С самого зарождения автомобилестроения инженеры и дизайнеры придумали немало уникальных машин, которые в свое время произвели фурор в отрасли. Но говорят же, что нет ничего нового под солнцем: это верно и для автомобильного мира. Сейчас мы наблюдаем бум электромобилей, но эта технология существует уже несколько десятилетий.
Считается, что будущее — за электричеством, а автомобили на батарейках постепенно вытесняют машины с ДВС. Но электромобили существовали задолго до Tesla. Самые первые такие машины появились раньше автомобилей с двигателями внутреннего сгорания. История автомобилестроения знает немало примеров инновационных подходов в создании такого транспорта. Но также ее страницы помнят и неудачные попытки создания электрифицированных транспортных средств.
Одним из таких примеров служит L'Oeuf Electrique, что по-французски означает электрическое яйцо. Это странное название для автомобиля, но очень подходящее, учитывая его необычную форму.
Разработанное в 1942 году Полем Арзаном «электрическое яйцо» дает нам возможность заглянуть в мир, где можно представить и воплотить в жизнь все, что угодно, каким бы диковинным это ни казалось на первый взгляд.
Промышленный дизайнер Поль Арзан родился в 1903 году в Париже и первоначально сделал карьеру художника, обучаясь в Школе изящных искусств. Позже, в 1940-х и 50-х годах, он заинтересовался инженерией и дизайном и завоевал репутацию талантливого конструктора поездов. Он спроектировал большинство дизельных и электрических локомотивов, построенных для французской железнодорожной системы (SNCF) в 1950-х годах, а также внес свой вклад в развитие TGV (высокоскоростные поезда) в конце 1960-х годов.
В 1942 году он представил прототип компактного трехколесного автомобиля-пузыря, работающего на электричестве. L'Oeuf Electrique получил алюминиевый кузов и лобовое из оргстекла.
Немного исторического контекста поможет лучше понять цель дизайнера. Весной 1940 года немецкие войска вторглись во Францию, а затем перешли к захвату заводов, в том числе и автомобильных. Кроме того, бензин был в дефиците. Поэтому Арзан хотел разработать электромобиль, который можно было бы использовать в качестве городского средства передвижения и снизить зависимость от ископаемого топлива.
Его решением стал этот минималистичный двухместный электрокар яйцевидной формы, который часто называли самым дурацким автомобилем, созданным в Европе в 1940-х годах. Алюминиевый кузов ручной работы сужается в задней части, закрывая третье колесо и электродвигатель.
Использование алюминия и оргстекла намного опередило свое время. Оба материала были выбраны для минимизации веса. Корпус и электродвигатель весили не более 90 кг. А сам автомобиль — всего 350 кг.
L'Oeuf Electrique мог развить максимальную скорость 70 км/ч или 60 км/ч с двумя пассажирами на борту. Пять аккумуляторов обеспечивали ему дальность хода в 100 километров.
При создании интерьера Арзан придерживался того же минималистского подхода. Приборной панели или датчиков не предусмотрено.
Арзан привлек немало внимания к своему творению. Однако лишения войны во Франции помешали электромобилю завоевать популярность. Алюминий был дефицитным и ценным материалом в те времена, когда большая часть доступных ресурсов использовалась для производства военной техники. В результате был построен только один прототип, который Арзан использовал в качестве своего личного транспорта вплоть до своей смерти в 1990 году.
Когда война подошла к концу, промышленный дизайнер заменил электромотор на одноцилиндровый газовый двигатель. Он выдавал скромные 5,5 л.с. Тем не менее, это привело к увеличению максимальной скорости автомобиля.
L'Oeuf Electrique был не первым автомобильным проектом Арзана. В 1938 году он построил La Baleine («Кит») — еще один уникальный проект с удлиненным кузовом, вдохновленным авиацией, и шасси, заимствованным у американского Buick Standard.
После смерти Арзана L'Oeuf Electrique был передан в дар Музею искусств и ремесел в Париже. В 2022 году этот уникальный исторический автомобиль обрел новый дом в Cité de l'Automobile в Мюлузе вместе с La Baleine.
Несмотря на то, что L'Oeuf Electrique так и не поступил в серийное производство, он стал пионером в автомобильном мире благодаря компактному и легкому кузову, электрическому двигателю и отличной обзорности. Именно он заложил основу для будущих городских моделей, таких, как BMW Isetta, Mini или Fiat 500.