По данным МВД России, число краж транспортных средств в нашей стране заметно сократилось в период с января по март 2020 год. В общей сложности преступники похитили 3516 автомобилей и других транспортных средств, что на 12,6% меньше, чем за аналогичный период 2019 года.
При этом, правда, выросло число преступлений, квалифицируемых как «неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения (угон)». Их стало больше на 7,6%. В абсолютном выражении это 3935 угнанных транспортных средств.
Для владельцев не имеет значения, как полиция квалифицирует действия преступников: у кого есть защищающие от «угона» полисы каско — тем ущерб компенсируют.
С теми, кто не защищает машину от преступников при помощи каско, сложнее. За тот же период полиция раскрыла почти все угоны и только около трети краж: 3342 и 1201 случай соответственно. Это значит, что если машину именно угнали (например, чтобы покататься) — шансы вернуть ее велики. А вот если случилась именно кража — то не очень.
Что происходит с угонами в апреле?
Как говорит Сергей Ефремов, заместитель исполнительного директора Российского союза автостраховщиков: «в условиях кризиса краж и угонов обычно становится больше. Но сейчас есть важный нюанс: люди сидят дома или на даче. Поэтому сказать, что ситуация принципиально изменилась, мы не можем».
Илья Соломатин, заместитель генерального директора компании «Ингосстрах» уточняет, что «сейчас полных данных по апрелю ещё нет. Мы пока только подсчитываем, и сказать, что количество краж и угонов как-то особенно выросло, сложно. Ведь люди сейчас находятся дома».
«Все осталось примерно на таком же уровне, как и до пандемии», — подчеркивает Сергей Ефремов.
Все резко изменится после окончания ограничений
В ближайшем будущем Сергей Ефремов ожидает роста числа краж и угонов. «После снятия запрета на выход из дома ситуация уже изменится. Причем, по нашим подсчетам, резко».
«Непростая ситуация, которая складывается в экономике, может привести к усугублению криминогенной обстановки и к росту числа угонов», — говорит директор департамента страховых выплат компании «АльфаСтрахование» Александр Харагезов.
В Российском союзе автостраховщиков напоминают, что за прошедшие 1,5 месяца «стоимость нефти изменилась, некоторые крупные автозаводы на время самоизоляции прекратили работу». Еще в марте эксперты прогнозировали, что стоимость запчастей в России будет расти в среднем на 10-15%.
Эти факторы, по словам Ефремова, будут «способствовать росту потребности в автозапчастях. Мы ожидаем, что машины будут угонять под разборку».
По прогнозу эксперта «будет большое количество подобных случаев. И то, какие машины будут угонять, зависит именно от потребности в запчастях. Какие-то импортные ведь сейчас очень непросто достать. Не забывайте и о том, что с выходом людей на улицы и количество аварий на дорогах будет расти. А чтобы чинить автомобили, нужны запчасти».
Александр Харагезов также связывает будущий рост числа угонов с нехваткой запчастей: «именно погоня за запчастями может стать одной из главных причин угонов. Это значит, что под прицелом грабителей окажутся “массовые” марки»
Кто в зоне риска?
Илья Соломатин говорит, что пока предпочтения преступников остаются прежними: «в Москве, Подмосковье и Санкт-Петербурге крадут дорогие люксовые машины. В регионах угоняют отечественный автопром».
По данным Российского союза автостраховщиков, «в Москве и Питере воруют более дорогие авто марок Lexus, Infiniti, BMW». Это соответствует данным страховых компаний за прошлый год.
«Японские и корейские автомобили традиционно являются самыми “любимыми” у преступников. Более бюджетные модели угонщики используют, как правило, для запчастей, а люксовые авто перепродают. При этом Lexus LX и Toyota Camry входят в тройку лидеров по угонам в Москве и Подмосковье четвертый год подряд», — говорит Александр Харагезов.
Модель транспортного средства | Частота угонов в 2019 г. | Модель транспортного средства | Частота угонов в 2018 г. |
CADILLAC ESCALADE | 1,39 % | CADILLAC ESCALADE | 2,32% |
TOYOTA CAMRY | 0,64 % | LEXUS LX | 1,23% |
LAND ROVER FREELANDER | 0,58 % | JEEP GRAND CHEROKEE | 0,87% |
LEXUS LX | 0,56 % | TOYOTA CAMRY | 0,58% |
MITSUBISHI ASX | 0,52 % | HYUNDAI SANTA FE | 0,48% |
TOYOTA LAND CRUISER | 0,41 % | BMW 7-series | 0,38% |
TOYOTA LAND CRUISER PRADO | 0,38 % | TOYOTA LAND CRUISER | 0,37% |
FORD FOCUS | 0,33 % | KIA OPTIMA | 0,34% |
BMW 5-series | 0,26 % | HYUNDAI TUCSON | 0,32% |
KIA CEED | 0,25 % | LEXUS RX | 0,28% |
Власти могли бы помочь
Александр Харагезов подчеркивает, что «любой кризис, как правило, негативно влияет на криминогенную обстановку. Поэтому в текущей ситуации может увеличиться количество угонов, особенно если на рынке будет дефицит запчастей. Внесение автозапчастей в список товаров первой необходимости может помочь предотвратить развитие подобного сценария».
Напомним, ранее Минпромторг опубликовал новый перечень системообразующих организаций российской экономики. Для автомобильной промышленности критерии следующие: не менее 20 000 млн рублей выручки и численность не менее одной тысячи человек.
Что касается перечня товаров первой необходимости, то в федеральном списке, утвержденном 27 марта и измененном затем 18 апреля, автозапчасти отсутствуют.