НовостиСтатьиТест-драйвыКаталогТаблица штрафовВсе об электромобиляхВнутри заводаСезонная смена шин

11 громких автомобильных проектов, так и не достигших успеха

7 ноября 2024 10:37
Мечтаете основать собственного конкурента АвтоВАЗу? Авто Mail.ru вспоминает истории энтузиастов, которые мечтали изменить мир, но не сдюжили.

В последние годы число новостей об очередном стартапе из Китая, который планирует выпускать 3000-сильные электрические гиперкары с космическим дизайном, серьезно возросло, однако вести об отказе от подобных амбициозных планов все чаще замалчивают. Попробуйте вспомнить, сколько раз компании Tesla пророчили скорую кончину на фоне новостей о постройке огромных заводов, сотнях тысяч предзаказов на Cybertruck и выходе новых моделей? А ведь на деле та же Tesla — исключение из правил, ведь прежде бесчисленное множество подобных проектов губили буквально на корню.

История знает немало случаев, когда крупные автопроизводители вставляли палки в колеса молодым компаниям, подававшим большие надежды, чтобы избежать появления очередного конкурента. Нередко такие проекты создавались с нуля, хотя бывало и такое, когда известные автогиганты учреждали отдельные суббренды, чтобы освежить имидж и привлечь молодую аудиторию. Авто Mail.ru вспоминает истории революционных (и не очень) автомобильных компаний, которые ждал громкий провал.

Dyson

Британская компания Dyson, известная своими дорогими пылесосами, сушилками для рук, фенами и другими электроприборами, не так давно пыталась выйти на совершенно новый для себя рынок. Первые слухи о том, что Dyson работает над электромобилем, просочились в прессу еще в 2016 году, однако особого значения им тогда никто не придал: о подобных проектах в те годы заявляла нефтяная компания Shell, и даже Apple обещал разработать собственный беспилотник.

Но глава компании Джеймс Дайсон был настроен решительно — помимо дорогостоящей покупки мичиганской фирмы Sakti3, производящей литий-ионные батареи, был объявлен набор новых сотрудников, в ходе которого удалось переманить немало инженеров из Aston Martin, BMW и Tesla, а чуть позже пост руководителя электромобильного подразделения занял бывший президент Infiniti Роланд Крюгер. Компания даже начала строить завод в Сингапуре, хотя техническими подробностями о самих машинах британцы делились неохотно: утверждалось, что электромобили Dyson не будут заимствовать ни одну из существующих платформ известных автопроизводителей, то есть разработка велась с чистого листа.

Но осенью 2019 года история проекта, в который Дайсон вложил аж 500 миллионов фунтов стерлингов, оборвалась после его заявления о закрытии автомобильного направления в связи с туманными рыночными перспективами и безуспешными попытками найти инвесторов. К счастью, пылесосам Dyson по-прежнему ничего не угрожает.

Tucker

Американский предприниматель Престон Такер создал автомобиль, во многом опередивший свое время: после окончания Второй мировой войны «большая тройка» в лице концернов Ford, General Motors и Chrysler несколько лет продолжала выпускать, по сути, довоенные модели, и с обновлением гаммы не спешила, а в это время на горизонте появилась компания Tucker Corporation. Она показала заднемоторный седан с алюминиевой оппозитной шестеркой, полностью независимой подвеской, дисковыми тормозами, центральной поворотной фарой, мягкой передней панелью, лобовым стеклом, вылетавшим из рамок в случае столкновения, и футуристичным экстерьером, который задал направление в автомобильном дизайне того времени на годы вперед.

Объявленная цена на Tucker Sedan в 2500 долларов оказалась на 500−1000 долларов ниже морально устаревших Линкольнов и Кадиллаков, которые создавались еще до начала войны, поэтому Такера начали заваливать ложными обвинениями, которые выливались в долгие судебные тяжбы. Производство пришлось приостановить практически сразу после старта, а восстановить репутацию и возобновить работу Такеру, увы, так и не удалось. В итоге компания выпустила лишь пятьдесят машин — сохранившиеся до наших дней оригинальные экземпляры оцениваются в 2 млн долларов.

Edsel

Источник: Edsel

Во второй половине пятидесятых концерн General Motors занимал первое место на американском рынке по объему продаж, причем не в последнюю очередь то была заслуга широкой линейки брендов: Chevrolet, GMC, Pontiac, Buick, Oldsmobile и Cadillac предназначались для различных ценовых сегментов, то есть GM предлагал машины практически на любой вкус и цвет. Фордовцы решили, что расширение гаммы им тоже не помешает — к маркам Ford, Mercury и Lincoln в середине пятидесятых присоединился выделенный в отдельный флагманский суббренд Continental, но этого им показалось мало, так как о сколько-нибудь заметной прибавке к продажам от единственной дорогой двухдверки можно было не мечтать.

