НовостиСтатьиТест-драйвыКаталогТаблица штрафовВсе об электромобиляхВнутри заводаСезонная смена шин

Как и зачем построить быструю «десятку»

18 ноября 2023 10:00
Рассказываем про отечественную «десятку» мощностью 350 л.с. с коробкой передач от Toyota и тормозами от Mazda и Audi
Источник: Авто Mail

Этот ВАЗ-21102 стал первым автомобилем мамы Максима, а когда мама купила новую машину, стало очевидно, что продавать «десятку» не было никакого смысла. Семья решила дождаться получения Максимом водительского удостоверения и отдать машину в его руки. Таким образом, после прохождения автошколы и получения прав, герой нашего рассказа оказался за рулем ВАЗа. Но вскоре возраст автомобиля дал о себе знать.

Спустя несколько тысяч километров заводской двигатель взорвался, и Максим обозначил перед собой цель построить автомобиль мечты: заменить взорванный 8-клапанный мотор на 16-клапанный, добавить турбину, другую КПП, усовершенствовать подвеску, тормоза и другие узлы.

Благодаря близкому другу у Максима появился гараж, куда и был перегнан автомобиль. Работы начались с его разбора до голого кузова. Заодно получилось досконально изучить устройство «десятки». Зарплата тогда еще студента не позволяла быстро накопить необходимые для восстановления и преображения машины деньги, и первый масштабный рывок вперед вышло сделать благодаря помощи мамы: она дала первую необходимую для старта проекта сумму.

В результате работ, которые длились четыре года, «десятка» превратилась в спортивный автомобиль для дисциплины тайм-аттак, участвовала в чемпионате Lada Time Attack Cup, а позже стала промоутером чемпионата — выступает в качестве участника в выставках и всякого рода мероприятиях как промо-кар LTAC.

Источник: Авто Mail

Под капотом автомобиля живет двигатель, собранный замечательным мастером из Курска — Иваном. Был взят высокий блок от «Калины» и расточен. В блок положили стандартный коленвал 75.6, шатуны от ВАЗ-2110 и кованые поршни СТИ. Блок накрыли доработанной головкой блока цилиндров от «Приоры», в саму ГБЦ внедрили клапаны из жаропрочной стали, облегченные тарелки и распредвалы «Нуждин» 8.⅛.5.

К двигателю прикрутили коллекторы ClubTurbo, на выпуске установили турбину TD05−16G и от нее пустили кастомный выхлоп на компонентах Fox с диаметром трубы 63 мм. На впуске установлен фильтр Ramair Proram, промежуточно воздух охлаждается интеркулером, а сбрасывает избыток в атмосферу блоу-офф HKS SQV IV — с характерным и красивым звуком. Топливная система с линией возврата топлива, форсунки Siemens Deka 630cc, топливный насос — AEM 340 л/ч. Также установлены система зажигания от Audi R8 и электронный блок управления двигателем «Январь 7.2».

В процессе обкатки постоянно срезало шпонки на коленвале, из-за чего позднее были установлены шестерни и шкив коленвала ProCar, а на генератор была установлена обгонная муфта INA, после чего все проблемы с механизмом ГРМ ушли. Что касается системы охлаждения, то поначалу она оставалась стандартной, но впоследствии «десятка» получила трехслойный радиатор AJS. Также установлен радиатор на охлаждение масла, благодаря чему даже в жару на треке температура масла не поднимается выше 115 градусов.

Во время настройки автомобиля удалось получить уверенный график мощности с 3500 об/мин и до отсечки на 8500 об/мин. Но при наддуве в 1,8 бар отдача остановилась на отметке 350 л.с. и 430 Нм — в этот момент срезало третью передачу, из-за чего завершить настройку машины не получилось. Впрочем, с двигателя можно снять еще больше мощности, хотя для этого потребуется другой ЭБУ и, по всей видимости, закись азота.

