
В статье рассказываем, как проверить аккумулятор мультиметром, что это за устройство, разбираем процессы пошагово, поможет нам Роман Тимашов, директор по послепродажному обслуживанию ГК «АВТОДОМ Алтуфьево».
Что такое мультиметр: функции прибора
Это прибор для измерения различных параметров электрических сетей и их компонентов. Также с его помощью проверяется целостность электрической цепи, так называемая функция «прозвонки».
Простые модели измеряют только базовые параметры: силу тока, сопротивление и напряжение. Усовершенствованные приборы могут анализировать 10 и более характеристик: емкость конденсаторов, частоту, коэффициент передачи по току для биполярных транзисторов, их цоколевку, температуру.
С помощью мультиметра легче обнаружить неисправность в проводке и токопроводящих кабелях и можно даже самостоятельно конструировать электронные устройства.
От электрического тестера мультиметр отличается именно количеством функций. Тестер измеряет напряжение, сопротивление и фазу, мультиметр же предлагает солидный набор показателей. Вот что он умеет измерять:
- напряжение постоянного и переменного тока;
- силу переменного и постоянного тока;
- сопротивление участков цепи и других элементов;
- емкость и индуктивность элементов;
- температуру (при наличии внешней термопары);
Чаще всего мультиметр используется для измерения характеристик и настройки различных электрических сетей. Он пригодится при сборке электросхем, ремонте электрооборудования, диагностике электронных устройств. С его помощью можно проверить исправность компонентов, дорожек, плат. Еще мультиметр позволяет прозванивать соединения со звуковой и световой индикацией, а также проверять фотоэлементы, транзисторы, диоды.

Что можно проверить в АКБ с помощью мультиметра
Разберемся, какие параметры аккумулятора можно замерить с помощью мультиметра и какие шаги для этого предпринять.
Работоспособность аккумулятора
Проверяем работоспособность аккумулятора при неработающем двигателе. Ваши действия:
- Убедитесь, что зажигание выключено.
- Установите на приборе предел измерения 20 В.
- Подключите провода к соответствующим разъемам мультиметра.
- Металлические щупы устройства приложите к клеммам аккумулятора. Красный соответствует «плюсу», черный — «минусу». Если цветового обозначения нет, найдите на щупах маркировку «+» или «–».
- Проверьте показания мультиметра.
Если прибор показывает 12,6—12,8 В — батарея исправна. Цифры от 11,5 до 12 В означают, что батарею нужно зарядить.

Полнота зарядки
Для измерения этого показателя потребуется некоторое время, ориентировочно 5—6 часов. Что делаем:
- Снимите клеммы с аккумулятора и оставьте в покое.
- Через 5—6 часов подготовьте мультиметр — переведите в режим замера напряжения и установите предел 20 В.
- Плюсовой щуп присоедините к «+» аккумулятора, минусовой — к «–».
- Проверьте показания на дисплее мультиметра.
Полностью исправная батарея выдаст 12,7—13,2 В. Если на экране 12,1—12,4 В — аккумулятор разряжен наполовину, значение 11,6—12 В указывает на то, что батарею пора зарядить.
Емкость аккумулятора
Для того чтобы проверить емкость, аккумулятор сначала требуется полностью зарядить, затем определить изменение параметров под нагрузкой с помощью мультиметра. Приступаем:
- К полностью заряженной батарее подключите нагрузку с известными параметрами. Возьмем в качестве примера лампочку на 100 Вт, при этом сила тока составит 9 А.
- Одновременно к клеммам аккумулятора подсоедините мультиметр в режиме замера напряжения. Предел измерения — 20 В.
- На часах отметьте время начала замера.
- Отслеживайте снижение напряжения под нагрузкой. Когда разряд АКБ достигнет минимума — 10,3 В, можно отключить его от нагрузки.
- Теперь определите время, в течение которого батарея работала под нагрузкой. Возьмем за основу 7 часов.
- Емкость определяется способностью аккумулятора поддерживать нагрузку в течение некоторого времени. В нашем случае нагрузка потребляет 9 А, а время разрядки аккумулятора — 7 часов. Умножаем: 7 × 9 = 63 А·ч.
Полученную цифру можно сравнить с технической информацией на корпусе батареи. Для стандартных аккумуляторов это значение должно быть в пределах 60—70 А·ч.

