АвтоВАЗ торжественно представил миллионный автомобиль, выпущенный предприятием после ухода в 2022 году иностранного акционера. Это демонстрация того, что завод оправился от нокдауна, вызванного антироссийскими санкциями, и проблем с комплектующими. Производство развернуто на полную мощность: каждые 25 секунд с конвейера сходит автомобиль. Кроме того, почти закончена подготовка к выпуску новой Lada Iskra. Корреспондент «Известий» побывал в цехах предприятия-гиганта в Тольятти.
Робот Антонина
Коленчатые железные конечности легко вращают в воздухе большие панели кузова и деловито сваривают их вместе. По полу катаются маленькие роботы, они тащат за собой большой поезд из тележек с деталями. Роботы раскрашены под гжель и хохлому — своеобразная традиция российских заводов альянса Renault Nissan.
АвтоВАЗ идет в ногу со временем — новая тележка, названная Антонина, будет в качестве предупредительного сигнала исполнять песню про себя, созданную нейросетью. Позже в пару Антонине добавят Антона. В течение двух лет количество тележек планируют увеличить с трех с небольшим сотен до 650−700 штук. Это позволит сэкономить миллионы рублей.
Роботизация позволяет не только сэкономить, но и сварить геометрически точный кузов. У самой доступной и простой «Гранты» https://auto.mail.ru/article/96958-lada-niva-sport-pervyj-test-drajv/— самое высокотехнологичное производство, уровень автоматизации достигает 85%, а в скором будущем его планируют довести до 90%. Сейчас на сварочной линии «Гранты» работают 385 роботов и по 300 с лишним человек в смену, производство идет в две смены.
В час конвейер выпускает 60 кузовов, на «Гранту» седан приходится половина, еще 30% — на универсал Cross и 20% — на лифтбек. Из этого количества 54 кузова идут на главный сборочный конвейер, а шесть — на мелкосерийные производства: Lada Sport, «Чеченавто», «ВИС».
Линия «Весты» автоматизирована только на 30%, но и здесь применяют решения, облегчающие труд работников завода. Тележки с деталями, которые везут роботы, движутся вместе с конвейером, а на некоторых участках введены эргодорожки, которые также движутся на одной скорости с конвейером. Из нововведений — манипулятор, закидывающий запаску в багажник, в перспективе робот будет подавать к конвейеру и остальные колеса.
Сейчас отдельная линия выпускает 40 кузовов «Весты» и пять Lada Aura в час. Последняя набирает обороты — именно она стала миллионным автомобилем, а за декабрь планируют собрать около полутора тысяч «Аур».
Все сходящие с конвейера машины проверяют на новом закрытом треке, созданном в 2020 году вместо старого уличного. На 300-метровой трассе есть всё, чтобы проверить качество сборки автомобиля и работу его агрегатов: и лежачие полицейские, и брусчатка, и виражи.
Здесь была «Приора»
У новой Lada Iskra своя линия в цеху, где раньше варили седаны ВАЗ-2105 классического семейства и «Приоры». Ранее новинку планировали собирать на одном конвейере с «Грантой». Сейчас новая линия готова на 95%, и пока по ней идут тестовые кузова. Людей немного, а часть операций по сварке уже выполняют роботы. Глава АвтоВАЗа Максим Соколов рассказал, что уровень автоматизации достигнет 37% в два этапа. Это высокий уровень для такого объема производства, указал Соколов.
Кузова Lada Iskra будут штамповать из российского металла, причем будет оцинковано 70% деталей, включая все наружные панели (кроме крыши). В час с конвейера будет сходить 30 экземпляров Iskra, в месяц планируется собирать 11 тыс., а в год — 120 тыс. автомобилей. На модель в кузове седан придется половина от объема выпуска, еще по 25% — на универсал и Cross. Представители АвтоВАЗа особо подчеркивают, что линия гибкая, на ней можно собирать до шести разных кузовов и автомобили на разных платформах.
Планы и пираньи
О старте производства машины говорят аккуратно — «в первом полугодии». Хотя совет директоров АвтоВАЗа установил план в 500 тыс. выпущенных автомобилей на 2025 год, Максим Соколов обратил внимание на негативно влияющие на рынок макроэкономические факторы: ключевую ставку ЦБ, ужесточение выдачи автокредитов и курс рубля. Он допустил возможное повышение цен с начала года. Кроме того, АвтоВАЗ стал невольным заложником ценовой войны между китайскими производителями.
«Китайские компании, как пираньи в нашем пруду, устроили между собой грызню за наш сектор. То, что мы до сих пор держим около 30% рынка, — это большое достижение. Если рынок сузится, мы будем подстраиваться», — объяснил глава АвтоВАЗа. По его словам, утильсбор пока не работает, а китайский автопром завез около 500 тыс. авто, которые пока давят на рынок.
«Когда их разберут, будем биться в открытую — с учетом тех барьеров, которые обоснованно поставлены таможенно-тарифной политикой, и утильсбора. И тогда мы переключим конвейеры на другую скорость», — объяснил глава АвтоВАЗа. По словам Соколова, безубыточное производство завода составляет не менее 400−420 тыс. машин.
Глава компании подтвердил планы выпустить порядка 12 новых модификаций и моделей до 2030 года. Летом планируют представить кроссовер на платформе «Весты», далее АвтоВАЗ займется разработкой минивэна. Семейство «Нива» обзаведется новым мотором, а существующие силовые агрегаты будут модернизированы.
Гибкий подход
— АвтоВАЗ можно ругать за узость модельного ряда, за то, что модели толкутся на одном пятачке, сами себя подъедая. Однако завод начал работать буквально через два месяца после того, как ушел иностранный акционер, а локализация средней модели была тогда 60%. И он начал выпускать пусть упрощенные, но востребованные автомобили, — считает партнер «Автостата» Игорь Моржаретто.
На АвтоВАЗе не только собирают машины, но и серьезно занимаются производством, отмечает также побывавший на заводе главный редактор «За рулем» Максим Кадаков.
— Они занимались системой кондиционирования, покрытиями, потолками, унифицированными цветовыми решениями. Это культура производства, которая влияет на результат. Еще я вижу, что готовятся к гибкому графику производства, с разными вариантами развития событий. Они смогут менять микс моделей даже на разных нитках, выпускать «Искру» и там, и там, в зависимости от того, что будет с другими моделями, — отметил Кадаков.