НовостиСтатьиТест-драйвыКаталогТаблица штрафовВсе об электромобиляхВнутри заводаСезонная смена шин

Как сделать российские дороги безопаснее: пять простых решений

5 февраля 2014 10:01
Количество погибших в ДТП в России снижается крайне медленными темпами, причем это признали даже в правительстве. Все говорит об одном — нужно принимать срочные меры, направленные на повышение безопасности. Но с чего начать?

Количество погибших в ДТП в России снижается крайне медленными темпами, причем это признали даже в правительстве. Все говорит об одном — нужно принимать срочные меры, направленные на повышение безопасности. Но с чего начать? «Авто Mail.Ru» уверен: многие решения в сфере строительства дорог не требуют колоссальных затрат, однако могут спасти тысячи жизней.

29 декабря 2013 года в Москве в районе метро Каширская произошло страшное ДТП, в котором погибло три человека и еще трое получили ранения. Причиной аварии стал выезд на встречную полосу. «Неужели на дороге с восемью полосами отсутствует отбойник или разделительная полоса?», — спросите вы? Увы, но это так. В ходе реконструкции Каширского шоссе было принято странное решение демонтировать заграждения!

«Я уверен, что это — исключительно нерациональное и губительное для людей решение, — рассказал «Авто Mail.Ru» руководитель Московского центра Probok.net Александр Шумский. — Оно призвано действовать, прежде всего, в угоду бюрократическим войнам. Никакой другой версии, для чего это делается, у меня больше нет».

С ним соглашается и член экспертного совета при комитете Госдумы по транспорту, член общественного совета при Межрегиональном следственном управлении на транспорте Следственного комитета РФ Сергей Груздь. «Демонтаж действительно только увеличит количество лобовых столкновений и жертв на дорогах. Это настоящее вредительство. Так считаю и я, да и в ГИБДД это же отмечают, я читал их отчеты. Демонтаж — это крайне опасно. И осуществляется он, на мой взгляд, ради реверса. Там находится аэропорт Домодедово, и демонтаж увеличит пропускную способность. Но такие жертвы ради этого реверсивного движения совершенно ни к чему!», — заявил он.

Многие жители Москвы путают Варшавское и Каширское шоссе, поскольку «Каширка» выходит из «Варшавки» в районе дома № 44. Однако мы решили проследить весь путь от станции метро Тульская до МКАД. Как можно видеть на фото и в видео, отбойник и/или разделительная полоса отсутствуют на многих участках данного маршрута. Особое внимание стоит обратить на отсутствие отбойника в районе пересечения с Пролетарским проспектом. Недавно здесь была проведена реконструкция, появился новый современный выезд на «Каширку» в сторону центра, а также тоннель, соединяющий Проспект Андропова с Пролетарским проспектом. Однако отбойник на Каширском шоссе после окончания работ на место так и не вернулся.

По статистике, сегодня выезд на «встречку» занимает 3-е место среди причин серьезных происшествий на дорогах. Еще один ярчайший пример — ДТП, унесшее жизнь председателя правительства Республики Дагестан Гаджи Махачева и его родственников, произошедшее на Кутузовском проспекте. Если на одной из важнейших правительственных трасс отсутствует отбойник, что говорить про остальную страну?

Решение: разделять встречные потоки физической преградой

Спорить не будем: соблюдение ПДД обязательно для всех участников движения, никаких исключений из-за статуса водителя быть не должно. Но при этом нужно понимать наличие физической преграды полностью пресекает возможность выезда на «встречку». Именно такая практика принята в большинстве стран, значительно продвинувшихся в сфере дорожной безопасности.