Стандартная трансмиссия при такой мощности — это боль. Было перебрано три коробки передач, и очередная сломалась в ходе настройки. Это была последняя капля. Благодаря Чемпиону RDRC 2022 года в классе Club Turbo Михаилу Пискареву, к концу прошлого сезона в «десятке» появилась коробка передач E56−07C от спорткара Toyota Celica ST202. Также машина обзавелась блокировкой, кастомными приводными валами из танкового торсиона, промежуточным валом, двухдисковым китом сцепления Tilton, гидровыжимом и тросовой кулисой. Безусловно, блокировка и промежуточный вал были и на стандартной КПП, но чего ей точно не хватало, так это ресурса.

После установки коробки передач от «Селики» Максим забыл, что такое проблемы с трансмиссией. Машина позволяет ехать на полном газу с любой передачи и не бояться, что итогом поездки окажется путешествие на тросе до гаража. Если верить замерам по GPS, максимальная скорость «десятки» составляет 275 км/ч при 8500 об/мин.

Итак, мощность есть, скорость есть, а как это все контролировать? Изначально при сборке автомобиля были установлены передняя балка, треугольные рычаги и распорки рычагов и стаканов AutoProduct, сзади были установлены распорка стаканов AutoProduct и балка от «Приоры» с вваренным торсионом, а также развальными пластинами в 2,5 градуса. Были выбраны регулируемые амортизаторы Koni Sport и пружины Eibach Sportline −50 мм.

Но и этого оказалось мало — и по части управляемости, и с визуальной точки зрения, ведь спортивная машина должна быть низкой. Поэтому впоследствии на машину был установлен комплект винтовой подвески BC Racing, а задняя распорка была заменена на деталь от фирмы «ТехноМастер». Как результат, машина обрела стильный внешний вид и близкую к идеалу управляемость — почти как у гоночного карта.

За торможение здесь отвечают четырехпоршневые суппорты от спорткара Mazda RX-7 спереди и дисковые механизмы от Audi сзади. А ездит машина на легких кованых колесах «СМК Авиатехнология Д18», обутых в шины Bridgestone Potenza Adrenalin RE003 размерностью 195/50 R15.

Что касается внешности автомобиля, стандартные передние крылья и капот были заменены на пластиковые. Интерьер для снижения веса частично разобран: установлены руль Vento Vendetta S и грядка датчиков Depo (на них выводятся показания наддува, температуры масла, выхлопных газов и антифриза, а также давление масла), стандартные кресла заменены на полуковши Recaro SR3 от седана Mitsubishi Evolution IV с четырехточечными ремнями безопасности (водительские — Stand 21, пассажирские — Sabelt). В дальнейшем было решено встроить, пожалуй, самый противоречивый элемент по меркам автоспорта — люк с электроприводом. Все-таки комфорт тоже важен.

Все работы по машине, за исключением сборки двигателя и установки коробки передач от «Тойоты», Максим выполняет самостоятельно в своем гараже. Иногда с помощью друзей, которых у него после присоединения к старейшему клубу Lada Cars Club появилось очень много.

В создании своей «десятки» я всегда руководствовался принципом: максимум оригинальных запчастей. Что приятно, машина радует не только меня, но и маму, которая поверила в мои силы и поддержала меня в начале пути, за что ей огромное спасибо. Она всегда интересуется судьбой проекта. Что касается обслуживания автомобиля, считаю самым главным, как я уже сказал, использование оригинальных деталей, 100-го бензина и качественных расходных материалов вроде масла, антифриза и других жидкостей. Проект, кстати, еще не закончен. Идеологическим завершением постройки я вижу расширение кузова, установку полноприводной трансмиссии от модели Toyota Celica GT-Four, сборку салона по индивидуальному проекту и мощность двигателя на уровне 500 л.с. Хочется, чтобы «десятка» посещала как можно больше мероприятий и доставляла радость мне и окружающим
МаксимВладелец автомобиля
Источник: Авто Mail