В 1957 году представители концерна Ford с гордостью объявили о создании нового бренда Edsel, названного по имени сына основателя компании Генри Форда. Марка заняла нишу между Mercury и дорогими Lincoln. Несмотря на активную рекламу и неоднократные заявления фордовцев о неизбежном рыночном успехе и «совершенно новом классе автомобилей», каких-либо кардинальных технических отличий от других моделей концерна у Эдселов практически не было. В первый год продаж машины расходились неплохо (покупателей нашли 70 тысяч экземпляров), но за два года спрос обрушился до минимума.

Причин тому было несколько: низкое качество сборки, не отвечавшее ожиданиям клиентов, которые поверили в сказки про автомобиль нового класса, не вполне очевидные отличия от куда более доступных моделей Ford и Mercury, а также сомнительный дизайн — фирменные вертикальные решетки радиатора сравнивали, в лучшем случае, со стульчаком от унитаза. Осенью 1959-го решетку заменили, но к тому моменту репутация бренда была окончательно испорчена, так что просуществовавшую всего пару лет марку Edsel было решено упразднить.

TVR

Британская марка TVR существовала не год и не три, однако ее история не менее трагична. Полный сил и энтузиазма 23-летний инженер Тревор Уилкинсон основал компанию через год после окончания Второй мировой. Он хотел строить гоночные машины, но начинал с обслуживания и ремонта легковушек и грузовиков — первое шасси с 1,2-литровым мотором от тринадцатилетнего фургона Ford было построено лишь в 1949 году, а полноценный автомобиль, получивший название TVR Coupe, фирма представила только девять лет спустя.

Спорткары TVR пользовались сравнительно неплохим спросом у гонщиков и энтузиастов в США и на Туманном Альбионе, но их проблемами были посредственное качество сборки и, как следствие, частые поломки, которые породили немало шуток в кругах британских автолюбителей. В связи с тем, что TVR возглавляли инженеры, которые не имели опыта управления крупными компаниями, фирма переходила из рук в руки, постоянно балансируя на грани банкротства, а в середине 2000-х ее купил русский олигарх Николай Смоленский, после чего производство заглохло.

В 2012-м TVR вошла в состав новообразованной компании британца Леса Эдгара, который обещал возродить производство и даже представил новую модель Griffith, однако объявленные прежде сроки постоянно сдвигались, а дебют серийной версии по-прежнему не анонсирован.

Spyker

Источник: Spyker

Первоначально нидерландская компания Spyker, существовавшая с 1880 по 1926 год, занималась производством карет, а затем и автомобилей (и даже самолетов во время Первой мировой войны), но в конце 1990-х ее было решено возродить: голландцы решили, что историческое имя поможет с продажами спорткаров. На богатое наследие марки намекало и соответствующее оформление дизайна экзотических машин, однако большие затраты на разработку и производство попросту не окупались — за все годы работы компания практически никогда не приносила прибыль.

Серьезные финансовые проблемы настигли голландцев после кризиса 2008 года: трудности с переносом производства на новую площадку, совершенно бесполезная покупка тонущего Сааба в 2010-м и растущие долги привели к началу процедуры банкротства. Spyker был объявлен банкротом в конце 2014 года, однако спустя полтора месяца голландцы подали апелляцию в суд, причем весьма успешно — через полгода компания возобновила работу.

С тех пор Spyker не раз анонсировал новые проекты по выпуску купе и кроссоверов, в числе партнеров значились и Lotus, и Koenigsegg, но дальше обещаний, увы, дело так и пошло. Не исключено, что когда-нибудь мы снова увидим новые автомобили марки Spyker, хотя шансы по-прежнему невелики.

Saturn

Источник: Saturn

В начале 1980-х концерн General Motors переживал большие перемены: производитель провел масштабный даунсайзинг всех своих классических моделей, окончательно избавившись от прожорливых автомобилей, появившихся до нефтяного кризиса 1973 года. Чтобы как-то обозначить начало новой главы в истории корпорации, в руководстве решили с чистого листа подойти к идее разработки и последующей продажи новых машин.

Так появился бренд Saturn — его концепция кратко отражалась в броском слогане A new kind of car company («новый вид автомобильной компании» или «марка автомобилей нового вида»), причем первые серийные машины, которые добрались до конвейера только к 1990 году, действительно во многом отличались от остальных компактных моделей концерна: их собирали на отдельном новеньком заводе с использованием специально разработанных для них компонентов, а для их продажи даже была создана индивидуальная дилерская сеть.

