День рождения Андрея Платоновича Нагеля, пожалуй, следовало бы назначить Днём российской автомобильной журналистики, поскольку Нагель — не просто известный русский автомобилист, а создатель первого российского журнала, посвящённого «самодвижущимся экипажам». Вышеупомянутое издание носило незатейливое по нынешним временам название «Автомобиль», а его издателю и редактору, первому популяризатору автомобилизма на просторах царской России, сегодня исполнилось бы 138 лет.
До «Автомобиля» Нагель успешно издавал журнал «Спорт». И с определённого момента на страницах «Спорта» стало появляться всё больше публикаций, посвящённых мотоциклетным и автомобильным состязаниям. Будучи человеком увлекающимся, Нагель заинтересовался новой техникой: сначала зрителем посещал «соревнования моторов», а в 1900 году, приобретя трицикл марки «Старлей», отправился на гонку «Луга-Петербург». Гонку «охтинский II гильдии купец» проиграл, но окончательно подхватил вирус автомобилизма.
4 января 1902 года Нагель посылает прошение издавать «еженедельный иллюстрированный журнал, посвящённый исключительно автомобилизму», а 17 января Главное управление по делам печати официально разрешает печатать «журнал «Автомобиль» под редакторством Нагеля А.П». И это — только начало! Нагель запускает другие технические журналы, издаёт «Ежегодник автомобилизма и воздухоплавания» и даже помогает организовать первый российский автосалон — выставка состоится весной 1907 года на площадях Михайловского манежа.
В 1910 году Андрей Платонович покупает автомобиль, выпущенный «Русско-Балтийском вагонным заводом», — знаменитый «Руссо-Балт». На шасси No14 ставят кузов дубль-фаэтон, и осенью, чтобы испытать машину, Нагель организует пробег по маршруту «Петербург-Рим». Успешно добравшись до Рима, путешественник решает доехать 600 километров до Неаполя, а там... въезжает на Везувий! К слову, на родину экипаж «Руссо-Балта» возвращался своим ходом.
Дальше будут другие гонки и пробеги, включая знаменитое путешествие по Африке... Без дорог и инфраструктуры Нагель объехал столько стран и городов, что даже современные автомобилисты могут только завидовать. В революционном Петрограде, издатель «Автомобиля» оставался до октября 1918 года, а затем через Киев и Ростов добрался до Парижа. Там русский эмигрант принял масонство и продолжил писать заметки об автомобилях, но теперь — для местной прессы. В 1956 году Нагель скончался, дожив до эпохи автоматических коробок передач. Но это — другое время и другие автомобили.
- Сегодня подавляющее число российских автомобильных журналистов находятся на Женевском автосалоне. Перед открытием моторшоу «Авто Mail.Ru» предлагает вспомнить самые яркие женевские новинки прошлого.