НовостиСтатьиТест-драйвыКаталогТаблица штрафовВсе об электромобиляхВнутри заводаСезонная смена шин

Новые «смарты»: репортаж из сердца Германии

22 июля 2014 10:01
В Берлине презентовали два «смарта»: smart fortwo и четырехместный smart forfour. Корреспондент «Авто Mail.Ru» выяснил всё о новых компактах

Несмотря на то, что smart fortwo (как и forfour) по-прежнему во всех официальных документах пишутся с маленькой буквы, перед нами абсолютно новые автомобили, которые на протяжении последних пяти лет разрабатывались совместно со специалистами Renault. Именно поэтому в профиль forfour так похож на новый Twingo (кстати, двойника двухместного fortwo у Renault не будет).

Вначале будут доступны два трехцилиндровых бензиновых двигателя: литровый атмосферник (71 л.с. 91 Н∙м) и турбонаддувный вариант 0,9 л (90 л.с. 135 Н∙м). Чуть позже появится бензиновый базовый вариант мощностью 60 л.с.

Внутри, несмотря на оригинальность интерьера, присутствуют некоторые детали от Renault: рычаг механической КПП, кнопки стеклоподъемников и регулировка зеркал, а также внутренние дверные ручки. А еще smart обзавёлся парктроником и камерой заднего вида.
Вес атмосферного мотора 1,0 л – всего 89 кг, а турбонаддувного 0,9 л на 9 кг больше (вверху). Трехцилиндровый мотор не имеет никаких балансирных валов, чтобы уравновесить нечетность, но, по словам разработчиков, малая масса поршней, а также модернизированные подушки двигателя избавят кузов от вибраций. На фото моторист Аксел Хеубергер

Кстати, меньший объем турбонаддувного бензинового двигателя связан исключительно с желанием сократить выбросы CO2. «Мы заменили коленчатый вал на более короткоходный – уменьшили рабочий объем и вписались в плановые нормы», - радостно заявил моторист Аксел Хеубергер.

«А c версией Brabus просто поднимите давление наддува во впуске?» - спрашиваю его. «Не все так просто как кажется, если так поступить, то производительности интеркулера будет не хватать, нужно проектировать новый. Еще много работы предстоит для версии Brabus», - резюмировал он и добавил, что ресурс двигателя минимум 240 000 км для варианта с турбонаддувом, а для атмосферника еще больше. Впечатляющие цифры для современного малообъемного мотора.

Наконец-то smart ушел от эксклюзивных трех болтов на дисках и перешел на обычную схему 4x100. Причин несколько: большая масса forfour, чем у fortwo (на 95 кг) требует большого количества болтов, вторая более банальная - унификация с моделями Renault.

Во время разработки нового поколения шел интенсивный опрос нынешних владельцев. «Тупая» роботизированная коробка передач и неважная плавность хода – вот главные недовольства. Поэтому у трех- и пяти-дверки будет доступна обычная версия с механикой и тремя педалями, а также 6-ти ступенчатая роботизированная коробка, но не с одним как раньше, а с двумя сцеплениями на манер DSG.

Роботизированная коробка (на фото) с двумя сухими сцеплениями производства Getrag, однако сам корпус коробки абсолютно новый – пришлось адаптировать связку КПП-мотор, которая наклонена на 49 градусов в заднем свесе fortwo и forfour. Кстати у 5-ти ступенчатой механики от Renault для каждого мотора и кузова свой передаточный ряд, а не только изменённая главная пара. Вес обычной механики почти (34 кг), в два раза меньше, чем у роботизированной коробки Getrag (57 кг)

С неважной плавностью хода решили бороться простыми методами: использовали другие пружины и амортизаторы, податливые сайлент-блоки в передней подвеске, а также поставили высокопрофильные шины. Для стандартной комплектации 165/65R15 спереди и 185/60R15 сзади и опционные колеса на 16 дюймов: 185/60R16 и 205/45R16. Для заказа доступен и спортивный пакет подвески, который предусматривает другие пружины (-10 мм), при этом стабилизатор поперечной устойчивости спереди там неизменный. Однако сами подвесочники признают, что новая пятидверка forfour все равно комфортнее, чем fortwo.

Передняя и задняя часть у forfour и fortwo унифицирована по модульному принципу, но серьезно отличается силовая структура пола и пороги. На фото вверху пол forfour, внизу fortwo

Разворот – он будет главной фишкой нового smart fortwo – всего 6,95 м от бордюра до бордюра. Для этого передние рычаги McPherson имеют особую форму, чтобы колесо при вывороте не задевало его. Угол поворота передних колес – 51 градус, почти как на автомобиле для дрифта! При этом в базовой версии руль придётся крутить без электроусилителя.

Оказывается использование на задней оси «доисторической» подвески Де-дион, ведущей свои корни с конца 19-века, имеет под собой почву. Первое – подвеска позволяет низко разместить в кузове двигатель, а во вторых у нее значительно более высокий центр крена относительно передней подвески МакФерсон. В машине фундаментально  запрограммированная недостаточная поворачиваемость, которая необходима для безопасной управляемости короткобазного smart fortwo с задним расположением двигателя (на фото схематично красным показано изменения высоты центра крена от передней оси McPherson, до задней оси – Де-дион)

Салон по сравнению с прошлым поколением полностью переработан, причем передняя панель теперь обшита тканью. Медиа блок в центральной консоли будет доступен в двух вариантах: с 3,5-дюймовым дисплеем или же с подставкой для смартфона (iPhone или Samsung Galaxy S4). Бесплатная программа smart Cross Connect синхронизируется с автомобилем по Bluetooth, и работает не только внутри автомобиля. С помощью Cross Connect можно отследить последнее местонахождение автомобиля, а также время стоянки, что важно для платных парковок. Кроме традиционных систем безопасности (ESP, ABS, ASR), для обоих моделей будет предложена система старта в гору, система распознавания порывистого ветра, а также удержания автомобиля на полосе и предупреждения о столкновении.

Диаметр разворота у fortwo составляет всего 6,95 м, в то время как у одного из лидеров разворота на месте Toyota iQ он равен 7,79 м. При неизменной длине (2,69 м) ширина нового fortwo выросла на 10 мм до 1,66 м. Это даже больше, чем у Skoda Fabia!

Двухместный smart fortwo будут собирать на заводе во французском Амбахе, а четырехместный forfour вместе с новым Renault Twingo пропишется на словенском заводе в городе Ново-Место.

В Россию новые «смарты» доберутся лишь в конце следующего года. Цены еще не сформированы, но будут близки к нынешним (базовая версия стартует от 550 000 рублей). Спрос на новинки ожидается весьма приличным для нишевых моделей. Об этом говорит и рост продаж модели нынешнего поколения (за 2013 – 193 автомобиля, а за 1 полугодие 2014 года уже 156 штук), так и рост числа дилеров. Сейчас их уже 20, а к концу 2015 году будет еще больше. Причем, в будущем планируется отойти от продажи smart только через дилерства Mercedes-Benz, и начать постепенно формировать собственные шоу-румы.

Максим Ахтямов
Фото автора и Daimler AG