Согласно документу под названием «О предельных размерах базовых ставок и коэффициентах страховых тарифов по ОСАГО», базовый тариф для подавляющего большинства транспортных средств увеличивается сразу на 40%. Одновременно с этим значительно больше становится так называемый «тарифный коридор», в пределах которого страховые компании могут увеличивать или уменьшать стоимость полиса (предполагается, что это усилит конкуренцию). Если раньше он был равен 5%, то сейчас речь идет уже о 20%. То есть для легковых автомобилей физических лиц базовый тариф составит от 3432 до 4118 рублей (сейчас от 2440 до 2574 рублей).
К этому надо добавить еще и то, что с 1 апреля в 11 регионах страны увеличивается территориальный коэффициент – до плюс 25% (правда, в 10 регионах он будет снижен).
Стоит отметить, что увеличение стоимости полиса происходит не просто так, а «по поводу». Дело в том, что с 1 апреля в силу вступают поправки в закон об ОСАГО, которые увеличивают максимальную сумму выплат за ущерб жизни и здоровью пострадавших в ДТП со 160 до 500 тысяч рублей. Причем выплаты будут производиться по новой схеме – размеры компенсаций будут четко зависеть от вида травмы и ее тяжести. За сотрясение мозга от 15 до 25 тысяч рублей, за перелом плеча - 75 тысяч рублей, за перелом голени - от 20 до 90 тысяч рублей. И эти самые выплаты можно будет получать не дожидаясь окончания лечения, а фактически сразу, плюс до минимума сократится количество необходимых справок. В результате выплаты страховых компаний по этому виду риска вырастут по предварительным расчетам с 1 до 21%.
Еще одним бонусом для водителей станут изменения в методике расчета стоимости автозапчастей: выплаты по ним увеличатся в среднем на 20-25%.
Надо сказать, что страховые компании уже давно говорили о необходимости увеличить стоимость полиса – в ряде регионов они несли большие убытки. И это приводило к тому, что страховщики... отказывались продавать полисы ОСАГО или навязывали водителям дополнительные услуги. Заставляли их приобретать, например, страховку жизни или квартиры. «Авто Mail.Ru» даже проводил по этому поводу расследование, которое так и называлось: «ОСАГО — почему нам не продают полисы». В этом материале мы давали советы, что делать водителям, если они сталкиваются с проблемами при продаже полисов. Страховщики уверяют, что после увеличения стоимости ОСАГО, подобных ситуаций уже не будет.
«Позитивных изменений в ОСАГО за последние полгода было больше, чем за все 12 лет его существования в России. Появилась Единая методика, которая сведет на нет возможные споры между страховщиками и страхователями, не позволит компаниям искусственно снижать стоимость причиненного ущерба, а автоюристам повышать убыточность рынка, ухудшая тем самым положение дел автовладельцев, которые в конечном итоге страдают из-за невозможности приобрести полисы на тех территориях, где своей активностью автоюристы вывели страхование за грань допустимой убыточности. С новым тарифом созданы, наконец, условия для нормального функционирования рынка автострахования, для нормализации взаимоотношений между страховщиками и автовладельцами», - заявил Президент Всероссийского союза страховщиков (ВСС) и Российского союза автостраховщиков (РСА) И.Юргенс.
«До октября 2014 года тариф не пересматривался ни разу, 23-30% было явно недостаточно. Этот рост практически сразу был «съеден» инфляцией, и убыточность тут же «поползла вверх». Страховщики продолжили уходить из регионов, так как минимум в трети из них убыточность «автогражданки» превысила 100%. На некоторое время такой тариф снимет вопрос убыточности ОСАГО. Однако выплаты по «автогражданке» росли еще до первого увеличения тарифа, они растут сейчас и будут расти в дальнейшем. Инфляционные процессы, макроэкономические факторы будут продолжать давить на этот рынок, и мы полагаем, что через определенное время тариф может потребовать корректировки и донастройки. Объективно нужна ежегодная переоценка тарифов. В перспективе же нужно прийти к рыночному, свободному тарифу, тогда автоматически установится равновесная цена продукта, а конкурентная борьба будет служить сдерживающим фактором для повышения цены», - считает господин Юргенс.
Кому не повезло
Территориальные коэффициенты будут увеличены в 11 регионах страны: в Камчатском крае, Адыгее, Мордовии, Чувашии, Республике Марий Эл, а также в Амурской, Воронежской, Мурманской, Курганской и Челябинской областях.
Кому станет легче
Одновременно с увеличением базовых ставок Центробанк заявил о снижении стоимости ОСАГО для некоторых видов транспортных средств. Нижняя граница базового тарифа снизится: на легковые автомобили юридических лиц (на 22%), тракторы (на 25%), мотоциклы и мопеды (на 42%).
Что касается территориальных коэффициентов, то они будут снижены в следующих субъектах: Дагестан, Еврейская автономная область, Забайкальский край, Ингушетия, Тыва, Чечня, Чукотский автономный округ, Якутия, Ленинградская и Магаданская области, а также комплекс «Байконур». А в Магаданской области территориальный коэффициент снизится на 41%.
- ОСАГО без ГИБДД. Инструкция по оформлению ДТП по «Европротоколу»
- Штраф за отсутствие полиса ОСАГО
- Что делать с ОСАГО, если продал старый авто и купил новый