За несколько дней до официальной презентации седана Datsun on-DO главный редактор «Авто Mail.Ru» прилетел в Тольятти, чтобы узнать все особенности нового автомобиля. Ведь вопросов накопилось немало. Как может автомобиль японского бренда стоить меньше 400 тысяч рублей? Где его будут собирать и как его станут продавать? И зачем нам вообще автомобиль с таким странным названием?
О том, что руководство Nissan возрождает славный бренд Datsun, было объявлено в марте 2012 года. Под этим именем японцы решили продавать доступные модели, которые так любят в небогатых странах. Причем главной «фишкой» Datsun стало то, что для каждого рынка сбыта было решено делать свой собственный автомобиль. Ведь, скажем, если в Индии недорогой машине достаточно лишь чуть-чуть отличаться от мопеда, то в России покупатель совершенно другой. Вы будете смеяться, но у нас требования к автомобилям — даже к простым и дешевым — очень высокие. А тут еще и суровые российские условия... Так что перед японцами стояла трудная задача. Им надо было сделать просторный автомобиль, который мог бы передвигаться по нашим «направлениям» и кушать наше топливо, который обладал бы низкой ценой и, главное, был бы надежен. А с последним, как известно, у российских автомобилей всегда были проблемы. Удастся ли Datsun их избежать, ведь модели этой марки будут собирать в Тольятти? Который, согласно анекдотам, построен на проклятом месте.
Но новый генеральный директор АвтоВАЗа Бу Андерсон не верит юмористам. Он уверен, что АвтоВАЗ сможет стать по-настоящему сильным предприятием, в том числе и благодаря «Датсунам». Ведь их начнут собирать на одной нитке конвейера с хорошо нам знакомой Granta. А это означает, что фактически любое улучшение Datsun очень быстро появится и на «Гранте». Но хорошо ли для Datsun, что его будут делать вместе с «Грантой»?
Подобных вопросов к представителям «Датсуна» (а в Россию приехали все боссы компании) было много... Руководитель всего Datsun Винсент Кобе в один момент даже не выдержал — «ну почему вы все такие пессимисты»? А как ему в двух словах объяснить, почему мы такие? Наверное, жизнь заставляет.
Сколько стоит?
Точных цен и уровни комплектаций в Datsun пока не называют. До момента старта продаж есть еще несколько месяцев, и учитывая нынешнюю ситуацию с курсом рубля, все может измениться. Пока же ориентиры такие — базовая версия Datsun on-DO будет стоить «менее 400 тысяч». Причем, меньше не на одну тысячу – ожидается, что за 400 тысяч японцы будут продавать машину в средней комплектации с кондиционером (а базовая версия on-DO получит водительскую подушку, подогрев кресел и обогрев внешних зеркал). В максимальной же комплектации наворотов будет предостаточно: мультимедийная система с USB и навигацией (карты закупят у компании «Ситигид»), обогрев лобового стекла (зимой вещь чертовски нужная), 4 подушки и ESP.
Вообще в ходе исследований Datsun выяснил, что сегмент «до 400 тысяч» в России имеет весьма интересные особенности. С одной стороны его подпирают машины за 200 тысяч, куда входит «секонд-хэнд» и Lada. А с другой стороны есть авто стоимостью 500 тысяч и более (Hyundai Solaris, Kia Rio и Volkswagen Polo Sedan). Так что если хочешь быть успешным среди «400-тысячников», то ты должен соответствовать уровню «500-тысячников», но при этом по цене не сильно убегать от сегмента 200-300 тысяч.
