный с великим трудом выживал пятилетку? Вывод напрашивается сам собой: некоторые агрегаты следует не менять, а восстанавливать.
Генератор

Начнем с уже упомянутого генератора: этот механизм давно и успешно научились перебирать в России, восстанавливают до состояния нового и дают гарантию. Работа не из дешевых, да и запчастей, как правило меняют много: внимания требуют щетки, обмотка, якорь и многое другое. Однако после получим фактически новый оригинальный узел по цене аналога. Кстати, даже автосервисы, не говоря уж о самостоятельных автолюбителях, подобную работу поручают профильным организациям, сами не делают: в мастерской, занятой исключительно восстановлением генераторов, работу сделают лучше и быстрее, что тоже немаловажно.
Обычно на полное восстановление уходит что-то около суток, если марка и модель «геннадия» распространенная, но поиск запчастей для редких модификаций может занять чуть больше времени. В любом случае, восстановление генератора — вопрос пары дней.
Стартер

Аналогично дела обстоят и со стартером: от времени и тяжелой эксплуатации он имеет свойство сгорать, залипать, начинает издавать странные звуки или крутить маховик медленнее, чем положено. Агрегат обычно, если сами не хотят ковыряться, везут к мастеру, который специализируется на восстановлении: он подкинет напряжение, оценит состояние реле, которое должно выдвинуть обгонную муфту, поменяет щетки, проверит и заменит в случае необходимости обмотку и якорь.
Работа очень похожа на восстановление генератора, поэтому обычно ей занимаются те же люди. Цена вопроса: от 5 тысяч рублей и до бесконечности.
Двигатель

Очень много сейчас доводов в пользу крупноузловой замены двигателя на популярных японских и корейских моделях: мол, если новый китайский мотор стоит 110 000 рублей, зачем чинить старый за 150 000 — 200 000 тех же рублей? Логика понятна, однако дьявол, как всегда, кроется в деталях. Причем, как в прямом, так и в переносном смысле.
Во-первых, стоит помнить, двигатель — агрегат номерной, следовательно, его замена автоматически обязывает поехать в ГАИ и внести изменения в документы. Делается это непросто и не быстро, так что многие пропускают неприятный этап и получает в итоге автомобиль с ограничениями по переоформлению. Надо оно или нет — решать каждому для себя. Тут советов нет и быть не может. Есть только закон, следовать букве которого мы все обязаны.
Во-вторых, качество китайских агрегатов настолько низкое, что редкая «птица» долетит до отметки в 100 000 км. Увы, металл сырой, сборка — посредственная, качество резинотехнических изделий таково, что иногда дешевле сразу переуплотнить, пока мотор снят и чист. Особенно плохи китайские валы, что распределительные, что коленчатые, а уж визуальная составляющая двигателя — вселяет ужас. Веры, что такое решение прослужит долгие годы, к сожалению, нет. Из практики можно сказать следующее: уже есть китайские аналоги моторов Mitsubishi, которые проехали более 50 000 км. Много это или мало для принятия решения?
АКПП

«Автомат» не номерной узел, его чисто гипотетически поменять можно. Поэтому где-то в недрах российского интернета сложилось мнение, что при поломке автоматической коробки переключения передач, ремонтировать ее не стоит, а нужно лишь купить аналог — дешево, мол, и сердито. Однако мало кто из «советников» знает, что абсолютное большинство предложенных «лотов» довольно долго пролежало на складах и в гаражах. За это время отработка трансмиссионного масла, довольно агрессивная штука, кстати, буквально растворила фрикционные диски внутри коробки. А состоят эти самые диски из прессованной бумаги и клея. И вся эта каша при первом же запуске разлетится по всему узлу. Менять масло — бесполезно, коробку надо разобрать и промыть. И тут возникает вопрос: а не проще ли перебрать сразу свою коробку.
Кузов и рама

Самый ценный и дорогой в любом смысле слова элемент автомобиля — это кузов. Кто сталкивался с оформлением его замены или глобальным ремонтом, который в некоторых обстоятельствах может стоить и миллион рублей, соврать не дадут. Именно поэтому любой опытный автовладелец старается «беречь кузов смолоду» — обрабатывать антикоррозийными составами, оперативно и качественно устранять следы эксплуатации и многое другое.
Теоретически, замена кузова, конечно, возможна, но на практике — маловероятна, поэтому его следует только ремонтировать. Долго, дорого, проблемно. Но иной альтернативы, если мы говорим о реальности и законной деятельности, просто нет. Увы.

Кроме одного исключения — внедорожники. У них кузов не номерной, поскольку vin-код несет на себе рама. Следовательно, весь спектр сложностей ложится на нее. А в России рамы успешно ржавеют, а после — гниют. Поэтому при покупке автомобиля, нового или подержанного, раму следует тщательно обработать, покрыть антикоррозийными составами, а номер скрыть от погоды и солей специальным пластилином, который его сбережет на долгие годы.
В России, как известно, ремонтируется все, независимо от изначального качества и конечного состояния. Нет такого автомобиля или его детали, которые бы никто не взялся делать. Качество работы и ее цена — вопрос уже следующий, однако сегодня, когда цены на новые машины высоки, а предложение понравится не всем, самым мудрым и прозорливым решением будет инвестиция в собственный автомобиль. И самые разные эксперты автомобильной отрасли рассказывают, что большинство отечественных автовладельцев именно по такому пути и пошло. Разумно.