НовостиСтатьиТест-драйвыКаталогТаблица штрафовВсе об электромобиляхВнутри заводаСезонная смена шин

Как подорожал бензин со времён СССР: на сколько хватит зарплаты

8 июня 2020 18:20
Авто Mail.ru покопался в официальных сводках Росстата, чтобы сравнить зарплаты и цены на топливо в разные годы, и обнаружил много интересного

Существует множество разных экономических индексов, которые показывают благосостояние той или иной нации. На что людям хватает зарплаты, измеряют при помощи потребительской корзины с тем или иным составом, зарплаты переводят в квартиры или машины. Порой даже в «Биг-Маках» богатство нации измеряют. Мы недавно в «Биг-Маках» оценивали выгоду покупки в кредит седана Lada Granta.

Авто Mail.ru на этот раз решил посмотреть, как менялось наше с вами благосостояние, изучив цены на бензин и их отношение к средней заработной плате.

Куда можно было доехать на зарплату 26 лет назад

Из данных Росстата можно сделать и другие выводы, и про более ранние годы в том числе.

Как менялась средняя зарплата со времен СССР?

Статистика по среднемесячной номинальной начисленной зарплате Росстатом ведется аккуратно с 1991 года, то есть еще с момента, предшествующего распаду СССР, официальной датой прекращения существования которого считается 26 декабря 1991. В 1998 году была проведена деноминация — у всех цен и зарплат просто отрезали три нуля. Поэтому в статистике для удобства все суммы привели к единому знаменателю. Цифры до 1998 года указываются в тысячах рублей, а после — в рублях. И вот как менялись зарплаты россиян:

Как менялись цены на бензин?

То, как менялась стоимость топлива, оценить несколько сложнее. С 1991 по 2017 год отечественная статистика ориентировалась на цены АИ-80. Именно эту марку топлива учитывали во всех сводных индексах. Поэтому именно по ней есть наиболее полные официальные данные.

Стоимость АИ-80 менялась с более заметными скачками (в сторону роста, естественно), чем уровень средних зарплат.

В 1991 году средней зарплаты хватало более, чем на 1000 литров бензина марки АИ-80. Уже в 1992 на зарплату можно было купить всего 215 литров топлива. В 1993 и 1994 россиянам было чуть легче — зарплаты хватало на 334 и 369 л бензина соответственно. Это 6 и 6,7 баков ГАЗ-24, который как раз 80-м и заправляли.

До деноминации ситуация постепенно исправлялась, на зарплату можно было позволить себе все больше бензина АИ-80, хотя цены на него и росли. Правда, в 1999 году после резкого скачка цен на топливо, зарплаты опять хватило бы всего на 264 литра. И это речь об АИ-80, а ведь значительная часть транспорта уже тогда перешла на более дорогой АИ-92.

Постоянно отслеживать динамику цен на АИ-92 и включать ее во все сводные отчеты Росстат начал только в 2008 году. То есть, говоря о «нормальном» бензине, мы можем посмотреть только на 12 лет назад.

В начале 2008 года литр АИ-92 стоил чуть больше 20 рублей. АИ-95 тогда же стоил почти 22 рубля — это данные средних цен по России на 9 января 2008 года. До падения курса рубля на валютном рынке еще было далеко, проблемы начались только к концу года.

В 2009 власти взялись регулировать цены на бензин, поэтому ни в январе, ни в марте, роста цен на АИ-92 не было. Более того, он подешевел. Стоимость топлива удерживалась примерно на одном уровне весь год. Это касается и АИ-92, и АИ-95. Впрочем, на общей картине это мало отразилось.

Уже с 2019 года на графике (ну и в жизни) мы видим некоторое «плато» у цен на бензин — темпы роста замедлились. Можно было бы радоваться, но особенно нечему, тем более, что сейчас это происходит на фоне падения цен на нефть на мировом рынке.

Почему нефть дорожает, в мире цены на бензин падают, а в России — всего лишь растут не так заметно, Авто Mail.ru подробно разбирал вот в этом материале.

Сравнение цен на бензин и зарплат

Несмотря на то, что цены на бензин сейчас в моменте не растут, средней зарплаты сейчас хватит на меньший объем топлива, чем в прошлом году. В 2019 на зарплату можно было купить 1149 л АИ-92, а сейчас — 1143. Разница в 6 литров.

Почти не меняющееся соотношение средней зарплаты и цены на АИ-95 наглядно демонстрирует ту самую стагнацию экономики, о которой эксперты говорили уже в конце 2018 года. Стагнации этой, впрочем, недолго осталось — что будет после окончания «коронакризиса», точно не знает никто, но «что-то будет» — это очевидно.

Сейчас на среднюю зарплату в 48377 рублей можно оплатить АИ-92 на маршрут от Москвы до Читы и обратно, да еще и с заездом на Байкал. Если взять Hyundai Sonata, который можно заправлять 92-м, то на среднюю зарплату можно будет наполнить 20 топливных баков.

Конечно, зарплаты теперь хватает на то, чтобы проехать больше, по сравнению с 1991 годом, еще и благодаря тому, что автомобили стали экономичнее. С другой стороны, то, что автопутешествия стали доступнее, — тоже очевидно. Не зря этот вид отдыха, по результатам собственного опроса Авто Mail.ru, рассматривают все больше водителей.