Виновнице аварии грозит до семи лет лишения свободы. Эксперты говорят о недостатках организации движения, которые приводят к подобным авариям: нужно создавать условия, чтобы пешеходы не выходили на проезжую часть, не убедившись в безопасности движения, а автомобили притормаживали перед «зебрами».
Вечером 19 июля Тверской районный суд по ходатайству ГСУ ГУ МВД по Москве арестовал и поместил в СИЗО до 16 сентября 18-летнюю Валерию Башкирову, ранее находившуюся под домашним арестом. 16 июля на улице Авиаторов в Солнцево управлявшая Mazda 3 госпожа Башкирова (учится на журналиста в РАНХИГС, водительские права получила в 2020 году) не остановилась на пешеходном переходе, по которому в этот момент шли двое взрослых с несовершеннолетними детьми и коляской. В результате наезда погибло двое детей (5 и 3 лет; один из них скончался на месте, второй — в больнице), девятимесячный ребенок получил сотрясение мозга и закрытую черепно-мозговую травму. Сразу после аварии решением Никулинского суда Москвы виновница была помещена под домашний арест. Сначала уголовное дело было заведено по ч. 3 ст. 264 УК РФ (нарушение ПДД, повлекшее по неосторожности смерть человека), но после того, как в больнице от травм скончался второй ребенок, оно было переквалифицировано на ч. 5, предусматривающую лишение свободы на срок до семи лет в виде максимального наказания.
Авария стала резонансной и активно обсуждаемой темой. Ряд СМИ распространили информацию о том, что госпожа Башкирова якобы в момент аварии отвлеклась на телефон. Ее отец Эдуард Башкиров в интервью «Москва 24» опроверг эти данные: она могла не заметить людей на переходе из-за грузовика и слепящего солнца. Дочь, по его словам, сейчас находится в «тяжелом состоянии» и принимает таблетки. Господин Башкиров принес извинения семье погибших и пообещал выплатить моральную компенсацию.
«Таких ДТП происходит каждый год сотни,— говорит Петр Шкуматов. — Налицо системная ошибка в организации движения, провоцирующая ошибки участников движения и дальнейшие трагедии». Часть этих аварий, считает эксперт, можно избежать, если перед «зеброй» в опасных местах ставить искусственные неровности («лежачий полицейский» на месте ДТП появился по решению префектуры ЗАО на следующий день после инцидента) и светофоры с кнопкой принудительного вызова зеленого сигнала для пешеходов. В дептрансе Москвы заявили, что проводят «большую работу с префектурами и управами для обеспечения безопасности дорожного движения, особенно вокруг школ и других детских учреждений». «И очень тщательно разбираем каждый случай, когда ребенок пострадал,— отметили там. — Наша работа включает в том числе инфраструктурные вещи — установку светофоров, изменение организации дорожного движения и установку искусственных неровностей. Кроме этого мы считаем, что необходимо снижать скорости, особенно вокруг детских учреждений и в местах, где много пешеходов».
«Наша система выпускает недоучек, абсолютно не готовых к реальным условиям города,— написал он. — А если вдруг девушке “помогали” сдать экзамен, то, я надеюсь, что это станет известно следствию и “помогалы” в погонах или без окажутся за решеткой». Адвокат движения «Свобода выбора» Сергей Радько заметил, что заключение под стражу допустимо только в случае, если невозможно избрать более мягкую меру пресечения и есть данные о намерении скрыться или препятствовать следствию и т. п. «Вряд ли в отношении 18-летней студентки они есть»,— считает эксперт.
Накануне решения суда инцидент спровоцировал спор между силовиками. В воскресенье председатель Следственного комитета России (СКР) Александр Бастрыкин поручил ходатайствовать перед прокуратурой о передаче уголовного дела из полиции в Главное следственное управление СКР. В прокуратуре Москвы в тот же день заявили, что «законных оснований для изменения подследственности уголовного дела и изъятия его из органов полиции не имеется».
Иван Буранов