Как проверить аккумулятор мультиметром: пошаговая инструкция

Если вы не знаете, как проверить аккумулятор мультиметром и что означают цифры на дисплее этого прибора, мы поможем разобраться с этими вопросами.
Авторы и эксперты
Ирина Бокова
Автор Авто Mail
Роман Тимашов
Директор по послепродажному обслуживанию
Что такое мультиметр
Что можно проверить
Советы эксперта
Главное
Что такое мультиметр
Что можно проверить
Советы эксперта
Главное
Еще
Рисунок мультиметра с показаниями напряжения на аккумуляторе 12,6 Вольт
Источник: Авто Mail

В статье рассказываем, как проверить аккумулятор мультиметром, что это за устройство, разбираем процессы пошагово, поможет нам Роман Тимашов, директор по послепродажному обслуживанию ГК «АВТОДОМ Алтуфьево».

Что такое мультиметр: функции прибора 

Это прибор для измерения различных параметров электрических сетей и их компонентов. Также с его помощью проверяется целостность электрической цепи, так называемая функция «прозвонки». 

Простые модели измеряют только базовые параметры: силу тока, сопротивление и напряжение. Усовершенствованные приборы могут анализировать 10 и более характеристик: емкость конденсаторов, частоту, коэффициент передачи по току для биполярных транзисторов, их цоколевку, температуру. 

С помощью мультиметра легче обнаружить неисправность в проводке и токопроводящих кабелях и можно даже самостоятельно конструировать электронные устройства.

От электрического тестера мультиметр отличается именно количеством функций. Тестер измеряет напряжение, сопротивление и фазу, мультиметр же предлагает солидный набор показателей. Вот что он умеет измерять:

  • напряжение постоянного и переменного тока;
  • силу переменного и постоянного тока;
  • сопротивление участков цепи и других элементов;
  • емкость и индуктивность элементов;
  • температуру (при наличии внешней термопары);

Чаще всего мультиметр используется для измерения характеристик и настройки различных электрических сетей. Он пригодится при сборке электросхем, ремонте электрооборудования, диагностике электронных устройств. С его помощью можно проверить исправность компонентов, дорожек, плат. Еще мультиметр позволяет прозванивать соединения со звуковой и световой индикацией, а также проверять фотоэлементы, транзисторы, диоды.

Мультиметр цифровой КВТ Proline
Источник: КВТ

Что можно проверить в АКБ с помощью мультиметра

Разберемся, какие параметры аккумулятора можно замерить с помощью мультиметра и какие шаги для этого предпринять.

Работоспособность аккумулятора 

Проверяем работоспособность аккумулятора при неработающем двигателе. Ваши действия:

  1. Убедитесь, что зажигание выключено.
  2. Установите на приборе предел измерения 20 В.
  3. Подключите провода к соответствующим разъемам мультиметра.
  4. Металлические щупы устройства приложите к клеммам аккумулятора. Красный соответствует «плюсу», черный — «минусу». Если цветового обозначения нет, найдите на щупах маркировку «+» или «–».
  5. Проверьте показания мультиметра.

Если прибор показывает 12,6—12,8 В — батарея исправна. Цифры от 11,5 до 12 В означают, что батарею нужно зарядить. 

Мультиметр показывает, что батарею нужно зарядить
Напряжение меньше 12 В показывает, что аккумулятор нуждается в зарядкеИсточник: legion-media.ru

Полнота зарядки 

Для измерения этого показателя потребуется некоторое время, ориентировочно 5—6 часов. Что делаем:

  1. Снимите клеммы с аккумулятора и оставьте в покое.
  2. Через 5—6 часов подготовьте мультиметр — переведите в режим замера напряжения и установите предел 20 В.
  3. Плюсовой щуп присоедините к «+» аккумулятора, минусовой — к «–».
  4. Проверьте показания на дисплее мультиметра.

Полностью исправная батарея выдаст 12,7—13,2 В. Если на экране 12,1—12,4 В — аккумулятор разряжен наполовину, значение 11,6—12 В указывает на то, что батарею пора зарядить.

Емкость аккумулятора 

Для того чтобы проверить емкость, аккумулятор сначала требуется полностью зарядить, затем определить изменение параметров под нагрузкой с помощью мультиметра. Приступаем:

  1. К полностью заряженной батарее подключите нагрузку с известными параметрами. Возьмем в качестве примера лампочку на 100 Вт, при этом сила тока составит 9 А.
  2. Одновременно к клеммам аккумулятора подсоедините мультиметр в режиме замера напряжения. Предел измерения — 20 В.
  3. На часах отметьте время начала замера.
  4. Отслеживайте снижение напряжения под нагрузкой. Когда разряд АКБ достигнет минимума — 10,3 В, можно отключить его от нагрузки.
  5. Теперь определите время, в течение которого батарея работала под нагрузкой. Возьмем за основу 7 часов.
  6. Емкость определяется способностью аккумулятора поддерживать нагрузку в течение некоторого времени. В нашем случае нагрузка потребляет 9 А, а время разрядки аккумулятора — 7 часов. Умножаем: 7 × 9 = 63 А·ч.