Ампераж тока утечки
Этот параметр показывает, какой ампераж потребляет оборудование, подключенное к аккумулятору. Для его измерения нужно выполнить следующее:
- Отключите все, что работает от аккумулятора.
- На мультиметре установите величину измерения постоянного тока до 10 А.
- Плюсовой щуп присоедините к «+» аккумулятора, минусовой — к «–».
- Проверьте цифры на дисплее мультиметра.
Если утечек нет, прибор покажет 0. Другие значения указывают на неисправность проводки или какого-либо потребителя. Чем они больше нуля, тем быстрее сядет батарея.
Напряжение (вольтаж) АКБ
Чтобы проверить напряжение аккумулятора с помощью мультиметра, делаем следующее:
- Присоедините провода к соответствующим разъемам мультиметра.
- Установите предел проверки напряжения 20 В.
- Соедините щупы прибора с клеммами аккумулятора. Плюсовой — к «+», минусовой — к «–».
- Проверьте показания на дисплее мультиметра.
Если батарея исправна, на экране отобразится 12,5—12,7 В. Показатели в пределах 12,1—12,4 В указывают на разрядку батареи. Если напряжение будет ниже 11 В, то машина просто не заведется.

Плотность электролита
Плотность электролита измеряется специальным прибором — ареометром, а не мультиметром. Мультиметр предназначен для измерения электрических величин, таких как напряжение, сила тока, сопротивление и др., но он не может непосредственно измерять плотность жидкости.
Однако если у вас есть специальный датчик плотности или преобразователь, который совместим с вашим мультиметром, то теоретически вы можете использовать мультиметр для измерения плотности через этот датчик. Но такие датчики довольно специфичны и редко используются в бытовых условиях.
Внутреннее сопротивление
Этот параметр измеряется с нагрузкой и без. В конце результаты сравниваются. Приступаем:
- Подключите к аккумулятору какую-нибудь нагрузку, например лампочку.
- Через 10—15 секунд замерьте напряжение с помощью мультиметра.
- Теперь отключите нагрузку и снова измерьте напряжение.
- Вычислите разницу между двумя замерами, поделите ее на указанный производителем номинал и умножьте на 100%.
Если в результате вычислений получилось не более 0,4% — внутреннее сопротивление в норме.

Советы эксперта
Роман Тимашов уточняет:
«Мультиметр — это универсальный инструмент. Он помогает быстро и точно оценить состояние аккумулятора, что особенно важно для автолюбителей, которые хотят избежать неожиданных поломок.
Второе, упрощенное название устройства — тестер, он используется для уточнения внутреннего сопротивления, силы и плотности тока, уровня напряжения, вероятной утечки и емкости аккумулятора. Последний параметр — это отрезок времени, в течение которого батарея отдает максимальный ток всем системам авто. Измеряется он в ампер-часах (А⋅ч). Например, вы купили АКБ четыре года назад. По техническим характеристикам ее емкость равна 60 А⋅ч. При измерениях вы получили только 40 А⋅ч, что нормально для возрастной батареи. Менять ее придется при показателях 20—30 А⋅ч.
Для того чтобы проверить аккумулятор с помощью мультиметра, сначала нужно настроить прибор на измерение постоянного тока (DC Voltage). Для этого достаточно выбрать на мультиметре символ V с прямой линией и точками снизу. Затем нужно подключить красный щуп к положительной клемме аккумулятора, а черный — к отрицательной. При нормальном состоянии аккумулятора мультиметр покажет напряжение в пределах 12,6—12,8 В при выключенном двигателе.
Еще один полезный тест — проверка напряжения аккумулятора в процессе работы двигателя. В идеале при включенном двигателе напряжение должно быть в пределах 13,7—14,7 В, что подтверждает правильную работу генератора и зарядку аккумулятора.
Чтобы повысить точность измерений, подключайте мультиметр не менее двух раз с промежутком в 20 минут между запусками мотора. Такой подход позволяет своевременно выявить возможные проблемы с аккумулятором и избежать неприятных сюрпризов».
Главное о том, как проверить аккумулятор мультиметром
Проверка аккумулятора с помощью мультиметра — дело не сложное. Запомните несколько простых моментов:
- изучите строение и функции мультиметра, чтобы в процессе измерения сделать все правильно;
- разберитесь в режимах измерений и соответствующих разъемах на приборе;
- выбирайте правильный предел измерений, иначе мультиметр можно испортить;
- плюсовой щуп мультиметра подключается к «+» аккумулятора, минусовой — к «–». Если нет цветового обозначения, ищите на щупах маркировку «+» и «–».