По сути роль сотрудников ГАИ в новой системе выдачи пропусков сведена к банальному приему-выдаче документов.
Как рассказывают в КРО, заявления на получение пропусков третьей формы начали поступать еще в начале ноября – сразу после первых сообщений об ограничениях въезда в пределы ТТК. Но «добро» из мэрии на выдачу разрешений и бланки пропусков в ГАИ получили только 1 декабря. Пока выдано только 182 пропуска. По прогнозам сотрудников КРО, примерно на половину запросов придут отказы. К тому же в КРО не уверены, что все поданные заявки будут рассмотрены до нового года, поэтому «Газелям» решили дать еще одну отсрочку.
До 15 января 2005 года по ТТК можно будет ездить с разрешением «нулевой формы» (на дневной въезд внутрь Садового кольца),
хотя еще неделю назад штрафовать нарушителей собирались начать с 1 января.
Немного облегчить жизнь водителям «Газелей» пока могут так называемые «разовые» разрешения. Суточные пропуска, уверяют в КРО, выдаются за 5–10 минут и без согласования с мэрией.
Впрочем, довольно многочисленные фирмы-посредники по-прежнему готовы «посодействовать» в выдаче пропусков для грузовиков.
По словам начальника КРО Александра Суханова, некоторые компании начали выдавать разрешения еще до того, как в ГИБДД появились специальные бланки. Суханов видел подделки и говорит, что они изготавливаются так качественно, что распознать их может только специальная экспертиза.
Понятно, что такое оборудование инспекторы с собой не носят.
Стоимость одного пропуска колеблется от $150 до $300, что для коммерческих компаний не такие большие суммы. Вероятно, кому-то будет проще получить разрешение таким способом и наверняка, чем, делая все по закону, но с негарантированным результатом. Сейчас еще многие автовладельцы обращаются за документами в ГАИ, но это потому, как они сами объясняют, что до вступления в силу запрета еще больше месяца, еще есть время постоять в очереди и подождать ответа. Если бы такого запаса времени не было, перевозчики бы решали свои проблемы оперативно – а каким способом, уже не столь важно.
По мнению председателя Межрегионального профсоюза водителей-профессионалов Александра Котова, рынок поддельных документов будет существовать столько, сколько будут жить нелегальные грузоперевозчики. По словам Котова, их сегодня в Москве не меньше 80%. Потому и процветают фирмы, продающие фальшивые разрешения. «И никогда за 6 лет пропускного режима им никто даже пальцем не погрозил».
По официальной статистике, каждый день в Москву приезжают порядка 40 тысяч грузовиков из других городов. Александр Котов считает, что для их водителей будет проще заехать внутрь Третьего кольца ночью, дождаться дня, заплатить гаишникам, если остановят, загрузиться и опять ждать ночи, чтобы спокойно выехать из столицы. Все это время – с работающим мотором. Понятно, что экология в таком случае в лучшую сторону не изменится.
Александр Котов считает, что усложнения в системе получения государственных пропусков служат только развитию черного рынка поддельных документов. Реально же сократить число грузового транспорта в центре мэрия может только одним способом – созданием условий для вывода предприятий и организаций за пределы Третьего кольца. Чем пока никто в городе целенаправленно не занимается.