В середине 1920-х годов в Советском Союзе был поднят вопрос о необходимости создания отечественных мотоциклов. В 1927 году инженер Ижевского оружейного завода Петр Можаров был командирован в Германию для изучения опыта немецких заводов по производству мотоциклов.
Уже в декабре 1928 года под руководством Петра Владимировича Можарова был изготовлен первый мотоцикл ИЖ-1. А 17 сентября 1929 года из ворот завода выехала первая пятерка опытных моделей мотоциклов новой советской марки. Эта дата считается днем рождения мотоцикла марки ИЖ. Сразу же после презентации мотоциклы отправились в мотопробег по маршруту Москва — Ленинград — Харьков — Москва.
В 1933 году в Ижевске был построен мотоциклетный завод и налажено серийное производство. Мотоциклы ИЖ стали самыми распространенными в СССР и поставлялись в более чем 30 стран мира.
В Ижевском мотомузее Кожушковых можно увидеть коллекцию поистине уникальных образцов, которые Артем и Павел Кожушковы собирали более 20 лет. Музей не только показывает, какими были мотоциклы ИЖ, но и рассказывает историю мотостроения в мире и в СССР.
Спрингбок — это африканская антилопа-прыгун. А еще это название мотоцикла ИЖ 6.902, выпущенного в 1997 году в количестве всего лишь 200 штук по заказу ЮАР. Все мотоциклы были отправлены в Африку и Америку — встретить Springbok на российских дорогах было невозможно.
Это мотоцикл двойного назначения. База у него от кроссового ИЖ К-16, он оснащен полным набором светового оборудования, то есть может использоваться и как дорожный.
ИЖ Планета Спорт — уникальный дорожный мотоцикл со спортивными характеристиками. В свое время это был самый быстрый массовый советский байк. Он развивал максимальную скорость 140 км/ч. Годы выпуска: 1973−1984.
ИЖ Планета Спорт также был популярен в Великобритании, Нидерландах и Финляндии, где успешно конкурировал с Jawa и СZ.
ИЖ «Юпитер» Ш-12 — это спортивный мотоцикл для кольцевых гонок. Выпускался с 1977 года небольшими партиями. Перед инженерами стояла задача сделать максимально облегченный и быстрый мотоцикл. И у них это получилось. Ш-12 разгонялся до 185−200 км/ч, а вес его составлял всего 125 кг.
Экземпляр Ш-12 из ижевского мотомузея Кожушковых особенно ценен еще и потому, что он не участвовал ни в одном заезде. Лакокрасочное покрытие мотоцикла не тронуто (а на соревнованиях добавляли наклейки), сохранились родные диски.
ИЖ «Корнет» — это малокубатурная техника. Так как рабочий объем двигателя не превышал 50 кубических сантиметров, для управления таким мотоциклом вообще не требовалось водительское удостоверение.
«Корнет» сделан в стиле чоппер: удлиненная вилка, широко поставленный руль, ножки вытянуты вперед, посадка, примерно как на «Харлее».
ИЖ «Юнкер» — мотоцикл с двухцилиндровым двухтактным 350-кубовым двигателем с водяным охлаждением, что тоже уникально. Экземпляр ИЖ «Юнкер», представленный в музее, — не в первозданном заводском виде, а кастомизированный.
«Корнет» и «Юнкер» стали одними из последних мотоциклов, выпускавшихся в Ижевске. Конвейер был остановлен в 2008 году.
А это детские электророллеры «Ижики», и у них действительно есть электрический движок от кофемашины. Они были сделаны специально для детишек 4−6 лет и разгонялись примерно до 5 километров в час.
Также в музее представлены поисковые макеты электророллеров.
Для управления этой малокубатурной техникой также не требовалось водительское удостоверение.
На фото мини-мокик «Рига», выпущенный на Рижском мотозаводе (синего цвета) и «Карпаты» (красного цвета). «Рига» разгонялась примерно до 70 км/ч и была очень удобна тем, что спокойно помещалась в багажник машины или на балкон: руль сгибается, бензобак убирается.
«Карпаты» — это, по сути, переименованная «Верховина» производства Львовского мотозавода.
А это два мотороллера «Вятка». Мотороллер отличается от мопеда и мотоцикла тем, что посадка здесь ровная, с прямой спиной. Моторный отсек убран под сиденье. Добавлены крючок под сиденьем и под рулем.
«Восход» — это выпускавшаяся с 1965 года марка мотоциклов производства Завода имени Дегтярева (ЗиД), город Ковров. Является дальнейшим развитием серии «К-175» («Ковровец»).
На фото мотоцикл «Восход», сконструированный специально для мотобола. Мяч, который над ним подвешен, — как раз из игры. Вес мяча, если он намокнет, мог достигать 3 кг.
- Тяжелый военный мотоцикл BMW R35 производился с 1937 года. Экземпляр, представленный в музее, 1951 года выпуска. Он полностью в родной краске, заменено только три элемента — руль, обод фары и выхлопная труба.
- Легкий мотоцикл DKW RT100 был создан в 1934 году.
- Вышедший в 1939-м DKW RТ125 послужил образцом сразу для двух советских заводов: Московский мотоциклетный завод стал выпускать мотоцикл М1А «Москва», а на заводе в Коврове стартовало производство мотоцикла К-125.
- На Минском мотоциклетно-велосипедном заводе выпускали М1М, ставший развитием мотоциклов М1А.
Грузовой мотороллер «Муравей» — не только экспонат, но и участник фотозоны. На нем можно сфотографироваться.
Изучать коллекцию Ижевского мотомузея Кожушковых можно самостоятельно — у экспонатов есть информационные таблички. Но если в экспозиции происходит перестановка, часть подписей может не совпадать. Более подробную информацию можно узнать, заказав экскурсию по залу в сопровождении гида.