В середине шестидесятых власти СССР решили выманить из народных кубышек миллионы рублей весьма хитрым способом — наладив массовый выпуск легковых автомобилей. Для этого планировалось построить новый завод, но каким будет будущий советский автогигант, зависело от того, кто окажется сильнее во внутрипартийной борьбе — «промышленники» или «оборонщики».
Первые, в лице председателя Совета министров Алексея Косыгина, считали, что нужно воспользоваться опытом крупного заграничного концерна. Вторые, в лице председателя Высшего совета народного хозяйства Дмитрия Устинова, искренне верили: создателям водородной бомбы и покорителям космоса по силам поставить на конвейер современный автомобиль.
В итоге, было принято компромиссное решение: будущий АвтоВАЗ строить при помощи заграничных специалистов, а создание второй производственной площадки поручить представителям оборонного сектора. Устиновским детищем стал Ижевский автозавод — предприятие, где ежегодно выпускали около сотни тысяч «Москвичей», сначала «четыреста восьмых», затем «четыреста двенадцатых».
Увы, но Ижевский автозавод оставался тенью Волжского: «Жигули» всегда были престижнее «Москвичей». Запоздалое появление «Оды» ситуацию не изменило. А ведь конструкторы Ижевского автозавода разработали немало интересных моделей! Однако все эти проекты московское начальство воспринимало без энтузиазма и, как правило, клало под сукно.
В итоге, Ижевскому автозаводу пришлось до конца девяностых выпускать устаревший «Москвич-412», а также его производные — «комби» и «каблучок» (пятидверную и грузопассажирскую версии). Новинка собственной разработки, заднеприводный хэтчбек 2126 «Орбита», формально встала на конвейер 19 ноября 1990 года, но массовый выпуск, под именем «Ода», начался только через 10 лет.
Кстати, до 1996 года автозавод оставался подразделением «почтового ящика», а затем стал ДАО — дочерним акционерным обществом, акции которого принадлежали «оборонщикам». Чтобы воскресить полумёртвое предприятие, в Ижевске хотели освоить сборку Hyundai Accent, Skoda Felicia и Octavia, а также вазовской «Нивы». Как известно, не освоили.
Затем завод стал частью группы СОК, выпускал упомянутую «Оду», седаны Kia Spectra, также сюда перенесли сборку вазовских «шестёрки», «четвёрки» и «семёрки». В конце нулевых предприятие пережило болезненную процедуру банкротства, а в 2011 году перешло под контроль АВТОВАЗа. Сейчас Ижевский автозавод именуется Lada Ижевск и выпускает автомобили марок Lada (включая «Весту») и Nissan.