Без шипа и задоринки

Мировые шинные концерны, разрабатывая новые модели покрышек, всегда ориентировались в основном на западные страны с мягким климатом и в последнюю очередь – на Россию. К сожалению, и в этом году ничего специально «российского» шинные гранды опять не придумали. Из нескольких новых моделей основные мировые производители предлагают только одну шипованную покрышку.

Самый популярный у нас зимний бренд, Nokian Tyres, представил нешипованную модель Hakkapeliitta Rsi. Своим названием шины обязаны составу резиновой смеси Rypse-Silica, изготовленному на основе рапсового масла. Конечно, новая модель имеет и новый направленный рисунок протектора. Внешне отличить колесо от конкурентов довольно просто – на краях шашек, в местах выхода зигзагообразных ламелей выштампованы углубления, названные производителем «возбудителями ламелей». Другие, не видимые глазом «ноу-хау» имеют не менее загадочные названия «усилители торможения» и «клиновидное ламелирование». При езде по снегу и льду сочетание рисунка и состава резины оказалось удачным – в этих условиях, по результатам тестирования журнала «Авторевю», шина была признана лучшей из представленных нешипованных образцов. Однако на асфальте характеристики шины оказались не на высоте. У Hakkapeliitta Rsi индекс скорости R, то есть они позволяют доводить стрелку спидометра до отметки 170 км/ч. Размерный ряд представлен достаточно широко: от 175/70/R13 до 225/40/R18, общее количество типоразмеров достигает 29, а самый большой выбор приходится на посадочный диаметр 16 дюймов.

Новые шины фирмы Continental – модель ContiWinterContakt TS 810 – имеют две модификации: TS 810 и TS 810 Sport. «Просто» TS 810 – шины с асимметричным рисунком протектора, предназначенные для автомобилей среднего и высшего класса (индекс скорости не ниже Т) и TS 810 Sport – для высокоскоростных машин (допустимые скорости 210-240 км/ч, индексы V и H), с другим, уже симметричным рисунком. У простых и спортивных Conti одинаковый состав резины с примесями активного технического углерода и реактивными смягчителями – для увеличения срока службы и сохранения гибкости. Неким особым образом в ContiWinterContakt продуманы разделители ламелей – специальные выступы между прорезями, предотвращающие смыкание ламелей в момент контакта с поверхностью дороги. Шины рассчитаны на посадочный диаметр 15–17 дюймов (TS 810) или 16–19 (TS 810 Sport), а самый экзотический размер – 295/30/R19 – наводит на мысль, что случай эксплуатации этой шины среди ледяных торосов разработчики никак не рассматривали. Нечто подобное предлагает и Pirelli.

Новая модель Pirelli Sottozero, что в переводе значит «Ниже нуля» – сверхнизкопрофильная шина с большим посадочным диаметром. Протектор колеса имеет асимметричный рисунок и выполнен по технологии Cap & Base – наружный, контактирующий с дорогой слой выполнен из более мягкой резины – для улучшения сцепных свойств, внутренний – из более жесткой, для лучшей управляемости. Сегодняшний Sottozero – шина нешипованная, однако, по слухам, в будущем году в продаже появится шипованный вариант чуть ли не специально для российских реалий. «Сотто-Зэро» и TS 810 Sport находятся примерно в одной ценовой категории, схожи индексы скорости и предлагаемые фирмами размеры, с той лишь разницей, что большая часть ассортимента TS 810 Sport приходится на 16–17 дюймов, а Pirelli делает упор на размер 18–19. Кроме того, у Pirelli больше вариантов размеров с высокими индексами скорости.

К сожалению, несмотря на обилие рекламы в печати и на уличных билбордах, увидеть вживую итальянскую новинку не удалось – ни на рынках, ни в четырех специализированных магазинах различных компаний Sottozero так и не встретилась. Покрышку Dunlop Grandtrec Sj 6 продавец охарактеризовал так: «Чисто зимняя джиповская "липучка" без шипов, основной конкурент "Бриджстоун" DM-Z3. Правда, "Бридж" пожестче будет...». Действительно, Grandtrec Sj 6 создан для внедорожников (индекс скорости Q, допустимая нагрузка на колесо от 670 кг у самой маленькой шины 195/80/R15 до 1180 кг у покрышки 275/70/R16). В ассортименте – 12 главных джиповских типоразмеров от 15 до 18 дюймов.

И внешне рисунок направленного протектора достаточно строг, «зубаст» и солиден, как и подобает быть рисунку колеса истинного внедорожника. Технология, по которой создан Grandtrec Sj 6, производители называли digityre. Она включает в себя добавки кремниевого и углеродного композита в резиновую смесь, оптимальную форму и жесткость бокового блока шины, 10-ступенчатый профиль рабочей поверхности, благодаря которому обеспечивается равномерное давление на дорогу и большая площадь контакта, а также «фирменный» микрошип на внутренней стороне ламелей. Еще один результат применения digityre – хорошее рассеивание шума. Как и все рассмотренные выше покрышки, Dunlop Grandtrec Sj 6 не рассчитан на установку шипов.

