НовостиСтатьиТест-драйвыКаталогТаблица штрафовВсе об электромобиляхВнутри заводаСезонная смена шин

Будущее Ford: автономные машины, маршрутки и вода из кондиционера

22 сентября 2016 10:01
Компания Ford пытается заново изобрести удобный транспорт. Получится ли?

Кто бы мог подумать, что в Дирборне, пригороде Детройта, который некогда был колыбелью автомобилизации США, и где расположены штаб-квартиры американской «Большой тройки» — Ford, Chrysler и General Motors — я не услышу ничего о моторах, коробках передач управляемости или автоспорте из уст президента компании Ford Марка Филдса! Нет, отныне Ford интересуют совсем другие вещи — автономные машины, мобильность и новые виды транспорта. С чего вдруг?

Люди уходят от владения автомобилями к их совместному использованию — во всём мире мы наблюдаем рост внимания к каршэрингу и путешествиям с попутчиками. Кроме того, транспортная ситуация в крупных городах вынуждает их искать другие способы мобильности. Вот почему мы запустили отделение Ford Smart Mobility
Марк ФилдсПрезидент и исполнительный директор Ford

Ford Smart Mobility занимается поиском удобных транспортных возможностей — иначе говоря, они думают над повышением мобильности. И состоит их план не только и не столько в автомобилях. Первое — это мобильные приложения. В июне компания Amazon запустила сервис Amazon Echo, который интегрируется в том числе и в мультимедийный комплекс Ford Sync 3 (а вообще может даже управлять системами «умного дома»). Для чего он нужен?

Велосипедом в России не заманишь, особенно зимой, а вот умное управление маршрутными транспортом — это неплохая идея

Главным образом, Ford предлагает его использовать для оптимизации временных затрат на транспорт. Например, с утра вы выезжаете на автомобиле, но попадаете в глухую пробку. Amazon Echo предлагает несколько вариантов — взять напрокат велосипед по программе GoBike, воспользоваться шатлом-микроавтобусом или беспилотным автомобилем. С велосипедами всё понятно — припарковал машину и поехал на двух колёсах, а вот следующие два способа выглядят интереснее.

Микроавтобусы Ford Transit в рамках программы Dynamic Shuttle оснащены бесплатным Wi-Fi и USB-зарядками

Ford Dynamic Shuttle — это, по сути, дальнейшее развитие «маршрутки». Эксперимент пока проводится в Дирборне, а пользуются микроавтобусами Ford Transit сотрудники компании Ford. Суть в том, что ездят они не по строго определённому маршруту, а в соответствии с запросами, которые люди делают через мобильное приложение. В итоге система отправляет по адресу ближайшую свободную машину. В общем, ровно то же самое, как мы вызываем такси. Только Dynamic Shuttle гибко выстраивает путь до пунктов назначения всех пассажиров.

На крыше этого седана Ford Fusion — камера и радары. Интересно, где будет расположено это оборудование в серийных автономных машинах

Наконец, самое главное — автономные машины. Ford планирует выпустить первые беспилотники для пассажирских перевозок уже в 2021 году — пока только для подобного вышеописанному сервису. Причём это будут автомобили без руля и педалей. То есть, машина приехала по адресу, и сама повезла людей, куда им нужно. Кстати, по такому же принципу будет работать и громкий совместный проект НАМИ, «КамАЗа» и «Яндекса» — концепт-кар «Шатл», представленный на Московском автосалоне в августе. Но Ford обещает, что в 2025 году автономные машины поступят в свободную продажу! Фантастика?

Не совсем. Они уже существуют и ездят!

Для подтверждения нам предоставили возможность прокатиться на гибридном седане Ford Fusion (у нас — Ford Mondeo). В ощущениях глобально нет ничего необычного — сейчас любой современный автомобиль имеет задатки автопилота, причём всё более продвинутые. Например, весной я проехал пару десятков километров на кроссовере Audi SQ7 по обычной дороге, вообще не прикасаясь ни к одной педали. Тем более, даже в автономном «Форде» сидит водитель, готовый в любую секунду взять управление на себя — пока ещё происходит отладка алгоритмов и проверка поведения автопилота в разных ситуациях.

Однако полностью автономная машина устроена значительно сложнее. Множество камер и радаров, включая лидар (лазерно-оптический радар), непрерывно «прощупывают» обстановку вокруг автомобиля и сравнивают её с заранее созданными и записанными в компьютер картами с 3D-объектами и дорожными знаками. На практике это означает, что Ford Fusion способен самостоятельно начинать движение, останавливаться на светофорах, поворачивать на перекрёстках (включая сигналы поворота), причём даже через встречную полосу.