Покупатели сразу обратили внимание на новообразованную марку, и уже через пять лет с конвейера сошел миллионный Saturn. Однако проведенные исследования показали, что бренд не так активно привлекал новых клиентов, так как почти каждый второй покупатель машины оказывался действующим владельцем другого автомобиля концерна General Motors, в результате чего продажи остальных компактных моделей начали снижаться: началась внутренняя конкуренция родственных марок, поэтому успех был не вполне очевидным.

Вскоре GM перестал выделять средства на разработку новых машин, аналогов которых не было у других брендов концерна, так что к середине 2000-х Saturn превратился в очередную марку-близнеца с перелицованными хорошо известными покупателям моделями. Бренд утратил свою изюминку, которая всегда отличала его других, так что к 2010 году, когда Saturn прекратил свое существование, скорбящих было не так много.

Scion

Источник: Toyota

Аналогичный эксперимент с созданием нового бренда решили провести в компании Toyota — после успешного запуска премиальной марки Lexus японцы решили, что имидж их линейки, направленной по большей части на людей старшего поколения, мешает продавать автомобили американской молодежи, которая отдает предпочтение более интересным производителям. В конце 1990-х отчасти так и было, хотя Toyota предлагала яркие модели, которые и без того весьма неплохо расходились на рынке: к примеру, Supra и Celica.

Как бы то ни было, уже в 2002 году на автосалоне в Нью-Йорке состоялась премьера бренда Scion, который в компании позиционировали как марку для поколения Y: модельный ряд состоял из стильных недорогих (и в то же время необременительных в обслуживании и содержании) машин с ярким дизайном — что еще нужно двадцатилетним водителям?

Первый тревожный звонок прозвучал во время финансового кризиса 2008 года, когда руководство компании Toyota в рамках программы сокращения расходов начало подумывать о закрытии бренда. Продажи сильно упали, так как у небогатой целевой аудитории, которая пострадала после кризиса, не осталось денег на новую машину, поэтому через пару лет гамма Scion начала сокращаться — повзрослевшие клиенты начали копить на более прагматичные Тойоты, и компания постепенно перешла на бейдж-инжиниринг, который требовал гораздо меньше денег на разработку «новых» моделей.

Окончательный приговор бренду был подписан в 2016 году, когда представители компании объявили о его скором закрытии. Оставшиеся модели впоследствии продолжили продавать под брендом Toyota — например, кроссовер C-HR, который первоначально создавали как Scion, к моменту выхода на рынок дебютировал уже под материнской маркой.

Vector

Источник: Vector

История фирмы Vector Motors началась еще в 1970-х, когда молодой дизайнер Джеральд Вигерт, помогавший разрабатывать внешний вид автомобилей американской «большой тройки», решил начать свое дело. Компания была основана в 1971-м, и уже через год на обложке журнала Motor Trend появился концептуальный суперкар, получивший имя The Vector, а спустя еще несколько лет он был представлен на автосалоне в Лос-Анджелесе.

Вигерт хотел строить красивые и быстрые машины, однако год от года он объявлял все более высокие цены на автомобили, которые еще даже не пошли в серию. Первый прототип, который действительно ездил, был готов лишь в 1979-м, зато он регулярно мелькал на дорогах общего пользования: со временем пробег машины превысил 160 тысяч километров!

Годы шли, но старт производства постоянно откладывался — в итоге оно началось только в 1989-м, когда свет увидел новый Vector W8. Вместо обещанных агрегатов от Porsche и роторных двигателей суперкару достались куда более приземленные компоненты концерна General Motors, хотя публика автомобиль оценила — в списке первых заказчиков оказался известный теннисист Андре Агасси. К сожалению, он разочаровался в качестве сборки: машина за 455 тысяч долларов быстро сломалась и Вигерту пришлось возвращать деньги.

Эту историю сильно раздули в СМИ, так что репутация была безвозвратно испорчена, и за следующие четыре года производства фирме удалось продать лишь 17 машин. Новые владельцы многострадальной компании уволили Вигерта и пытались без его участия создавать будущие модели, однако все попытки обернулись крахом. В середине 2000-х он выкупил свое детище обратно и затем даже представил прототип Vector WX-8, но с тех пор новостей от компании практически не было.

