С таким предложением ранее выступил «АвтоВАЗ», объяснив, что деньги уходят на низколокализованные автомобили, в которых вся добавленная стоимость реализована за рубежом. В то же время средств может не хватить на электромобиль самого «АвтоВАЗа», который по полному циклу производится в РФ.
Эксперты полагают, что с ухудшением конкуренции вырастет цена и на электрокар «АвтоВАЗа», как это уже было с обычными моделями после повышения утильсбора.
Изначально перераспределить господдержку в пользу машин с высокой локализацией в России предложил президент «АвтоВАЗа» Максим Соколов. Минпромторг согласился с доводами российского автогиганта, и теперь заводам «Автотор», «Москвич» и «Моторинвест» потребуется вложиться в оснащение российскими деталями китайских электромобилей, чтобы не лишиться госсубсидий.
«Минпромторгом России поддерживается предложение “АвтоВАЗа” по установлению требований по локализации электромобилей, участвующих в государственных программах стимулирования спроса. Также ведется активная работа в рамках Федерального проекта “Электроавтомобиль и водородный автомобиль”, — сообщили “Газете.Ru” в пресс-службе ведомства.
Проект направлен на насыщение внутреннего рынка отечественными автомобилями, работающими на альтернативных источниках энергии, и развитие зарядной инфраструктуры. Кроме того, федпроект предусматривает широкий перечень мер поддержки, позволяющих субсидировать разработку автомобилей и зарядной инфраструктуры.
Свои аргументы Соколов озвучил на этой неделе в ходе презентации электромобиля Lada е-Largus.
«е-Largus по цене конкурирует с нелокализованными китайскими электромобилями.
Считаем, что в сложившейся ситуации требуется точечная донастройка механизмов стимулирования спроса для того, чтобы оставить выделяемые на господдержку средства внутри страны, обеспечивая укрепление технологического суверенитета отечественного автопрома в рамках выполнения поручений Президента России«, — заявил глава “АвтоВАЗа”.
За что борются
В октябре 2023 года правительство России увеличило скидку на покупку отечественных электромобилей в рамках программы льготного автокредитования с 25 до 35%.
Такую скидку могут получить граждане, покупающие электромобиль российской сборки в кредит или лизинг. Указанную сумму государство перечислит банку, в котором оформлен кредит.
В госпрограмму стимулирования спроса на электротранспорт включаются машины, производители которых заключили специнвестконтракт (СПИК) с государством, в котором обязуются локализовать производство в обмен на преференции от правительства, включая компенсацию уплаченного утилизационного сбора, налоговые льготы и другие меры (условия СПИК индивидуальны и публично не раскрываются).
Кто пострадает
Завод «Моторинвест» в Липецкой области в 2022 году начал сборку китайских электромобилей Dongfeng под зонтичным брендом Evolute из машинокомплектов китайского концерна. Первым на конвейер встал седан i-Pro. Без учета госсубсидии его стоимость составляет 3 млн рублей (с ее применением — 2,1 млн рублей).
В дальнейшем модельный ряд Evolute пополнили электрические кроссоверы i-Joy и i-Sky. Их стоимость с учетом скидки от государства — 3,1 и 4 млн рублей соответственно. Семиместный кроссовер i-Space, который также собирают в Липецкой области, преференций от государства лишен, поскольку у него гибридный, а не электрический привод.
В модельной линейке возрожденного «Москвича» также присутствует электрический кроссовер — «Москвич 3e», который предлагается по цене от 3 млн рублей с учетом скидки от государства. Полная стоимость этой машины — около 4 млн рублей.
Под условия продажи с господдержкой попадает и недавно представленный «Амберавто» А5, сборка которого стартовала на калининградском «Автоторе».
Этот автомобиль оказался китайским JMEV GSE.
«Пилотную» партию этих машин планируется реализовать в пределах Калининградской области, чтобы получить здесь первый опыт эксплуатации, уточняется в релизе «Автотора», посвященном запуску новой модели.
В Калининграде для «Амберавто A5» планируется глубокая локализация. В 2024—2025 годах его оборудуют электромоторами, инверторами, редукторами, электронными системами и другими компонентами с маркировкой «Сделано в России».
Местные дилеры оценили новинку в 3,3 млн рублей и обещают, что при покупке в кредит или лизинг на него будет действовать субсидия Минпромторга.
Компания Sollers ранее анонсировала на 2024 год старт производства электрических версий Sollers Atlant и Argo, которые базируются на локализованных моделях JAC.
Компании «АвтоВАЗ», «Автотор», «Моторинвест» и «Москвич» не ответили «Газете.Ru» на вопросы о возможном углублении локализации и своем отношении к вероятному лишению правительственных льгот.
Конкуренция снизится
Нынешняя ситуация с равными скидками на все электромобили российской сборки выполняется в рамках концепции развития электротранспорта в государственном масштабе. Она реализуется, и по ее результатам можно будет судить, приживутся ли в России электромобили, объяснил «Газете.Ru» независимый консультант по автопрому Сергей Бургазлиев.
«С точки зрения развития рынка я выступаю на стороне государства, чтобы у всех были более или менее равные условия. С точки зрения развития отрасли и ее поддержки, наверное, можно согласиться с тем, что развитие возможно, когда есть конкуренция за госсубсидии. А если “АвтоВАЗ” настаивает, чтобы ему дали больше, чем другим, — это вопрос дискуссионный», — сказал Бургазлиев «Газете.Ru».
Вместе с тем, «АвтоВАЗу» вполне по силам добиться особых преференций для себя от государства, признает он.
«Электрический Largus локализован больше, чем “Москвич 3е”, “Амбер”, или Evolute. Но у них есть обязательства по СПИК, в рамках которых они, например, должны локализовать батарею. Пока обязательства выполняются, и государство поддерживает развитие электротранспорта в целом — это хорошо», — заключил Бургазлиев.
Идея с дифференцированным подходом к господдержке производителей электромобилей выглядит вполне жизнеспособной, если «АвтоВАЗу» удастся задействовать для ее продвижения все свои рычаги в госструктурах, полагает главный редактор журнала «За рулем» Максим Кадаков. При этом задача по обеспечению высокой локализации e-Largus выглядит более легкой, поскольку у него есть бензиновый аналог с идентичным кузовом, который выпускается в России.
Хватит ли у «АвтоВАЗа» давления на всех уровнях власти, чтобы продавить это решение — может быть и хватит. Здесь нужно действовать по всем фронтам», — сказал Кадаков “Газете.Ru”.
«Автотору» и Evolute придется все локализовывать с самого начала и делить расходы на малые объемы выпуска непосредственно самих электромобилей, если у них нет более массовых бензиновых аналогов. Это все необходимо считать. При этом «Автотор» строит свою базу по производству компонентов, и огромные расходы он будет разбивать на весь модельный ряд, добавил Кадаков.
«Москвич» находится где-то посередине, потому что кузов электрической модели почти такой же, как у бензиновой. «Москвич сейчас занимается настройкой сварки и окраски кузовов, и если он ее освоит, получится та же история, что и с Largus», — заключил Кадаков.
Михаил Лобачев, Тимур Хасанов