Ассоциация европейского бизнеса (АЕБ) подвела итоги продаж за первые три месяца этого года. В начале 2014 года продажи снизились всего на 2% по сравнению с 2013-м, а в марте показатели вообще «вышли в ноль». Но сохранится ли эта стабильность в дальнейшем, предсказать сложно — на статистике продаж пока не сказалось снижение курса рубля по отношению к евро и доллару, да и о повышении цен многие компании стали объявлять только весной.
Пессимистично настроен и председатель Комитета автопроизводителей АЕБ Йорг Шрайбер: «Год назад российский автомобильный рынок перешел в фазу сжатия, что месяц за месяцем подтверждалось уменьшением продаж по сравнению с результатом, достигнутым годом ранее. Единственное исключение в этом ряду – декабрь 2013 г. В последние месяцы темпы снижения рынка замедлились, что стало определенным сигналом его возможной стабилизации. Создается ощущение, что в марте 2014 года стабилизация, наконец, была достигнута. Самый главный вопрос на повестке дня — сможет ли она продлиться или нет. Мнение подавляющего большинства участников рынка заключается в том, что недавний всплеск спроса был вызван краткосрочными факторами, что, в свою очередь, приведет к уменьшению покупательской активности во 2-м квартале. Однако банк заказов на новые автомобили, который был сформирован в ходе этого недавнего всплеска спроса, будет способствовать улучшению статистики продаж в ближайшие 1-2 месяца».
Лидером в России традиционно является «АвтоВАЗ». Однако также традиционно отмечаем, что продажи автомобилей марки Lada сокращаются. Причем в 2014 году наблюдается весьма серьезное падение — сразу минус 15%. Хотя преимущество «АвтоВАЗа» над конкурентами все равно огромно — автомобилей Lada продается в два раза больше, чем у идущего на втором месте Renault. Который, кстати, тоже несет потери: -4% по итогам трех месяцев и -8% в марте. Но тут нужно отметить один важный нюанс — уже этой весной на рынок выйдет новое поколение Renault Logan, поэтому продажи старой машины закономерно идут вниз (а самым популярным Renault в России в 2014 году является Duster, который занимает сразу четвертое место в зачете моделей).
Далее следует Nissan, продажи которого по итогам первых трех месяцев выросли на 27%. А скоро заметную поддержку японской компании окажет новое поколение Qashqai, заказы на который уже принимают — узнать, сколько стоит этот автомобиль, вы можете из материала «Авто Mail.Ru» «Новый Qashqai — известны цены». Далее Kia и Hyundai. Причем Kia в 2014 году пока опережает своих принципиальных соперников (по итогам марта Kia, кстати, вообще вышла на второе место в общем зачете).
Очень неплохо начало года складывается у Toyota (+20%), Mitsubishi (+14%), Mercedes-Benz (+21%), Honda (+37%). Ну и, как всегда, есть чем похвастаться «китайцам» — только продажи Great Wall упали, а вот Chery, Geely и Lifan показали рост от 7 до 19%. В итоге, скажем, Chery уже опередила Land Rover и вплотную подобралась к Suzuki.
В «личном» зачете ситуация следующая: на первом месте Lada Granta. Но ее отрыв от преследователей не выглядит устрашающим — Granta разошлась в первом квартале 2014 года тиражом в 32493 экземпляра, а идущий на втором месте Hyundai Solaris нашел 25444 покупателя. Причем тут интересны не только общие цифры, но и тенденция — спрос на Solaris держится на стабильном уровне, а вот Granta потеряла 13%.
Далее все довольно плотно: Kia Rio (20926 шт. по итогам трех месяцев, +6%), Renault Duster (20547 шт., +12%), Lada Kalina (18133 шт., -7%).
Среди лидирующей группы стоит особо отметить Lada Largus, которая уже вышла на 7 место по продажам (14602 шт., +44%). А ведь, помнится, после премьеры Largus скептики уверяли, что в России не любят универсалы. Но оказывается, что достаточно покупателям предложить просторный, доступный и относительно надежный «сарай», как спрос на них сразу же появится.
Главным же неудачником 2014 года можно смело назвать Ford Focus. Тенденция, которая прослеживалась еще в прошлом году, в начале этого стала очевидной — российские покупатели разлюбили Focus. Машина, которая когда-то была символом «белых воротничков», неуклонно катится вниз. По итогам первых трех месяцев спрос на Focus снизился на 50%, а в марте 2014 года модель потеряла и вовсе 61%.