Bricklin

Источник: Bricklin

Много ли вы знаете автопроизводителей из Канады? Любопытно, что в прошлом веке североамериканской колыбелью автомобилестроения стали США, в то время как их соседи долгое время довольствовались, по большому счету, только экспортными поставками из тех же Штатов и Франции. В первой половине 1970-х, когда консервативные американские концерны переживали финансовые трудности, покупатели переключили свое внимание на экономичные компактные машины из Европы и Японии, и на волне этой автомобильной революции появилась канадская компания Bricklin с проектом спорткара SV-1. Купеобразный хэтчбек с дверями типа «крыло чайки» и стеклопластиковым кузовом был разработан с акцентом на безопасность — буквы SV в индексе модели расшифровывались как safety vehicle («безопасный автомобиль»).

Выпуск машин был налажен в канадской провинции Нью-Брансуик, однако за новой маркой стоял американский бизнесмен Малкольм Бриклин, который прежде занимался импортом автомобилей в США. Разумеется, о запуске производства новых агрегатов речи не шло — Bricklin оснащали теми же двигателями и коробками, что ставились в обычные американские машины. Проблемы с надежностью самих компонентов осложняли трудности с их поставками и низкое качество сборки: канадцы оказались не самыми высококвалифицированными работниками. А если прибавить к этому постоянно возраставшую стартовую цену на SV-1, то можно представить, чем дело кончилось.

Производство длилось меньше двух лет, за которые компания успела выпустить лишь около трех тысяч машин. В конце 2000-х бренд пытались возродить с проектом электромобиля, но до конвейера он так и не добрался.

DeLorean

Одной из самых известных марок, просуществовавших всего несколько лет, стал DeLorean, который прославился после культовой трилогии «Назад в будущее», где знаменитая двухдверка сыграла роль машины времени. Фирма DeLorean Motor Company была основана Джоном Делорианом в 1975 году после его ухода из концерна General Motors, в котором он работал много лет и даже стал самым молодым на тот момент руководителем компании. Делориан вложил немало сил в создание первого автомобиля своей марки, так как у него был богатый опыт работы инженером, а над дизайном машины работал сам Джорджетто Джуджаро.

Производство автомобилей с кузовными панелями из нержавеющей стали было налажено в Северной Ирландии — правительство Великобритании было заинтересовано в создании новых рабочих мест и предоставило Делориану финансовую поддержку. Заявленная стартовая цена на купе с подъемными дверями поначалу составляла всего 12 тысяч долларов, однако к моменту выхода на рынок она достигла отметки в 25 тысяч. Начало серийного производства неоднократно переносили, поэтому первые товарные машины сошли с конвейера лишь в начале 1981 года, спустя почти пять лет после дебюта первого прототипа.

К сожалению, внешний вид автомобиля не соответствовал его динамике (DeLorean оснащался 130-сильным 2,9-литровым мотором V6, разработанным компаниями Peugeot, Volvo и Renault), а посредственное качество сборки привело к многочисленным жалобам от разочарованных клиентов. В то же время у Делориана начались проблемы с законом — его обвинили в наркоторговле, а через несколько лет, когда денег на компанию уже не осталось, оправдали за неимением доказательств. Еще помните историю Престона Такера?

Marussia

Источник: Marussia

Попытки создать новую автомобильную компанию были и в России. Самые громкие проекты последних двух десятилетий — ё-мобиль, который должен был дать стране доступный гибридный автомобиль, и, конечно же, Marussia. Компания была основана Николаем Фоменко в 2007 году для выпуска российских суперкаров со сменными кузовами за 100 тысяч долларов.

Довольно быстро были найдены инвесторы, поддержавшие идею, да и планов, судя по заявлениям представителей компании, было громадье: спортивные модели B1, B2 и B3, два внедорожника, городской гибрид и многое другое. Активный (и, надо сказать, вполне успешный) пиар вызвал интерес и на зарубежных рынках, Marussia начала появляться на международных автосалонах, число заказов росло день ото дня… Но с постройкой самих машин все оказалось несколько сложнее.

Свет увидели всего несколько «серийных» автомобилей и еще пара десятков прототипов, при этом с точки зрения техники они отличались довольно сильно: из-за неопределенности с поставщиками встречались экземпляры с моторами производства Cosworth, Nissan, Audi, Toyota и т. д. Деньги закончились после постройки тестовых машин, переделанных при помощи инженеров из финской компании Valmet — на полноценные краш-тесты и прочие рядовые испытания средств не хватало, Marussia влезла в долги, чтобы продолжить проектирование автомобилей, штат сильно сократили, и довольно скоро стало понятно, что фирму ждет банкротство.

Так и произошло: из-за фактического отсутствия бизнес-плана в компании не смогли правильно рассчитать объем требуемых затрат, так что Marussia прекратила свое существование в 2014 году, в результате чего идея создать отечественный суперкар осталась лишь красивой мечтой.