< 400 тыс. руб. | 400-600 тыс. руб. | > 600 тыс. руб. | |||
Цена | 43% | Цена | 27% | Дизайн экстерьера | 35% |
Дизайн экстерьера | 16% | Дизайн экстерьера | 22% | Цена | 27% |
Автомобиль в целом | 10% | Баланс цены и качества | 19% | Баланс цены и качества | 15% |
Размер багажника | 10% | Репутация | 14% | Репутация | 13% |
Баланс цены и качества | 9% | Надежность в целом | 13% | Уровень оснащения | 12% |
Новая модель | 8% | Автомобиль в целом | 11% | Для местных дорог | 10% |
Репутация | 7% | Пространство внутри | 7% | Характеристики | 9% |
Комфорт в целом | 6% | Характеристики | 6% | Автомобиль в целом | 9% |
Пространство внутри | 5% | Для местных дорог | 5% | Надежность в целом | 9% |
Для местных дорог | 5% | Комфорт в целом | 5% | Комфорт в целом | 7% |
Всегда выбираю эту модель | 4% | Уровень оснащения | 5% | Компактные габариты | 7% |
Страна происхождения | 4% | Страна происхождения | 4% | Дизайн интерьера | 5% |
Характеристики | 4% | Топливная экономичность | 4% | Топливная экономичность | 5% |
Тип кузова | 4% | Размер багажника | 3% | Страна происхождения | 4% |
Топливная экономичность | 4% | Универсальность | 3% | Пространство внутри | 4% |
А вот несколько цифр из портрета среднестатистического покупателя Datsun, которые говорят, что с этой машины спрос будет серьезный. Всего для 18% клиентов Datsun это будет первый автомобиль в жизни. А вот 62% будут уже знать толк в машинах (для 20% on-DO станет вообще второй машиной в семье). При этом японцы делают ставку на молодых — по их мнению, средний возраст водителей Datsun составит всего 25-35 лет, причем у большинства из них уже будет один ребенок. Называется и средний доход покупателей — 25-35 тысяч рублей в месяц.
Почему Lada?
Никто не скрывает, что в основе Datsun on-DO лежит платформа от Lada Kalina и Granta. Почему же японцы выбрали ее, а не, скажем, французскую «тележку» B0, на которой построен Renault Logan, ведь она тоже достаточно простая? Оказывается, «калиновская» платформа оказалась дешевле, да и практически все основные поставщики комплектующих отечественные (а значит, запчасти стоят меньше).
С технической точки зрения Datsun on-DO ничем особенным не отличается от «Калины» или «Гранты». Причем если Lada оснащаются как 8-, так и 16-клапанными моторами объемом 1,6 л различной мощности и механической или автоматической коробкой передач, то для Datsun on-DO предусмотрен пока только 8-клапанный агрегат мощностью 87 л.с. и механика. Правда, по данным «Авто Mail.Ru», чуть позже может появиться и «бюджетная» версия этого двигателя со старой шатунно-поршневой группой мощностью 82 л.с., но таких машин будет выпущено совсем немного. Будет ли автомат? Скорее всего, да, но чуть позже.
В чем отличие от Lada?
Чем же отличается Datsun от «Калины»? В первую очередь дизайном передней и задней части, а также салоном. Что красивее: Granta, Kalina или on-DO? Каждый решает сам. Но дизайнерам удалось добиться самого главного — все они обладают своей индивидуальностью и не смотрятся «убого». А уж салон on-DO и вовсе может стать ориентиром для конкурентов: материалы отделки там, разумеется, недорогие, но все сделано достаточно качественно.
Вообще при разработке Datsun инженеры понимали, что эта машина должна быть лучше «Калины» и «Гранты». Именно поэтому багажник здесь больше, чем на той же Granta — пускай на 10 литров, но все же больше. 530 литров. Это рекорд! Для сравнения, Renault Logan имеет 510 литров, а Hyundai Solaris лишь 454 л. Думаете, это мелочь? Как бы ни так — согласно исследованиям Datsun, у покупателей автомобилей до 400 тысяч рублей объем багажника идет на четвертом месте в списке приоритетов при выборе автомобиля! Для сравнения: у покупателей машин в категории 400-600 тысяч багажник стоит лишь на 14-м месте, а желающих купить машину дороже 600 тысяч он вообще не волнует.
Важно было сделать и так, чтобы Datsun on-DO оказался комфортнее Lada. Именно поэтому так много работ было проведено по улучшению шумоизоляции салона — например, задние арки получили специальные фетровые подкрылки, благодаря чему шум в районе задних кресел заметно уменьшился. Плюс к этому, Datsun получил амортизаторы с иными характеристиками, другие пружины, улучшенные тормоза, а также свои... шины. «Мы протестировали полтора десятка покрышек различных производителей, пытаясь нащупать баланс между комфортом и управляемостью. И оказалось, что далеко не все из них подходят для нашей машины», — рассказал «Авто Mail.Ru» Максим Саржин, главный инженер проекта. Кто стал победителем? Пока на этот вопрос ответа нет — не забывайте, что машина все еще проходит финальную стадию тестов.
