Доля кроссоверов среди новых машин давно перевалила за 50%. Планомерно растет она и на вторичном рынке, превысив в 2023 году 25%. Если считать только иномарки, это свыше 1,5 млн проданных машин ежегодно. Из них 90% — с автоматическими трансмиссиями всех типов.
Найти среди них автомобиль с хорошим «гидроавтоматом» пока не составляет труда. Но на компактных кроссоверах вариаторы и роботизированные коробки постепенно вытесняют классический «автомат».
У некоторых моделей его давно нет в ассортименте — например, Nissan Qashqai лишился его в 2013 году. А у Mitsubishi Outlander после 2012 года сохранился только в сочетании с редким мотором 3.0. Однако есть другие неплохие модели.
Задача сильно усложняется, если бюджет ограничен.
Минус вариаторы
Средневзвешенная цена подержанных машин в прошлом году достигла миллиона рублей. От нее и будем плясать. Сумма в 1−1,2 млн отправляет нас к кроссоверам-иномаркам в возрасте около десяти лет — и с соответствующими пробегами.
Можно найти машину с прозрачной историей и без дефектов, прошедшую меньше 100 тысяч км — китайского происхождения. Для всех остальных речь о 120−180 тысячах км. А при таких цифрах на одометре покупка автомобиля с вариатором или «роботом» нерациональна.
Агрегаты эти в нашей реальности не всегда доживают до 200 тысяч км, не говоря уж о «расчетных» 250 тысячах. И заниматься их ремонтом сразу после покупки не хочется.
«Гидроавтоматам» эти расстояния вполне по плечу — многие выдерживают больше. При нормальном обслуживании, конечно, и если их не гоняли каждый выходной по вязким субстанциям.
По этим причинам модели с вариаторами дешевеют на вторичке быстрее, чем все прочие модификации. А что-то с хорошим «автоматом» можно выгодно продать и с пробегом под 300 тысяч км — таких предложений немало, и цены отнюдь не бросовые.
Откинув «роботы» и вариаторы, обнаружим, что число предложений за эти деньги уменьшилось вдвое. Естественно, исчезли «Кашкаи» и Mitsubishi ASX, часть «Фордов», «Тигуанов» и Yeti, а Nissan X‐Trail остался только дизельный, и так далее.
Минус полный привод
На стоимость машин старше 15 лет тип привода влияет слабо — важнее общее состояние конкретного экземпляра. Для более молодых разница заметна — полноприводные в среднем дороже. Можно что-то сэкономить, ограничившись версией 4×2.
В конце концов, управляемая электроникой муфта — типовое оснащение некрупных полноприводных кроссоверов — большого преимущества вне дорог не дает. В гиблых колеях пасует, а по негиблым и монопривод проберется.
В городских условиях трансмиссия 4×4 — отчасти излишество, а обслуживать механизмы полного привода надо — и это лишние расходы. Так что и нет великого смысла специально за ним гоняться, ограничимся передним. А у некоторых моделей версий 4×4 и вовсе нет.
Другие минусы
При грамотном подходе лучше заранее оставить в стороне «гидроавтоматы» с неважнецкой репутацией. В их числе, например, проблемная коробка GM-Ford 6T30 и ее облегченный вариант 6T40. Их ресурс ниже общепринятой нормы. Применены на кроссоверах Chevrolet Captiva и Opel Mokka.
Есть вопросики и к «автомату» Renault DP2/DP8, что стоит на «Дастере» и его родственниках (Kaptur, Terrano). Но он проще по конструкции и недорог в ремонте, так что ужиться с ним можно, а пройти он способен под 400 тысяч км.
Главный аргумент против покупки Peugeot 3008 — не «автомат» (который хорош), а изводящий капризами мотор THP 1.6 (150 л. с.).
Если кроссовер нужен ради большого дорожного просвета, то вместе с 3008 (170 мм) отпадет еще «третий» Kia Sportage — 165 мм (в незагруженном состоянии).
Если их оставить, то возникает вопрос: а нужен ли кроссовер? Например, Sandero Stepway второго поколения имеет клиренс аж 195 мм.
Концептуально подобные модели немногим отличаются от кроссовера 4×2, а по цене выгоднее. За тот же 1 млн рублей есть шестилетние машины с пробегами менее 100 тысяч км.
Что до кроссоверов, то интересные варианты 4×2 с «гидроавтоматом» есть и среди китайских моделей — ощутимо моложе и дешевле за ту же сумму.
Сергей Зиновьев