Чуда не ждите. Это на бездорожье, как показала первая часть испытаний, крепкий ветеран Land Cruiser 70 плюс-минус на равных сражается с молодежью вроде Toyota Fortuner (напомним, подержанная 70-ка стоит похожих денег — от двух миллионов). В повседневных хлопотах свежий «Форчунер» образца 2015 года куда удобнее семилетнего «крузака», конструкция которого уходит корнями в другую эпоху — далекий 1984 год. Разумеется, такой вывод справедлив для обычного, скажем так, горожанина, а не горноспасателя, исламского активиста запрещенной в России организации или заядлого путешественника, считающего кругосветку чем-то вроде поездки на дачу.
Хотя поначалу 70-ка дурманит ностальгическим духом, обезоруживает разум ретро-атмосферой, запахами из детства и вниманием ценителей автостарины. Но ведь не будешь же всегда степенно круизить по пустым улицам, словно на фестивале или параде. А когда жизнь вынуждает заняться делами, торопиться, винтажный флер обдирают дорожные «пробки» — на первый план вылезают другие, прагматичные вещи. И Land Cruiser 70 временами начинает если не бесить, то, как минимум, раздражать. Занавес? Не спешите разочарованно вздыхать, закрывая эту страничку сайта. Легенда на то и легенда, чтобы удивлять.
Ржавеет и ошибок не прощает
Интрига и парадокс в том, что «крузак» при всех недостатках неожиданно оказался не таким уж неудобным, как ожидаешь от машины столь почтенного возраста. Тем более, учитывая колоссальный прогресс автомобильной техники за последние 30 лет. Железки стали другими, и речь не только о кузовщине, которая, к слову, у «крузака» ржавеет так активно, что на тестовой машине с пробегом чуть больше 100 000 км пришлось ремонтировать крышу, двери, рамку ветрового стекла. Land Cruiser 70 и Fortuner, если разбираться совсем уж придирчиво, похожи друг на друга только схематически — рамной основой да продольным расположением двигателя. Прогресс наделил «Форчунер» независимой передней подвеской, подвешенным на пружинах вместо рессор задним мостом, наконец, современными силовыми агрегатами, опциями и ворохом электроники.
И если на бездорожье паутина компьютерных бортсетей внушает, скорее, тревогу, — лишь бы не намочить нежные потроха, то в городе водителю вездехода с подключаемым полным приводом помощники пригодятся. Напомним, трансмиссия типа part-time запрещает двигаться по твердым дорогам в режиме 4x4. И ладно, когда под колесами сухо, а вот зимой или в ливень за рулем высокой двухтонной заднеприводной машины уже не отвлечешься быстренько набить сообщение в телефоне. Помнится, в пургу на «Форчунере» было весело. А Land Cruiser 70, где нет даже АБС, и плавно врубить передний мост на скорости под «сотню» не факт, что выйдет у самого сноровистого джипера, в неумелых руках да ногах может быть просто опасен.
Как автобус в легковушку превратили
Однако эволюция не всегда однозначно положительна. Посмотрите на сглаженные обводы кузова «Форчунера»: стильно, аэродинамично. Пухлые двери, толстые стойки намекают на стойкость к удару в случае аварии. Зато из-за руля 70-ки окружающий мир как на ладони. «Чемоданные» габариты не только отлично чувствуются водителем, но и прекрасно видны. Боковые зеркала столь крупные, что подойдут и на дальнобойный тягач. Да, в них лупит ветер на скорости, но с учетом прочих нюансов обзорности «крузака» они делают малополезными камеру заднего вида или парктроники, нужные «Форчунеру».
Угловатый Land Cruiser 70 поражает и внутренним объемом. Формально это вообще автобус. Когда легендарная «Тойота» наматывала километры по пустыням Ближнего Востока, в багажнике стояли две продольные лавки. С учетом двухместной «банкетки», заменившей обычное кресло переднего пассажира, машина вмещала минимум 10 человек! Поэтому при ввозе в Россию задние сиденья демонтировали, чтобы впихнуть «крузак» в легковую категорию. В такой конфигурации 70-ку примут в грузовое такси без экзамена. Холодильник или стиральная машина залетают внутрь со свистом. А можно пофантазировать и насчет более романтического применения, примерив на Land Cruiser 70 образ модного олдскульного хипсто-вэна: лонгборды или гироскутеры поместятся на всю компанию.
Те самые часики
В «Форчунере» пространства чуть меньше, но компоновщики научились эффективнее его использовать. Салон трансформируется на пять или семь мест, диван второго ряда складывается по частям, а не только целиком. Секции двигаются вперед-назад. А еще на примере современной «Тойоты» видно, как человечество полюбило маленькие радости. В 70-ке нет даже подвода воздуха ко второму ряду: скамейка мягкая, задница не болит — и хватит. Fortuner гуманнее к людям: розетка есть, дефлекторы обдува, подлокотник откидной с подстаканниками — и километры пробегают незаметнее.