Полученную цифру можно сравнить с технической информацией на корпусе батареи. Для стандартных аккумуляторов это значение должно быть в пределах 60—70 А·ч.

Водитель подключает клеммы мультиметра к аккумулятору
Работоспособность аккумулятора можно проверить по разным метрикамИсточник: Freepik

Ампераж тока утечки 

Этот параметр показывает, какой ампераж потребляет оборудование, подключенное к аккумулятору. Для его измерения нужно выполнить следующее:

  1. Отключите все, что работает от аккумулятора.
  2. На мультиметре установите величину измерения постоянного тока до 10 А.
  3. Плюсовой щуп присоедините к «+» аккумулятора, минусовой — к «–».
  4. Проверьте цифры на дисплее мультиметра.

Если утечек нет, прибор покажет 0. Другие значения указывают на неисправность проводки или какого-либо потребителя. Чем они больше нуля, тем быстрее сядет батарея.

Напряжение (вольтаж) АКБ

Чтобы проверить напряжение аккумулятора с помощью мультиметра, делаем следующее:

  1. Присоедините провода к соответствующим разъемам мультиметра.
  2. Установите предел проверки напряжения 20 В.
  3. Соедините щупы прибора с клеммами аккумулятора. Плюсовой — к «+», минусовой — к «–».
  4. Проверьте показания на дисплее мультиметра.

Если батарея исправна, на экране отобразится 12,5—12,7 В. Показатели в пределах 12,1—12,4 В указывают на разрядку батареи. Если напряжение будет ниже 11 В, то машина просто не заведется.

Аэрометр для измерения плотности жидкостей и заряда аккумулятора
Источник: legion-media.ru

Плотность электролита

Плотность электролита измеряется специальным прибором — ареометром, а не мультиметром. Мультиметр предназначен для измерения электрических величин, таких как напряжение, сила тока, сопротивление и др., но он не может непосредственно измерять плотность жидкости.

Однако если у вас есть специальный датчик плотности или преобразователь, который совместим с вашим мультиметром, то теоретически вы можете использовать мультиметр для измерения плотности через этот датчик. Но такие датчики довольно специфичны и редко используются в бытовых условиях.

Внутреннее сопротивление 

Этот параметр измеряется с нагрузкой и без. В конце результаты сравниваются. Приступаем:

  1. Подключите к аккумулятору какую-нибудь нагрузку, например лампочку.
  2. Через 10—15 секунд замерьте напряжение с помощью мультиметра.
  3. Теперь отключите нагрузку и снова измерьте напряжение.
  4. Вычислите разницу между двумя замерами, поделите ее на указанный производителем номинал и умножьте на 100%.

Если в результате вычислений получилось не более 0,4% — внутреннее сопротивление в норме.

Механик подключает мультиметр к аккумулятору
Для проверки плотности электролита нужен ареометрИсточник: Freepik

Советы эксперта

Роман Тимашов уточняет:

«Мультиметр — это универсальный инструмент. Он помогает быстро и точно оценить состояние аккумулятора, что особенно важно для автолюбителей, которые хотят избежать неожиданных поломок.

Второе, упрощенное название устройства — тестер, он используется для уточнения внутреннего сопротивления, силы и плотности тока, уровня напряжения, вероятной утечки и емкости аккумулятора. Последний параметр — это отрезок времени, в течение которого батарея отдает максимальный ток всем системам авто. Измеряется он в ампер-часах (А⋅ч). Например, вы купили АКБ четыре года назад. По техническим характеристикам ее емкость равна 60 А⋅ч. При измерениях вы получили только 40 А⋅ч, что нормально для возрастной батареи. Менять ее придется при показателях 20—30 А⋅ч.

Для того чтобы проверить аккумулятор с помощью мультиметра, сначала нужно настроить прибор на измерение постоянного тока (DC Voltage). Для этого достаточно выбрать на мультиметре символ V с прямой линией и точками снизу. Затем нужно подключить красный щуп к положительной клемме аккумулятора, а черный — к отрицательной. При нормальном состоянии аккумулятора мультиметр покажет напряжение в пределах 12,6—12,8 В при выключенном двигателе.

Еще один полезный тест — проверка напряжения аккумулятора в процессе работы двигателя. В идеале при включенном двигателе напряжение должно быть в пределах 13,7—14,7 В, что подтверждает правильную работу генератора и зарядку аккумулятора. 

Чтобы повысить точность измерений, подключайте мультиметр не менее двух раз с промежутком в 20 минут между запусками мотора. Такой подход позволяет своевременно выявить возможные проблемы с аккумулятором и избежать неприятных сюрпризов».

Главное о том, как проверить аккумулятор мультиметром 

Проверка аккумулятора с помощью мультиметра — дело не сложное. Запомните несколько простых моментов:

  • изучите строение и функции мультиметра, чтобы в процессе измерения сделать все правильно;
  • разберитесь в режимах измерений и соответствующих разъемах на приборе;
  • выбирайте правильный предел измерений, иначе мультиметр можно испортить;
  • плюсовой щуп мультиметра подключается к «+» аккумулятора, минусовой — к «–». Если нет цветового обозначения, ищите на щупах маркировку «+» и «–».