По мнению руководителя направления консалтинга NEFT Research Александра Котова, рост цен на топливо в 2025 году неизбежен как в оптовом, так и розничном сегментах. Главной его причиной станет очередное повышение налоговой нагрузки в виде увеличения топливных акцизов. Естественно, оно будет заложено компаниями в стоимость выпускаемого топлива, ну, а заплатит в конечном итоге за все потребитель. Причем не только водители, но и обычные граждане при покупке любых товаров, т.к. стоимость автомобильной логистики есть в конечной цене как продуктов питания, так и промтоваров.
![Автомобиль во время заправки на АЗС Автомобиль во время заправки на АЗС](https://resizer.mail.ru/p/8d496486-bf88-5011-a43f-94ee5fc44a33/AQAB2nRW5FqaEBCUEG0p3AmIfNkrUt7XzsV7Qey63Hi7aFyg941mghuqzCv92k8A3rj0yquYzs_qqCpl4e69mivFR8Q.jpg)
С 1 января 2025 года акциз на бензин 5 класса будет повышен на 14% (до 17 088 ₽ за тонну), а акциз на дизельное топливо — на 16% (до 12 120 тыс. руб. за тонну). Это существенно превышает общие темпы прироста потребительских цен: по данным Росстата, к 23 декабря 2024 года инфляция с начала года составила 9,5%. Причем самые распространенные марки бензина АИ-92 и АИ-95 превысили средний уровень роста цен по стране незначительно — на 9,7 и 9,8%, соответственно. Сильнее всего обогнал инфляцию бензин премиальных марок АИ-98 и выше, они подорожали на 20,2%. Дизельное топливо (ДТ) от инфляции отстало, подорожав с начала года на 7,9%.
По словам Котова, основной рост будет наблюдаться в сегменте высокооктановых бензинов. Их производство не имеет большого профицита (в отличие от АИ-92), а значит, любой форс-мажор может привести к снижению предложения и, соответственно, росту цен. При этом спрос на высокооктановое топливо постоянно растет вместе с увеличением в автопарке автомобилей с высокофорсированными и турбированными двигателями.
![Бензин АИ 100 Бензин АИ 100](https://resizer.mail.ru/p/4e9923fc-e8a6-5fc1-80a3-db15c8757df1/AQABUnyJARJoR7n4pBPf71OpDL5EQqkdhUDmewtIVy4U6Vaho_MS7Zj1XiiI1AP_R0xagXWuSCZ8kVN2PiN4hKDf1vY.jpg)
Схожая точка зрения у генерального директора маркетплейса нефтепродуктов OPEN OIL MARKET Сергея Терешкина. Он уточняет, что риски опережающего роста цен будут характерны, в первую очередь, для рынка бензина, где исторически был существенно более низкий профицит мощностей, чем на рынке дизеля. Это видно, в частности, по доле экспорта в структуре отгрузок топлива с российских НПЗ: в случае дизеля эта доля до 2022 года составляла около 50%, а после — опустилась до 40% (сказался рост спроса со стороны тяжелой техники в РФ), тогда как в поставках бензина доля внешнего рынка никогда не превышала 15%. Поэтому рынок бензина более чувствителен к снижению выпуска, чем рынок дизеля.
Росстат закрыл детализированную статистику по производству топлива. Но из доступных данных следует, что общее производство нефтепродуктов в России по итогам 11 месяцев 2024 года сократилось на 2,4% (год к году). Ситуация с выпуском топлива вряд ли улучшится в ближайшие месяцы из-за санкций на поставку оборудования для нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ). Поэтому на рынке бензина будут сохраняться риски дефицита, делает вывод Терешкин.
![АЗС АЗС](https://resizer.mail.ru/p/fff35f59-f517-59a2-a590-0813451dc0e2/AQABHjDJyvRK1EAQIhznjSXq1OqGp5UnMe2w_iwbmnRZHEE5k3vqy0lKoSZvmTI_7hwmjIySAGhQnAqH-QJ_HmS99hU.jpg)
На динамику топливных цен на внутреннем рынке могут оказать влияние возможные изменения в налоговом законодательстве. К примеру, ФАС в конце 2024 года вышло с предложением разделить выплаты по демпферу (компенсация нефтяникам из бюджета части упущенной экспортной выгоды за поставку топлива на внутренний рынок по низким ценам) для бензина АИ-92 и АИ-95. Сейчас он считается только по показателям биржевых торгов марки АИ-92, но охватывает и объемы поставок на внутренний рынок марки АИ-95. Возможны и попытки снизить выплаты по демпферу в случае снижения цен на нефть и сокращения доходов бюджета из отрасли. Последний раз в 2023 году попытка сократить демпфер в два раза привела к осеннему топливному кризису.
Котов отмечает, что Минфин уже неоднократно предпринимал попытки изменить механизм демпфера для сокращения выплат по нему. Скорее всего, и новый механизм снова будет перенацелен именно на это (хотя официально в качестве цели заявляется обратное, а именно — дополнительная стабилизация рынка высокооктановых бензинов), соответственно, НПЗ получат меньше денег, а рентабельность снизится, что в свою очередь вызовет дополнительный рост цен в опте и рознице.
![Канистра на АЗС Канистра на АЗС](https://resizer.mail.ru/p/e1982dcb-66c6-56b0-9c4d-c9eac4760490/AQAB7nIgHycRipS0HDRYzBkN_J1VIohUMxQe-nYGVj6iBzKPDKfw8p3hn4TEEiV6sYqfu2vzsj6hZaLprcsXT3g4yRw.jpg)
По мнению Терешкина, только разделение выплат по маркам бензина на цены не повлияет.
Изменения в подсчете субсидий по демпферу не смогут всерьез отразиться на розничной стоимости топлива, считает он. Демпфер касается только биржевых торгов, на долю которых приходится лишь 15% оптовых продаж топлива. С другой стороны, демпфер, в любом случае, не будет затрагивать бензин АИ-98, который останется лидером по подорожанию.
Сергей Тихонов