Где ночевать: как и когда бронировать
Если вы едете в высокий сезон в популярные места, то выкупать отели следует чем раньше, тем лучше. Это будет не только дешевле, но и позволит выбирать из большего количества предложений. Минимальный срок летом в Европе — за месяц до старта, в противном случае либо сильно переплатите, либо придётся делать большие крюки в сторону от маршрута в отдалённые деревушки и города. Но если ехать на Балканы или в другой малоистоптанный регион (в том числе и в России), то можно бронировать всё по ходу дела — это придаст поездке большую гибкость.
В зависимости от маршрута, есть две тактики планирования ночёвок. Первая — когда маршрут закольцован в точке старта-финиша, и вы нигде по пути не останавливаетесь больше чем на одну-две ночи. Тогда приходится точно рассчитывать все расстояния и заранее бронировать жильё, чтобы всегда успевать к очередной ночёвке. Планируя дневные перегоны, всегда закладывайте час-два на форс-мажоры, а также обращайте внимание на время заселения и выезда — иногда придётся поторопиться, чтобы не остаться на улице. Вторая тактика — селиться в одном месте на несколько дней и совершать оттуда радиальные выезды на десятки и сотни км в разные стороны, пока регион не будет исследован. Это проще, потому что не надо каждый день собирать багаж, да и бронирований в маршруте получится меньше.
Для поиска жилья можно использовать основные сервисы — Booking, Airbnb и аналоги. Для больших компаний оптимально снимать дома целиком, а при путешествии одной семьёй — номера в отелях или апартаменты. Независимо от типа жилья, в разных регионах и в разное время лучше может работать тот или иной сервис. Например, в Румынии мы бронировали большие дома на компанию из 15 человек и на несколько дней только через Airbnb. А в Западной Европе, наоборот, — владельцы недвижимости неохотно отвечают через этот сервис и не желают связываться с арендой менее чем на двое суток. Поэтому там спасал только Booking, через который легко бронировались на одни сутки и номера в мотелях, и большие шале целиком.
Где и как питаться
В машине всегда должен быть запас питательных снеков — шоколада, орехов, йогуртов, сэндвичей. И обязательно воды: сухой кондиционированный воздух или езда под палящим солнцем обостряют жажду. Основное же питание может сильно варьироваться в зависимости от бюджета и предпочтений участников путешествия, но общие рекомендации таковы.
На старте путешествия в длинный перегонный день возьмите с собой домашней пищи — сосисок с заправок наесться ещё успеете. Обязательно имейте в салоне термос, который можно перезаправлять горячими напитками каждый день. Есть мнение, что на трассах нужно питаться в тех придорожных кафе, рядом с которыми запарковано больше всего фур — мол, дальнобойщики знают, где лучше всего. Мой личный опыт эту теорию опровергает — надёжнее всего утолять голод на крупных АЗС, где встречаются неплохие кафе с полноценным меню (хороший пример — польская сеть Orlen).
Когда маршрут свернёт с автострад, с едой станет проще — можно пользоваться сервисами вроде Tripadvisor в поисках приличных кафе, а можно останавливаться в городках и деревнях у понравившегося ресторана и изучать меню на входе. Практика показывает, что часто отличные заведения обнаруживаются в неожиданных местах — там, где ничего особенного не ждёшь. Помните только, что в большинстве европейских стран (особенно ближе к югу) заведения полноценно кормят гостей лишь в строгие промежутки времени: утром до 11, днём с 12 до 14 и вечером после 17-19. В любое другое время вам могут предложить лишь круассан, сэндвич или пасту — если особенно повезёт.
Ещё один вариант — супермаркеты. В России — особенно в глубинке — с этим бывает сложно, но в Европе сетевые продуктовые магазины есть везде, выбор еды (в том числе готовой) очень широкий, а цены на удивление умеренные. Поэтому в целях экономии средств и времени можно без ущерба для здоровья питаться продуктами из магазинов. Помните лишь, что во многих отелях и домах может не быть холодильника (лайфхак: его можно соорудить, заткнув слив и набрав полную раковину холодной воды).
