НовостиСтатьиТест-драйвыКаталогТаблица штрафовВсе об электромобиляхВнутри заводаСезонная смена шин

Цель — помчать. Картинговый чемпионат MIKC. Часть 2

14 марта 2014 10:22
36 команд и 144 пилота продолжают бороться за Mazda 3 в картинговом чемпионате MIKC

36 команд и 144 пилота продолжают бороться за Mazda 3 в картинговом чемпионате MIKC. В предыдущем тексте я рассказывал, как компенсировать отсутствие лошадиной выносливости правильной техникой вождения и где искать скорость на картодроме. Справившись с вышеперечисленным, я поставил себе новую задачу: приблизиться по темпу к лидерам. С тех пор миновали две гонки — полные событий, наблюдений и выводов.

После первых трёх этапов, в течение которых даже новички успели «закатать» на тренировках трассу до неплохих результатов, пришли изменения по части «железа». Совершенно новые карты категории «суперклуб» оснащены форсированными 14-сильными двигателями (против прежних 9 л.с.) и более скользкой резиной марки Vega взамен привычной Yokohama с сумасшедшим «держаком». А это новый вызов! Ведь увеличение мощности в сочетании с уменьшением «держака» означает необходимость более точно работать всеми органами управления карта.

При наличии базовой скорости в поисках ускорения важно научиться ехать максимально узко, выдерживать концентрацию (без неё не будет стабильности) и контролировать направление взгляда (куда смотришь — туда и приедешь), а также начинать экспериментировать с траекторией в зависимости от температуры резины и трассы. Оценивая температуру и износ передних и задних шин, начинаешь эффективнее адаптировать технику пилотирования к конкретным условиям

На более мощном автомобиле хорошо знакомая трасса, которую раньше можно было проехать чуть ли не с закрытыми глазами, превратилась в terra incognita. Трек картодрома Forza будто смеётся над тобой: все апексы мимо, задняя ось пляшет, тренер рыдает. Но несколько заездов под надзором специалистов Mazda Karting Academy, и я уже уверенно держу газ в нескольких промежуточных положениях (взамен двух позиций «вкл-выкл» прежде), докручиваю карт тягой вместо того. чтобы везде заезжать «на морде», поворачиваю руль на меньшие углы и только в нужных местах. Тренировка на старых машинах чуть позже покажет, что новые карты закаляют пилотов — ошибок на обычных «девятках» становится намного меньше.

Гонка, 4 этап. На неприкатанной и холодной машине пропускаю всех подряд: через 25 минут команда досрочно загоняет меня на смену по радио и выпускает следующего пилота. К сожалению, и вторая сессия оборачивается для нас провалом: рваный темп, разворот, «штраф стоп энд гоу». По счастью в конце гонки нам удается сесть на хороший карт и дотянуться на нем до достойного темпа. Но при этом появилась новая проблема — выхлопные газы! К концу 220-минутной гонки дышать становится трудно, повороты перед глазами уже не мелькают, а плывут. Вот здесь работают тренировки: руки и ноги делают уже всё сами, на автопилоте, компенсируя провалы в концентрации. Этап оказался не очень удачным, но на нижней границе своей группы Б мы-таки удержались.

Чтобы организм лучше справлялся с угарным газом, неизбежно присутствующем в излишке на любом «индор»-картодроме, рекомендуется пить молоко или — ещё лучше — специальное средство Ацизол, которое используют пожарные и сотрудники МЧС

Пятый этап дается мне еще сложнее: я выступаю «легионером» в команде Е2Е4, из-за командировок пропускаю почти все тренировки, а тут ещё и трасса поменялась наполовину! Организаторы МИКСА переложили дальнюю часть трека, поэтому заученные наизусть движения не спасут — на первый план выходят навыки анализировать трассу, чувствовать покрытие и траекторию, подсматривать за самыми быстрыми. Похоже, что за полгода занятий картингом в академии Mazda что-то подобное у меня успело развиться, так как провала в тренировке с быстрыми и вкатанными пилотами не случилось. Зато поражение ждало в гонке: несмотря на приемлемый темп, мы вылетели в слабую группу В из-за поломки карта посреди трассы — минус 2 круга и третье место с конца.

Отдельно хочется рассказать об экипировке, которая начинает играть важную роль уже на этапе совершенствования навыков. Когда вы поняли, что картинг для вас — это нечто большее, чем просто потолкаться с друзьями на трассе, пора задуматься о приобретении собственного «экипа». Без него не удастся продуктивно и безопасно подойти к пределу скорости, а наличие своей одежды — вопрос элементарного удобства и гигиены (больше всего внимания нужно уделить шлему и перчаткам). Общая сумма примерно варьируется от 9000 до 50 000 рублей.

  • Шлем. От 5000 до 20 000 рублей. Самая главная часть экипировки, так как защищает наиболее ценную часть нашего тела. Для любительского картинга подходит любой закрытый автомобильный или мотошлем, но если вы планируете оказаться в кресле гоночного автомобиля, то выбирайте сразу шлем с клипсами системы HANS и автомобильной омологацией. Среди полезных опций можно отметить сменные визоры — тонированное стекло выручит вас в солнечную погоду на открытых трассах, да и просто круто выглядит. Производителя лучше выбирать авторитетного — из тех, что делают качественную автоспортивную экипировку. Убедитесь, что шлем комфортно, но плотно сидит на голове, а также имеет эффективную систему вентиляции.
  • Перчатки. От 800 до 4500 рублей. Гоночные перчатки необходимы пилоту, чтобы сохранить запас сил и точнее рулить. Внутренняя поверхность «правильных» перчаток имеет покрытие из материала, который хорошо цепляется за пластиковый руль — это могут быть силиконовые полосы (один из самых дешёвых вариантов выполнен именно так) или сотни микроприсосок, как в одной из самых дорогих моделей на рынке. При выборе нужно помнить, что перчатки картингиста — это расходник, требующий регулярной замены при интенсивных тренировках.
  • Защита рёбер. От 3500 до 5500 рублей. Специальный корсет необходим пилоту, чтобы снизить ударные нагрузки, которые приходят на рёбра от кромки сиденья в случае контактов с ограждением, соперниками или даже после жёстких «подпрыгов» на поребриках. Большой разницы в эффективности нет — выбирайте по цене, весу и удобству.
  • Обувь. От 2500 до 6000 рублей. Картинговая обувь не относится к разряду дешёвой, потому должна быть прочной (педали беспощадны к боковинам и пяткам обычных кроссовок) и технологичной. Последнее означает цепкую резиновую смесь для лучшего контакта и высокую верхнюю часть для поддержки лодыжки. Как и перчатки, обувь периодически изнашивается, поэтому при ограниченном бюджете лучше добавить на хороший шлем, чем купить самые дорогие ботинки.
  • Комбинезон. От 6000 до 20 000 рублей. Главное для комбинезона — это удобство, износостойкость и вентиляция. На начальном этапе вполне можно обойтись дешёвой одеждой, которая будет хорошо сидеть и легко дышать в закрытом картодроме.
  • Вкладыш в сиденье. Около 3000 рублей. Эта громоздкая деталь обязательна при регулярном участии в картинговых гонках. Она выполняет сразу две функции: защитную и пилотажную. Будучи изготовленным из упругих материалов, вкладыш в сочетании с защитой рёбер гасит подавляющее большинство ударов. А изготовление по индивидуальным меркам гарантирует максимальную фиксацию тела в стандартизированном картинговом «седле», а значит, улучшает восприятие пилотом автомобиля и повышает точность управления.

Автор: Дмитрий Ласьков
Фотографии: mikc.org