НовостиСтатьиТест-драйвыКаталогТаблица штрафовВсе об электромобиляхВнутри заводаСезонная смена шин

От Москвы до Волги: интересный маршрут выходного дня

7 ноября 2017 18:01
Вода и сталь. Искусство и техника. Добро и жестокость. Однодневное путешествие по Дмитровскому шоссе гарантирует разнообразные впечатления. Главное — выбрать правильные места

«Это слава моей страны — Т-34»

Из Москвы разумно стартовать около 9 утра, тогда успеете спокойно позавтракать и добраться до первой точки аккурат к открытию. Ровно в 10:00 отпирают замки музея «История танка Т-34» (координаты — 56.055208, 37.529385). По названию понятно — экспозиция посвящена самой знаменитой бронемашине всех времен. Но не только ей. Поэтому не спешите проезжать мимо, если к военной технике интереса нет.

Заскочить стоит хотя бы из любопытства — посмотреть, сколько артефактов уместилось в маленьком дворике и двухэтажном здании. Тут есть, к примеру, деталь (как предполагается) легендарного царь-танка Лебеденко: гигантскую 40-тонную машину с колесами диаметром 10 метров (!) в 1917 году испытывали под Дмитровом. Дети будут в восторге от возможности подергать рычаги тренажера механика-водителя, легально забраться на настоящий Т-55 (охрана не прогонит), поглазеть на диораму, масштабные модели и удивительные миниатюры из жизни танкистов. Взрослым и тем, кто в теме, адресована коллекция настоящей техники от самоходки СУ-100 до современного газотурбинного танка Т-80Б, а также, разумеется, детально препарированная «тридцатьчетверка». Сразу понимаешь: для того поколения Т-34 был больше, чем просто железкой — столько с ним связано событий.

Вообще главное в этом музее — атмосфера. Ведь вырос он из... обычной дачи, когда дочь начальника конструкторского бюро по разработке «тридцатьчетверки» Николая Кучеренко организовала здесь экспозицию в память об отце. Еще раньше, 6 декабря 1941 года, с этого рубежа советские войска перешли в контрнаступление в битве под Москвой. Так что земля под ногами источает мощную энергетику.

Марфино: спокойствие по пропускам

За умиротворением надо ехать в Марфино. Бывшая дворянская усадьба находится в ведении Министерства обороны и только в прошлом году запретную территорию открыли для бесплатного публичного доступа. Но, похоже, знают об этом немногие — в парке на удивление тихо и безлюдно. Возможно, туристы просто боятся подойти к суровой проходной с сеткой на окнах, имеющей мало общего с музейной кассой. Хотя российским гражданам пропуск выдают без проблем при предъявлении паспорта. Учтите, бумажку надо сдать на выходе, поэтому не стоит поддаваться соблазну покинуть Марфино через дыру в заборе.

Мы рекомендуем запарковаться не у основного входа, а подъехать к усадьбе по исторической дороге (координаты — 56.079064, 37.560653), как когда-то на торжества собирались гости последних владельцев поместья — Паниных. Отсюда открывается самый живописный вид на главный дом в готическом стиле. Правда, обезображенный вандалами, изрядно побитый временем «Рыцарский» мост от греха подальше закрыли для прохода из-за аварийного состояния. Тем интереснее пересечь речку Учу по понтонному мосту и пройти 500 м до современного входа мимо двух церквей, услышав, как каждые 15 минут на редкость мелодично играют куранты. Увы, унылую архитектуру военного санатория миновать не получится. Потерпите — главный дом справа в паре минут хода по парковым тропинкам. Только как бы здание не прикончила корявая реставрация: где это видано, чтобы ступеньки на входе во дворец XVIII века отделывали дешевой керамической плиткой?

Икша: шлюз No 6

Дмитровское шоссе уходит к северу от столицы вдоль главной водоснабжающей артерии города — канала имени Москвы, который тянется на 128 км аж до Волги. Уникальное и вместе с тем зловещее сооружение. В 1932-1937 годах русло сверхбыстрыми темпами («Большевистские сроки рассчитаны на ударников, а не ротозеев») прокладывали заключенные ДмитЛага ОГПУ НКВД — киркой, лопатой и тачкой...

«Каналоармейцы» десятками тысяч гибли от непосильного труда, причем трупы закапывали здесь же — в окрестных рощах. Точное число жертв неизвестно до сих пор: по разным оценкам, оно колеблется от 22 тысяч до 1,5 миллиона. Говорят, у крупных гидротехнических сооружений до сих пор находят человеческие останки...

Всего на канале 11 шлюзов, поскольку вода идет не самотеком из-за перепада высот, из Волги ее поднимают насосами. Доступ на стратегические объекты, разумеется, закрыт, но мы подскажем хитрость. В районе Икши через шлюз No 6 перекинут пешеходный мост к железнодорожной станции. Найти его просто: с грунтовой парковки (координаты — 56.168296, 37.514009) спускаемся вниз по лесенке, идем по тропинке вперед метров 100 и упираемся в нужные ступеньки. Строгая табличка запрещает останавливаться на мосту и фотографировать, но охрана, похоже, устала гонять интересующихся — внимания на нас никто не обращает. Поэтому лезем смело и сверху наблюдаем, как огромные баржи проходят шлюзование: завораживающее зрелище. На обратном пути к машине можно выплеснуть адреналин в картинге: по левую руку будет крутой открытый автодром «Маяк».