Где и когда заправляться
Если ваш автомобиль не переваривает бензин ниже 98, то нужно заранее изучить с помощью интернета расположение заправок с высокооктановым топливом. Если направление совсем глухое, то возьмите с собой канистру или найдите более подходящий автомобиль. На крайний случай можно заливать и 95 бензин, но тогда придётся двигаться в щадящем режиме — не нажимать резко на газ и не требовать от мотора всей мощности. В России надёжнее всего заправляться на крупных сетевых заправках (но не притворяющихся таковыми, как часто бывает в южных регионах — остерегайтесь подделок). Если есть сомнения и нет выбора, изучите подтверждающие происхождение топлива документы.
За границей также лучше держаться крупных брендов (Shell, Eni, BP, Total, Esso, Lukoil, Orlen, OMV, Aral), но и на мелких проблемы с качеством топлива маловероятны. Дешевле всего бензин в России и Белоруссии, потом чувствительный скачок будет в Восточной Европе и Прибалтике, затем Западная Европа, Великобритания и Скандинавия примерно на одном уровне. Но даже внутри одного региона в соседних странах цена топлива может существенно отличаться: например, в Италии и Греции заправляться намного дороже, чем в соседних с ними Австрии и Болгарии. Поэтому планируйте остановки на АЗС так, чтобы пересекать самые дорогие регионы на топливе из более дешёвых. Но при этом экономия должна быть разумной — в горах можно легко остаться с пустым баком в попытке дотянуть до соседней страны, где цена на 20 центов за литр меньше.
Как пользоваться бензоколонками. У себя дома любой водитель справится с заправкой любого типа. За границей сложнее — там другой язык и немного иные правила. Большинство АЗС западнее Белоруссии не имеют заправщиков и основаны на системе постоплаты. Поэтому надо просто вставить нужный пистолет в бак и нажать на курок — на колонке пойдёт отсчёт в литрах и валюте одновременно. Ищите 95 или Super для обычных бензиновых моторов; 98, 100 или Super Plus/ Super Premuim для форсированных; Diesel сами знаете для чего. Иногда встречаются всякие добавки-присадки, диковинные для нас — просто не берите такой пистолет в руки. После заправки назовите сотруднику за кассой номер колонки (хоть на пальцах покажите) и заплатите картой или наличными — везде принимают и то, и другое.
Иногда встречаются АЗС без операторов, где перед заправкой нужно вставить в считыватель банковскую карту, потом выбрать номер колонки и только после того, как банк АЗС заблокирует на карте сумму в 120-170 евро, начнётся заправка нужного вам количества топлива. Разницу между заблокированной суммой и стоимостью купленного топлива заправка вернёт — обычно это занимает не больше недели, но иногда срок может растянуться до месяца. Наличными на таких заправках оплатить нельзя, а эта особенность с блокировкой существует только для иностранных карт.
О деньгах в поездке
Банковская карта при путешествиях обязательна (и лучше не одна). Перед поездкой убедитесь, что на счету достаточно средств (или нет проблем с кредитным лимитом). Лучше, чтобы ваши карты были выпущены в разных системах (Mastercard и Visa) и разными банками — так будет обеспечена их максимальная работоспособность в любых ситуациях. А во-вторых, иногда депозит за жильё или арендный автомобиль не блокируют (такая операция просто не проходит), а снимают с карты с вашего согласия, а потом возвращают. И если это рублёвая карта, то на разнице курсов можно как выиграть, так и проиграть. Я сам так потерял около 15 тысяч рублей, оставляя залог в 2000 фунтов за прокатный автокемпер в Шотландии — на момент возврата депозита фунт в России подешевел.
Несмотря на развитие безналичных платежей, живыми деньгами до сих пор платить проще почти везде — особенно это касается чаевых, билетов на общественный транспорт, паркоматов. Поэтому поменяйте достаточное количество денег на ту валюту, которая больше всего пригодится в поездке, и помните о безопасности — в привокзальных, аэропортовых и придорожных отелях приворовывают по всему миру. Также учтите, что в Европе далеко не везде ходит единая валюта: в Швейцарии используют франки, в Польше — злотые, в Чехии — кроны, в Румынии — леи и так далее. Но в некоторых странах можно заплатить в евро (в Швейцарии — в большинстве торговых точек, но сдачу получите франками). Кстати, ныне не выпускающиеся 500-евровые банкноты во многих местах вызывают серьёзные подозрения, поэтому лучше храните бюджет в сотенных.