Минпросвещения пропишет правила онлайн-курсов для водителей

Министерство просвещения РФ впервые пропишет правила дистанционного обучения в рамках теоретического курса для будущих водителей в автошколах

В проекте приказа ведомства говорится о специальных цифровых образовательных сервисах, которые должны будут использовать для этого участники рынка. Могут измениться и правила обучения навыкам вождения, в частности, для будущих водителей автобусов, грузовиков и такси. Они смогут осваивать азы управления прямо в автопарках и на транспортных комбинатах. Это облегчит подготовку кадров в условиях «катастрофического недостатка водителей», считает эксперт.

Крепче за мышку держись, шофер
Источник: Александр Коряков, Коммерсантъ

О планах Минпросвещения разработать новые программы обучения в автошколах вместо действующих “Ъ” уже рассказывал (см. номер от 2 ноября 2024 года). По итогам обсуждения ведомство опубликовало на regulation.gov.ru вторую версию документа. “Ъ” изучил его.

Главным новшеством станет регламент дистанционной подготовки в рамках теоретического курса для будущих водителей.

Речь идет об изучении правил дорожного движения, норм КоАП, основ первой помощи при ДТП и устройства автомобиля. Дистанционные занятия разрешены и сегодня законом «Об образовании», пояснили “Ъ” в Минпросвещения. Однако в действующем приказе для автошкол упоминания об этом нет. Более того, в документе говорится, что теоретическое обучение проводится в «учебных кабинетах». Ведомство по просьбе представителей автошкол устранит правовой пробел. Применение «дистанционных образовательных технологий» разрешат при соблюдении условий, перечисленных в постановлении правительства РФ 2023 года.

Работа автошколы
Источник: Агентство городских новостей «Москва»

Этот документ устанавливает правила дистанционного и электронного обучения для всех образовательных учреждений (в том числе автошкол). Речь в нем идет о необходимости использовать для дистанта специальные цифровые образовательные сервисы — «цифровые решения, предоставляющие возможность приобретения знаний, умений и навыков и обеспечивающие автоматизацию образовательной деятельности». Платформа позволяет в том числе фиксировать посещаемость занятий и успеваемость студентов.

Дистанционное обучение стало популярно во время ковидных ограничений, пояснила “Ъ” президент межрегиональной ассоциации автошкол МААШ Татьяна Шутылева. «Лекции для будущих водителей транслировались с помощью различных видеоплатформ (но не тех, что рекомендованы правительством.— “Ъ”),— говорит она.— Никто не знал, сколько часов прослушали ученики и как усвоили материал. Нередко все сводилось к самоподготовке, а она запрещена». Госпожа Шутылева называет правильным решение Минпросвещения «сделать процесс полностью подконтрольным и фиксируемым».

Еще одним серьезным преобразованием станет предоставление возможности соискателям водительских удостоверений категорий C и D (автобусы и грузовики) осваивать навыки вождения не в автошколе, а «в организации, осуществляющей деятельность по профилю соответствующей образовательной программы».

Речь идет о транспортных комбинатах и автопарках и т. д., пояснили в Минпросвещения. Для этого автошкола и заинтересованная организация-работодатель должны заключить договор. Аналогичное право появится и для получающих категорию B будущих таксистов: они смогут пройти практику в таксопарке.

Сейчас, пояснила “Ъ” Татьяна Шутылева, в парках могут осваивать навыки вождения только водители трамваев и троллейбусов. «У каждого автопарка есть своя специфика, и обучаться для управления конкретным типом транспортного средства — это правильно,— заявила “Ъ” директор Объединения автопассажирских перевозчиков Татьяна Ракулова.— Кроме того, обучающийся получает гарантированное трудоустройство, а перевозчик будет понимать, кого берет на работу».

Работа автошколы
Источник: Агентство городских новостей «Москва»

Госпожа Ракулова напоминает, что сегодня отрасль пассажироперевозок находится «в условиях катастрофического недостатка водителей». Инициатива Минпросвещения может эту проблему решить. По оценке Союза ассоциаций автоперевозчиков и предпринимателей, дефицит водителей только туристических автобусов достигает 40–60% от запросов отрасли.

Приказ также вводит ряд технических, но важных уточнений. В частности, на обучение навыкам вождения водителям категории B в городских условиях выделят 42 обязательных часа вместо нынешних 38. «Примерные программы изменятся в сторону большей практической направленности»,— поясняют в Минпросвещения. Новая версия приказа направлена на оценку регулирующего воздействия, соответствующее заключение должно дать Минэкономразвития.

Иван Буранов