Строго говоря, шины Goodyear Ultra Grip 500 к новинкам отнести нельзя. Однако именно с этой осени появились модификации больших джиповских размеров, например 235/65/R17 и 255/55/R18. А так как Ultra Grip 500 – шина шипованная, то для владельцев внедорожников появление новых колес – событие приятное. Ведь раньше выбора у них не было – единственной достойной «шиповкой» для внедорожников была модель Nokian Hakkapeliitta SUV (появлявшиеся в продаже кустарно ошипованные умельцами Pirelli Scorpion, конечно, не в счет). Крупноразмерный Ultra Grip 500 ничем, кроме линейных размеров, не отличается от своих меньших двойников. Тот же двухслойный «сандвич»-протектор из верхнего морозоустойчивого слоя с двуокисью кремния и жесткого плотного нижнего слоя, надежно фиксирующего шип с «якорной» посадкой. Ламели, выполненные по заводской технологии 3D-BIS, сохраняют жесткость шашек протектора и вместе с тем обеспечивают достаточно большую насыщенность беговой дорожки боковыми кромками. Выраженный направленный рисунок из взаимопроникающих блоков рассечен канавками для отвода воды и слякоти, и сделан согласно опять же заводской технологии V-TRED. Весь ряд Ultra Grip 500 имеет индекс скорости Т (до 190 км/ч). В отличие от владельцев внедорожников, хозяевам Daewoo Matiz новый зимний сезон облегчения не принесет – зимние колеса нужного им размера (155/65R13) все еще в дефиците. Правда, один из торговцев резиной на рынке в Южном порту сказал, что видел у кого-то из коллег «матизовский» размер, мне же найти эти колеса так и не удалось (единственный случай, когда я видел их на прилавке, произошел в середине весны, а стоили крохотные зимние баллоны по $80 за штуку).

То есть купить зимнюю резину на Matiz крайне сложно. Всем счастливым обладателям этой машинки продавцы шин советуют подобрать покрышки чуть больше по ширине, а чтобы не потерять заводскую гарантию – переобувать машину в штатные покрышки перед каждым посещением сервисного центра. Иначе бесплатно ремонтировать подвеску никто не станет. Покупать новые зимние шины дешевле и, наверное, проще в виртуальных интернет-магазинах с доставкой. «Вживую» сделать это пока еще лучше на рынке – и из-за большего выбора и меньшей вероятности того, что нужного колеса не окажется в продаже, а также из-за чуть меньших цен, примерно таких же, как и в интернете. Однако, как показывает опыт, рыночные цены на резину в разгар спроса довольно быстро догоняют, а затем и превышают магазинные (цены в которых, кстати, тоже не стоят на месте). Как правило, в декабре-январе в магазинах можно найти колеса на несколько сотен рублей дешевле, чем на рынке. Это косвенно подтвердили и рыночные продавцы, отговорившие меня записывать сегодняшние цены рынка по вполне понятной причине –

стоимость зимних шин корректируется сейчас чуть ли не каждый день. А вот приобретать колеса в первом попавшемся магазине я не советую: экскурсия по известным шинным магазинам показала, что покрышку Goodyear Ultra Grip 500 размером 195/65/R15 можно купить и за 2961 рубль, и за 3690 рублей. Сравнивать рассмотренные новинки между собой по ценам не совсем корректно: ведь даже близкие друг к другу X-ice и Rsi рассчитаны на разные максимальные скорости. Но в принципе средний расклад цен на на колеса 185/65/R15 примерно такой: X-ice – около 3200 руб., Rsi – 4200, TS 810 – 3500, шипованный Ultra Grip 500 – 2900 рублей. Сравнивать с конкурентами тоже неправильно – абсолютно одинаковых шин не существует, а из более или менее похожих – Grandtrec Sj 6 и DM-Z3, первые несколько дешевле, но процентная разница в ценах по размерам очень непостоянна. Судя по всему, влияет на стоимость и конъюнктура. Обычно чем больше линейные размеры шины одной и той же модели, тем она дороже. Но, например, разница в стоимости одинаковых шин 225/55/R16 и 225/60/R16 может достигать 20% в ту или иную сторону. «Мерседесовский размер. Хозяева денег не считают» – так прокомментировал этот факт один из торговцев. Goodyear Ultra Grip 500 несколько дешевле, чем Nokian Hakkapeliitta 2, а сравнивая цены «шиповок», невольно обращаешь внимание на ненормально высокую стоимость шин Hakkapeliitta 4. Продавцы обьясняют это главным образом тем, что Hakkapeliitta 4 – единственная покрышка, ошипованная за границей. Все остальные поступают на pоссийский рынок с пустыми отверстиями и шипуются на наших предприятиях – так получается дешевле. Естественно, импортеры Nokian утверждают, что только заграничная ошиповка имеет право на существование. Те, кто торгуeт другими брендами, напротив, уверяют, что принципиальной разницы нет и закупка готового изделия объясняется отсутствием у нас нужного оборудования для правильной ориентации четырехгранного шипа в протекторе. Как сообщили менеджеры одной из компаний, занимающейся оптовыми поставками шин, на московском рынке лучше продаются нешипованные покрышки, периферия гораздо охотнее скупает «шипы». Основной спрос начала сезона – дорогие, именитые бренды. После первых заморозков наступает очередь более бюджетных «корейцев». Впрочем, по единодушному мнению продавцов, цена на резину все меньше становится главным определяющим фактором при выборе покрышки. Нынешний покупатель готов выложить достаточно крупную сумму за собственную безопасность на дорогах.