А что, если дорогу засыплет снегом или пойдёт ливень? Инженеры отвечают уклончиво: «У нас есть 3D-карты, где есть объекты, к которым будет “цепляться” автомобиль. К тому же, система сможет оценить состояние покрытия по сигналам с многочисленных датчиков, в частности, с ABS или ESP). Но мы всё ещё проводим испытания». В теории всё хорошо, да и на практике всё неплохо, пока движение происходит в спокойном и равномерном темпе.

Для нашей отрасли автономные машины — это вторая революция с момента введения Генри Фордом сборочного конвейера
Марк ФилдсПрезидент и исполнительный директор Ford

Но есть нюансы. Например, Ford будет стоять до тех пор, пока пешеход полностью не покинет проезжую часть (даже если он уже переходит другую полосу) или пока не погаснут мигающие огни — в США такие есть на нерегулируемых пешеходных переходах. В итоге люди давно ушли, а машина стоит и ждёт. И любое действие — будь то поворот через встречную полосу со сканированием встречного трафика или старт со светофора — происходит очень неспешно. Будет ли это раздражать окружающих водителей? Конечно!

Вот почему производители не торопятся выводить автономные машины на рынок и пока испытывают их в спокойных районах разных стран, где они не будут создавать помех окружающим. К тому же, власти пока не торопятся подводить под беспилотные машины правовую базу. И их можно понять. Кто будет нести ответственность, если такое транспортное средство ударит другое или собьёт пешехода? Что будет, когда их на дорогах окажется больше, чем обычных автомобилей с людьми за рулём, смогут ли они вообще ужиться бок о бок?

Вопросов предостаточно, но в Ford понимают, что решать их придётся — по их опросам видно, что люди уже готовы к такому будущему. А потому уже в этом году Ford увеличит число испытательных прототипов втрое — до 30 машин. В 2017-м их будет 90, а ещё годом спустя Ford планирует запустить уже упомянутый умный шаттл для сотрудников. Хотя не всё так однозначно: если в Индии и Бразилии более 75% респондентов видят себя в беспилотнике, то англичане и американцы не особо-то и желают расставаться с привычными автомобилями — за автономное вождение высказалось лишь около 40% опрошенных, а большинство предпочитает ездить за рулём.

Пока автономные машины ездят по обычным дорогам лишь в тихих районах (например, рядом с испытательным центром Ford в Дирборне), чтобы не создавать помехи в местах с интенсивным движением

И что Ford может предложить тем, кто всё ещё испытывает удовольствие за рулём?

К счастью, «Голубой овал» занимается не только какими-то скучными беспилотниками! На полигоне в Дирборне нас ждал самый мощный хэтчбек в истории Ford — Focus RS. С четырёхцилиндрового турбомотора 2.3 они выжали 350 «лошадок» и 470 Н∙м в кратковременном режиме с повышенным давлением наддува, а ещё «хот-хэтч» с шестиступенчатой механикой впервые получил полноприводную трансмиссию. И не простую, а с разными режимами работы!

Мне нравится режим Drift, в котором изменяется распределение тяги по осям — электроника даёт больше крутящего момента назад, а ещё слегка мягче становятся амортизаторы. Ехать на нём в контролируемом заносе очень легко!
Бен Коллинзпрофессиональный автогонщик и бывший Стиг из шоу Top Gear

Не врёт ли Стиг? Сначала выбираю режим Track для того, чтобы пройти небольшую трассу на время. Focus RS бодро стартует с места и радует неожиданно боевитым рыком выхлопной системы. Коробка передач переключается по-фордовски легко и чётко, а полный привод позволяет нажимать на газ ещё до того, как передняя ось встала на траекторию поворота. Если не стесняться и давить сильнее, то можно почувствовать, как заднее внешнее колесо буквально докручивает машину. Здорово!

Режим Drift активируем на мокром асфальте — чтобы продлить жизнь опциональным шинам Michelin Pilot Sport Cup 2. Конечно, повадок исконно заднеприводных машин с подключаемой передней осью от «Фокуса» ждать не приходится, но ездить на нём боком очень просто — смягчившиеся амортизаторы помогают активно играть перераспределением масс, а запас тяги охотно срывает заднюю ось в занос. А вот на штатных шинах Michelin Pilot Super Sport всё же чувствуется, что Focus RS недолюбливает крутые и узкие повороты — чуть переборщишь со скоростью, и голубой хэтчбек соскальзывает наружу. Но это мелочи. А то, что Ford не повезёт Focus RS в Россию — печально. Увы, с текущими курсами валют он был бы слишком дорогим — в Германии от 40 тысяч евро.