Что Toyota пронесла сквозь годы, так это цифровые часики на передней панели. Причем на ветеранском «крузаке» они более продвинутые — показывают температуру за бортом, снабжены будильником и секундомером. А еще японцы, похоже, так и не сумели раздобыть манекен дяди Степы. В обоих внедорожниках рослому водителю приходится до упора отодвигаться назад, регулировок едва хватает. В остальном все ожидаемо: интерьер Fortuner — выверенный по современным канонам, удобный, с кучей мест для хранения и даже с претензией на стиль. Салон Land Cruiser 70 — словно музейная витрина. Ползунковый пульт «печки», частокол трансмиссионных рычагов вместо кнопок и крутилок, бежевый пластик и «бабушкина» ткань наподобие велюра отсылают нас в эпоху, когда советские пацаны считали за высшее благо рассекать за рулем папиных «Жигулей». Удивило другое. Пусть в 70-ке нет сенсорного экрана c «Яндекс. Навигатором», как в «Форчунере», и прочих модных штук вроде подогрева руля или датчика света, но необходимое для комфортной жизни джипера «Тойота» предусмотрела еще в древности. Заводская двухдиновая магнитола звучит сносно, кондиционер приятно холодит, зеркала и стекла регулируются электроприводами. Банально? А теперь вспомните, когда эти вещи появились, допустим, на УАЗе.
Пример для Ульяновска
Не спорю, даже новый «Патриот» стоит минимум в два раза дешевле «крузака» (и «Форчунера», соответственно, тоже). Но здесь важен сам подход к созданию утилитарного внедорожника на жестких мостах. Ведь российский вездеход тоже мог бы работать так академично. Управлять архаичной «Тойотой» легко и временами приятно. Усилие на педалях гуманное, вязкий руль вращается почти без сопротивления. По сухому Land Cruiser 70 стабильно держит прямую, адекватно заваливает в повороты, уверенно тормозит. Иными словами, водителю нет нужды приспосабливаться к недоработкам инженеров или применять силу. Сел — поехал, почти как в любом современном рамнике.
Почти, потому что Fortuner все равно приятнее, особенно по части акустики и динамики. 70-ка на холостых оборотах вибрирует всем корпусом и гудит, словно старая трансформаторная будка. На скорости тряска вроде проходит, но уши начинает прессовать грохот дизеля. Напомним, он здесь атмосферный (!), при некислом рабочем объеме 4,2 л рядная «шестерка» 1HZ развивает скромные 132 л.с. Тихоходный движок готов испить топлива из любой бочки, по-тракторному тянет на низах, а вот крутить его бессмысленно — выше 3000 оборотов пустота. Поэтому приходится ездить внатяг, часто переключая передачи в пятиступенчатой механике. На трассе еще ничего, в городе утомляет.
Москва и Питер: два взгляда на время
У водителя «Форчунера» таких проблем нет. Механику оставили только начальной версии, остальные идут с шестиступенчатым автоматом. Причем эта коробка лучше ладит с эластичным 4-цилиндровым турбодизелем 1GD-FTV (2,8 л, 177 л.с.). Бензиновая «четверка» 2TR-FE (2,7 л, 166 л.с.) веселее везет на верхах, но на стартах и ускорении со средних оборотов запинается, вынуждая автомат скидывать передачу-другую вниз, а водителя думать над вспомогательными режимами: пора уже в Sport или Power переходить или подождать? Главное, Fortuner с любым мотором не выбивается из нервного городского потока. А Land Cruiser 70 как будто впервые в Москву из Питера попал, где не принято так спешить и суетиться. Со светофора «крузак» за счет ломовой тяги дизеля способен даже первым уйти, но быстро выдыхается и откатывается в отстающие. На трассе еще печальнее: крейсерская скорость — 80-100 км/ч, а на 120 в комбинации приборов вспыхивает тревожная сигнальная лампа. Мол, куда так гонишь?! Зато можно держать ровный газ, что бы ни было под колесами: ровный асфальт или ухабы. Fortuner крупные ямы проходит жестче, заставляя притормаживать.
Пожалуй, это и есть основная разница между старой и новой «Тойотами». Fortuner изо всех сил старается успеть за ритмом современной жизни, не растеряв вездеходных способностей. И, признаем, компромисс у него пока получается, то есть универсальные рамные внедорожники рано списывать со счетов и на асфальте. А Land Cruiser 70 смотрит на эту движуху свысока, четко понимая свои способности и круг обязанностей. Он как добровольный аскет: презирает социальные сети, дома у него нет телевизора. Живет в обществе, но в то же время безразличен к попсе. В этом сила 70-ки. Вопрос, насколько такой честности хватит, и как долго она еще будет нужна людям.
Как создавалась «вечная» машина: история Land Cruiser 70
Toyota Land Cruiser 70 — машина, можно сказать, уже историческая. При этом ее продолжают выпускать до сих пор. Как изменился легендарный внедорожник за 34 года?