Есть в околоавтомобильном социуме давняя легенда, что удача дважды махнет крылом тому, кто купит машину у опытного и взрослого водителя: автомобиль будет обслужен, начищен, ухожен и буквально вылизан. Покупай и долгие годы бед не знай. Однако в действительности дела зачастую обстоят совсем иначе.
Купить сегодня новый автомобиль позволить может себе не каждый, поэтому многие обратили внимание на вторичный рынок — там и порог входа ниже, и марки да модели — знакомые, и торг уместен. За приемлемую сумму порой удается отыскать очень неплохой автомобиль с небольшим числом владельцев, скромной цифрой на одометре и крепким кузовом, который «еще походит».
А если повезет вдвойне, то на доске объявлений выпадет та самая дедушкина машина: мало эксплуатируемая, но бережно сохраненная и обслуженная. Так гласит народная молва, и доля истины в ней есть. Но только доля.
Кузов
Считается, что автомобиль «из-под дедушки» будет сверкать, но в трех случаях из четырех, это транспортное средство нуждается в самом дорогом из видов ремонта — кузовном. Принесенная из социалистической юности любовь к разного рода консервирующим составам — «мовиль», «пушсало» иже с ними — зачастую приводит к очень печальным последствиям: под толстым слоем непонятного «рубероида», коим залиты все пороги и арки, капот, «стаканы» и ниши, угадывается полное отсутствие металла. Он просто сгнил в «парнике», который нанесенный состав и создал.
Возможно, когда-то такой подход и давал результат, но дорожные реагенты дело свое сделали, а возраст не позволил регулярно инспектировать, качественно промывать после зимы и восстанавливать покрытие. А по заветам советских инженеров, делать это нужно регулярно. В некоторых случаях — ежегодно. То же касается и «оперения» — внешних кузовных деталей, которые, будучи поврежденными о гаражные ворота или дачную калитку, тут же замазывались каким-то сложносочиненным пластилином, а не попадали к маляру.
Не будем забывать и о бережной мойке тряпочкой из ведра, что уничтожает лакокрасочный слой не хуже абразивных составов, любовь к «народным советам» в качестве моющих средств и прочие особенности гаражного быта. Все это было актуально тогда, но сейчас, во времена совсем другого движения и, что важнее, совсем иных дорог, скорее навредит автомобилю, чем сбережет его. А кузов — это самая дорогая деталь любой машины.
Двигатель
Дедушка не гонял — это сущая правда. Мотор никогда не докручивался до красной зоны, да и отметку в 120 км/ч вряд ли пересекал. Как следствие, дроссель или, не побоюсь этого слова, карбюратор будут наглухо забиты нагаром. Даже в советских манускриптах по обслуживанию ТС было черным по белому написано: периодически двигателю внутреннего сгорания необходимо выезжать на трассу и работать на высоких оборотах, производя самостоятельную очистку «потрохов» от последствий сгорания топлива. К гадалке не ходи — форсунки тоже забиты, так что перед «бреющим полетом» придется съездить на СТО и тщательно все прочистить. Если, конечно, эти многовековые наслоения еще поддаются чистке.
Отдельная песня — использование моторных масел. Хорошо, если дедушка ездил к проверенному механику, который не обманывал пожилого человека и на свое усмотрение лил достойную смазку в двигатель. Увы, так бывает не всегда: врожденная тяга к экономии, помноженная на скромную пенсию, обычно приводит к выбору либо самых дешевых составов, либо к увеличению интервала замены. В итоге это обязательно скажется на толщине гуталина в поддоне картера. Мотор, при удачном стечении обстоятельств, придется долго и трепетно промывать, а при неудачном — перебирать.
Будьте внимательны с картером двигателя: в трех случаях из трех, дедушка знал толк в стальных защитах картера, которые в городской эксплуатации приводят не только к перегреву двигателя, но и к полному, то есть до дыр, прогниванию картера. Лить из него будет — как из ведра. И это точно замена: пытаться латать не стоит, поскольку не за что уже будет подвариться. Грязь, постоянная влажность и отсутствие тщательной мойки после регулярных поездок на дачу дело свое сделают, а вот бывший хозяин, с высокой долей вероятности, просто доливал масло. Ведь в книгах четко написано: проверяйте уровень смазки каждый раз перед запуском двигателя.
Когда пожилой человек сталкивается с современным автомобилем, он обычно продолжает методику обслуживания, как во времена своего расцвета на «Волге», «Жигулях» или «Москвиче». Поэтому в системе охлаждения может быть залита и вода: ржавые трубки, забитый коррозией термостат и многое другое с высокой долей вероятности ждут нового обладателя и буквально за руку ведут в магазин. Кстати, текущей помпе и залепленной «холодной сваркой» трубе удивляться не стоит — дедушка этим «современным штучкам» не доверял.
Трансмиссия
Пожалуй, самый спокойный пункт в нашем импровизированном дайджесте. Машину не рвали, с проворотом колес не стартовали, так что трансмиссия должна быть в порядке. Если, конечно, речь идет о «механике». А вот с АКПП могут быть очень серьезные проблемы: во-первых, машина могла возить прицеп, что автоматически, прошу прощения за тавтологию, приведет к повышенным нагрузкам на «коробку». Во-вторых, автоматическая коробка переключения передач нуждается в регулярном, не реже каждых 60 000 км, обслуживании — замене масла и фильтров.
Но из неизвестных и непроглядных далей в народную молву проникла крамольная идея: масло в коробку заливается единовременно на весь срок службы. Откуда такая ересь взялась — непонятно, но к логике и правде она отношения не имеет. Однако место свое почетное занимает, поэтому вскрытие или частичная замена масла в узле скорее всего приведет к локализации целого ведра смазки, похожей на солидол, варенье или нефть. Но никак не на трансмиссионное масло.
Подвеска
В этом сегменте все плохо всегда. Постоянная езда с перегрузом, регулярные выезды на грунтовку и пренебрежительное отношение к дорожным неровностям — это в обязательном порядке. И ухудшившееся с годами зрение, а также дачный участок в собственности тут не являются первопричинами: такого количества самодеятельности, как в подвеске у машин пенсионеров, найти сложно.
Из личного опыта: погнутый рычаг можно выправить «на глаз», что естественно приведет к неравномерному износу покрышек и побочному разрушению соседних элементов, ресурс амортизаторов инспектируется методом качения за крышу, не дающего никакого ответа по состоянию подвески современного автомобиля, тормоза инспектируется в момент замены колодок визуально.
Но абсолютный рекордсмен — ступичный подшипник: разбита обойма и элемент уже качается в своей нише ступицы? Не беда! Точка сварки исправит вопрос! В результате ремонт подвески может пройти по двум соизмеримым по вложениям, но разным по срокам путям: замена всего и сразу или постепенный поиск «пасхалок» с попутным обновлением разбитых и свое отходивших элементов.
Вместо послесловия
Текущие сальники, гнилой бензобак, воющий бензонасос — от «десятки» естественно, не платить же за оригинал. Расшатанные и криво стоящие двери, обшарпанный багажник и многочисленные следы злоупотребления вредной привычкой на сиденьях, крыше и ковре, пятно от супа на заднем диване и многое другое — вот что ждет покупателя «машины из-под дедушки».
Крошечный пробег на одометре, который, кстати, может быть и не скрученным, не должен автоматически приводить к увеличению цены: такой автомобиль нуждается в ремонте так же, как «гоночный болид» начинающего водителя, проверявшего свои силы на темных городских улицах и парковках супермаркетов за МКАДом.