Перемиловская высота

По дороге в Дмитров местность холмистая — не случайно в этом районе хватает горнолыжных клубов. А самый лучший вид открывается с Перемиловской высоты (координаты — 56.299412, 37.500293), особенно если приехать сюда во второй половине дня — к заходу солнца. Вместо шумных лыжников тут тишина. И гвоздики на каменном парапете у подножия гигантского воина...

Взметнув вверх пистолет-пулемет ППШ, солдат смотрит на Яхрому, канал имени Москвы и автомобильный мост. В конце ноября 1941 года он один связывал берега, другие переправы были взорваны. С запада приближались немцы с целью окружить Москву. Однако дальше канала Вермахт не прошел — несколько дней враг топтался на месте, пытаясь удержать господствующую высоту. А в начале декабря дрогнул, откатившись назад после советского контрнаступления.

Также с Перемиловской высоты есть шанс увидеть флотилию ярких воздушных шаров. Воздухоплаватели по выходным регулярно взлетают за Яхромой, их маршрут проходит как раз мимо смотровой площадки.

Дмитров: железные люди

Районный центр — младший брат Москвы, основанный в 1154 году Юрием Долгоруким, популярное туристическое место. В центре города у земляного вала даже в будние дни многолюдно и тесновато, что не всем понравится. И все же задержаться в Дмитрове стоит хоть на чуть-чуть, чтобы побродить по Кремлю с доминантой величественного Успенского собора, подивиться деревянным крепостным воротам и тюремной Елизаветинской церковью, поглазеть на необычные фонтаны.

Также рекомендуем погулять по улице Кропоткинской (координаты — 56.346261, 37.523765). Сейчас здесь реконструкция, грязь и вообще не очень опрятно. Но главные достопримечательности на месте — одноэтажные деревянные домики и скульптуры городских персонажей XIX века. Замерли люди разных сословий: огородница, крестьянская девушка с котом, купец с купчихой, странник, молодые дворяне, прочие почтенные дамы и господа... А в конце улицы заседает в кресле сам Кропоткин. Три года теоретик анархизма прожил в Дмитрове, только вовсе не в доме за спиной памятника. «Правильное» строение надо искать чуть дальше — через автомобильную улицу, во дворах.

Как бонус можно посетить Борисоглебский монастырь — известный с XV века памятник архитектуры и по совместительству управление ДмитЛага, «каналоармейцы» которого строили канал имени Москвы.

Дубна: ОИЯИ и большой Ленин

Если остались силы и еще не стемнело, советуем совершить рывок до Дубны. Вообще наукоград знаменит ОИЯИ — Объединенным институтом ядерных исследований, хотя в городе полно и других интересных вещей. Именно здесь канал имени Москвы «стыкуется» с Волгой в Иваньковском водохранилище (оно же — Московское море). Какой контраст с тревожной тишиной шлюзов: пронизывающий сильный ветер, волны бьют о берег — великая река открыто показывает силу.

Проходящие корабли приветствует громадная 37-метровая статуя Ленина (координаты — 56.731794, 37.123997) — вторая по росту в мире. Первая, разумеется, тоже в России. И тоже на канале — Волго-Донском. Напротив вождя, на другом берегу, до 1961 года стоял не менее внушительный по высоте отец народов — товарищ Сталин. Но в порядке борьбы с культом личности скульптуру снесли, до наших дней дожил лишь постамент.

Обязательно прокатитесь по плотине (говорят, самой возрастной на Волге) гидроэлектростанции — на другом берегу ждут не менее живописные виды и бетонный пулеметный колпак с противотанковыми ежами времен Второй мировой войны. Если от военных памятников еще не устали, отправляйтесь на перекресток улиц Молодежной и Строителей, где на постаменте стоит штурмовик ИЛ-2. Самолет боевой — поднятый из болота и отреставрированный.

На этом маршрут заканчивается — пора возвращаться в Москву. Напоследок можно заскочить к вокзалу, где стоит узкоколейный паровоз 0-3-0 и на улицу Приборостроителей. Здесь находится самый высокий в мире деревянный стул и стела, сообщающая, что Дубна — центр европейской части России.

Наш транспорт

Что еще надо знать:

  • Понедельник (и реже вторник) — типичный выходной день большинства музеев.
  • На каждой точке маршрута есть удобные бесплатные парковки. Лишь в центре Дмитрова могут быть трудности со свободными местами.
  • С питанием проблем нет — на маршруте хватает фаст-фуда, заправок с кафе, а в Яхроме, Дмитрове и Дубне есть рестораны.
  • Дмитровское шоссе масштабно реконструируют — возможны пробки.
  • Успеть в Дубну лучше засветло, иначе не увидите всю красоту Московского моря и Волги.