Неожиданной прытью удивил и седан Ford Fusion Sport — к приятному шасси, знакомому нам по Ford Mondeo, добавилась полноприводная трансмиссия и новый турбированный мотор EcoBoost V6 объёмом 2,7 литра. 325 «лошадей» и внушительные 515 Н∙м крутящего момента легко уносят его вперёд, но внутри совсем тихо — спасибо активной системе шумоподавления (она работает через динамики) и приличной шумоизоляции. А выбор спортивного режима делает амортизаторы жёстче, а переключения шестиступенчатого автомата — быстрее. Появится ли он в России? Нет.

Ещё в год своего дебюта (2014) нынешнее поколение Ford F-150 получило почётный титул «Североамериканский грузовик года»

Наконец, удалось прокатиться на главном кормильце всея «Форда» и американском многолетнем бестселлере. Да, это Ford F-150. Тринадцатое поколение было представлено ещё в 2014 году, а поводом выкатить его в Дирборн послужил 10-ступенчатый (!) автомат, который отныне сочетается с турбомотором EcoBoost 3.5 V6 (381 л.с., 637 Н∙м). К чему столько передач? Банально для лучшей топливной экономичности. А вот динамика... откровенно удивила: Ford не заявляет данных разгона, но по секундомеру огромный пикап с двухрядной кабиной разгоняется до 100 км/ч за 7 с небольшим секунд!

В компании Ford особенно гордятся тем, что активно используют переработанное сырьё (пластиковые бутылки, шины, старую одежду из хлопка, алюминиевые банки) для производства ряда элементов: шумоизоляции, пластмассовых деталей, кузовных панелей из «крылатого металла». Плюс органика: наполнители спинок кресел из соевой пены, жгуты проводов из рисовой шелухи и нейлоновая оболочка топливопроводов на основе касторового масла

Шокирует F-150 и внутри — в крутых исполнениях это совсем не пикап для фермеров! Салон обшит коричневой кожей, а в списке оснащения есть электропривод рулевой колонки, вентиляция и массаж передних кресел, огромный люк в крыше, камеры кругового обзора, подогрев всех сидений, россыпь розеток на 12 и 110 вольт и мультимедийный комплекс Sync 3 с акустикой Sony. К тому же, внутри тихо, у пикапа отличная обзорность, а управляется в штатных режимах он не сложнее какого-нибудь «Фокуса». Но о продажах F-150 в России можно и не мечтать.

Приятные мелочи

В рамках конференции Further with Ford ежегодно награждаются различные инновации — на этот раз номинантами стали три абсолютно разные изобретения. Первое и основное придумано Дугом Мартином — это использование конденсированной воды из кондиционера. Замечали лужи под машиной в жаркую погоду? Вот именно эту воду он предложил использовать... даже в качестве питьевой. Разумеется, в автомобиле установлен фильтр, который, в первую очередь, очищает воду от биологических загрязнений. Конечно, такого крана в серийных «Фордах» не будет, но максимально за час езды можно получить до 0,7 литра воды. Осталось только придумать, как рационально её использовать (например, в засушливых регионах мира такая опция была бы кстати).

В числе других номинантов — беспилотная тележка Carr-E. Небольшая электрическая платформа на 4 колёсах напоминает большой робот-пылесос, но на самом деле имеет ультразвуковые датчики и приёмник GPS, что позволяет ему избегать препятствий, а также следовать за указанной целью. А главная цель Carr-E — перевозка грузов массой до 118 кг на небольшие расстояния. Представьте себе — вы выгружаете из машины плиту, ставите её на Carr-E, и он послушно следует за вами до подъезда. И, наконец, приложение Phone as Car, позволяющее управлять некоторыми функциями автомобиля с помощью смартфона — например, климат-контролем или мультимедийным комплексом Sync. Есть и возможность перевода слов, если водитель и пассажир говорят на разных языках.

Phone as Car — пока опытная разработка, а вот система FordPass уже применяется — с помощью этого приложения можно не только открывать или закрывать автомобиль, проверять уровень топлива или программировать автоматическое время пуска двигателя, но и искать и оплачивать парковку, записываться на обслуживание в дилерский центр или быстро связаться со справочной службой (причём даже в форме чата). FordPass уже поддерживают модели Fusion и Escape, оснащённые комплексом Sync Connect, а приложение доступно для смартфонов Apple и на платформе Android.

И именно у FordPass наибольшие шансы добраться до российских владельцев Ford раньше всех остальных технологий и новинок. Правда, сроки пока никто не озвучивает. А вот с остальным дела обстоят туманно. И все же... Судя по всему, лет через двадцать по нашим дорогам будут ездить умные автомобили, которым не нужен будет водитель. Да и «общественные» машины могут стать реальностью. Но преград на пути стоит очень много. И если технические вопросы почти решены, то законодатели всё ещё ломают головы на эту тему. Нельзя исключать и социальный аспект — появление беспилотных такси или грузовиков приведет к тому, что масса людей останется без работы.