Еще одно серьезное отличие Datsun от Granta и Kalina — покупатели on-DO не будут общаться с дилерской сетью Lada. По большому счету российский автогигант лишь выполняет заказ японцев по производству машин (распространенная практика в современном автопроме). А затем их продажей и обслуживанием будут заниматься исключительно дилеры Datsun (читай — Nissan). Кстати, гарантия на Datsun on-DO будет три года или 100 тыс. км пробега.
Не боятся ли японцы?
А действительно, как японцам не страшно доверить нам выпуск своих автомобилей? Все прекрасно знают, что главная проблема российских автомобилей вовсе не конструктивная. Надежность комплектующих и качество сборки — вот бич всех наших машин. Именно поэтому при подготовке к проекту Datsun модернизации вазовского производства было уделено так много внимания. Еще осенью прошлого года Nissan провел серьезнейший аудит вазовского конвейера и выдал более 40 рекомендаций по улучшению производства. Они касались самых широких областей, начиная от необходимости введения новых стандартов контроля качества или расширения зоны окончательной приемки автомобилей и заканчивая советами по использованию новых ящиков для перетаскивания запчастей.
Кроме того, и пусть официально об этом никто не говорит, есть ощущение, что контролю за качеством Datsun (как комплектующих, так и сборки) будет уделено повышенное внимание. Ведь японцы рисковать сейчас не могут — если с надежностью первого Datsun будут проблемы, то имиджу новой марки будет нанесен мощный удар (да и Nissan тоже серьезно пострадает).
Поэтому нечего удивляться, что в последнее время на АвтоВАЗе можно встретить так много иностранцев. Правда, они занимаются не тотальным контролем, а обучением. «Если сравнивать с миром компьютера, то можно сказать следующее — у АвтоВАЗа есть хорошее «железо», но нет «софта», — рассказал «Авто Mail.Ru» глобальный программный директор Datsun Ашвани Гупта. — И Nissan дает АвтоВАЗу этот самый «софт». А глава Datsun Винсент Кобе добавляет: «АвтоВАЗ сегодня это совершенно другой завод по сравнению с тем, к чему вы привыкли. Он становится по-настоящему современным предприятием. Скоро вы уже не будете такими пессимистами». И после визита на завод в это начинаешь верить — в цехах чисто, на сборочном конвейере много молодых людей, причем на предприятии выстроена программа, которая стимулирует сотрудников проходить обучение.
Почему такое имя?
Этот вопрос беспокоит многих. Для нашего уха on-DO звучит необычно и... И можно не сомневаться, что гадкие прозвища новой модели будут придуманы очень быстро. Однако спрашивать об имени российских инженеров в данном случае бесполезно — on-DO было им прислано из японского офиса Datsun. А там уверены, что слово «on» должно у нас ассоциироваться с мужественностью (он — значит мужчина), а «do» с японской традиционной культурой (в переводе do означает «путь» или «движение»).
А что дальше?
Первое время дилеры Datsun станут продавать только одну модель (на начальном этапе будет 25 продавцов, но затем их число вырастет до 80-100 штук). Однако во второй половине этого года появится второй Datsun — скорее всего, речь идет об on-DO в кузове хэтчбек. Ну а через три года мы увидим еще одну модель. Что это будет, пока сказать сложно. Возможно, речь идет о кроссовере...
P.S. Когда я улетал из Самары в Москву, то в самолете совершенно неожиданно увидел Бу Андерсона — нынешнего главу АвтоВАЗа. А недалеко от него сидел Юг Демаршелье — вице-президент тольяттинского автогиганта. А еще через два ряда Винсент Кобе — руководитель всей марки Datsun. Вы думаете, что они были в бизнес-классе? А вот и нет — тряслись вместе с простыми людьми в экономическом! И это отличный сигнал. Ведь когда генеральный директор предприятия говорит, что всем надо экономить, и первым делом начинает с себя, — это говорит о многом. Помнится, ранее руководители АвтоВАЗа брали у государства многомиллиардные кредиты, но совершенно спокойно позволяли себе дорогие путешествия... Похоже, АвтоВАЗ действительно начал меняться.
Денис Смольянов
Фото Сергея Крестова