На данном видео можно наглядно убедиться в эффективности физического разделения встречных потоков. ВАЗ-2109 занесло (как избежать этой ошибки, вы можете узнать из нашей статьи
«Ритмический занос: ошибки на дороге»
. Однако, несмотря на тяжесть аварии, самых тяжелых последствий удалось избежать. Во второй части видео приведена авария, произошедшая в Подмосковье в 2013 году. Будь на месте ремонта отбойник, возможно, последствия были бы куда менее трагичными. Кстати, это видео наглядно демонстрирует, что каким бы «крутым» и мощным не был внедорожник, использование ремней безопасности обязательно для всех. О них читайте в статье
«Ремни безопасности. Почём жизнь?»

Лучше всего, когда встречные потоки разделяет полноценный металлический отбойник или бетонный разделитель. Но на дорогах с низкой интенсивностью движения может быть достаточно и специальных тросовых ограждений. Такие устройства активно применяются на дорогах США, Скандинавии и Белоруссии. Они обходятся дешевле обычных отбойников, однако способны поглотить кинетическую энергию автомобиля и значительно снизить тяжесть последствий аварии.

В городах выходом могла бы быть организация полноценной разделительной полосы с газоном или плиткой, которая бы слегка возвышалась над проезжей частью и не портила внешний вид улицы. Однако очевидно одно — встречные потоки необходимо разделять физически. Иначе у нас так и <a href="/article/37382-vstrechnyi_obgon_otboinik_udar/" target="_blank">будут происходить подобные случаи</a>

Еще одну проблему российских дорог наглядно выявили аварии на МКАД, произошедшие в январе этого года. 12 человек погибли! Причина оказалась в бетонных блоках, установленных в левом ряду московской кольцевой для ограждения места проведения ремонта. Из-за недостаточного информирования о приближении к месту дорожных работ водители слишком поздно их замечали. Нет, никто не спорит. ПДД нужно соблюдать. Но в большинстве случаев у людей практически не оставалось шанса избежать аварии.

Казалось бы, ситуация полностью противоположная описанной в начале нашей статьи. Однако на деле эта история оказалась не такой простой.

Слово — координатору движения «Синие ведерки» Петру Шкуматову, без записи в блоге которого эта история так и могла остаться лишь цифрами статистики на бумаге. «Мы считаем, что история с блоками вскрывает множество проблем. Даже ГИБДД, по сути, подтверждает, что это грандиозное нарушение правил работ на дорогах и нарушение технической безопасности, — рассказал Шкуматов «Авто Mail.Ru». — Мы встречались с гаишниками, они составили 20 протоколов именно за нарушение правил проведения работ. Но, что самое интересное, ГИБДД не может это прекратить. То есть, если вы выкопали яму, не пометили ее, и туда начали сваливаться автомобили, то ГИБДД не предпишет вам вернуть все обратно. Она может только выписать штраф и все. А по статье 10.1 ПДД водитель должен быть готовым ко всему. Получается, круг замыкается, и во всем всегда виноват сам водитель. Дорожники же не отвечают ни за что. А ГИБДД, отвечающая за безопасность, не может прекратить опасные работы».

Данный случай — далеко не единичный. О местах проведения дорожного ремонта в России зачастую предупреждают лишь знаки «Дорожные работы», а ведь иногда дорожники и вовсе не ставят никаких знаков, и понять, что идет ремонт, можно лишь по снятому асфальту...

Когда данный материал готовился к выходу, на столичной МКАД произошла еще одна авария. Да, формально не прав водитель красного автомобиля. Но ведь шансов заметить место ремонта у него практически не было!

Решение: изменение ГОСТов и тщательное ограждение мест ремонта

Решение данной проблемы необходимо начать с изменения государственных стандартов на проведение дорожных работ. В настоящее время ГОСТ 52289-2004 не делит дороги на категории, в результате чего расстояние перед местом работ, на котором должны размещаться временные знаки, в любом случае будет одинаковым — 150-300 метров. Учитывая, что тормозной путь со 100 км/ч на сухом асфальте составляет около 65 метров, даже у опытного водителя, заметившего знак, может просто не получиться остановиться вовремя.

Дополнительное решение этой проблемы лежит в другой сфере — юридической. Дорожники должны нести повышенную ответственность, ведь сейчас, если верить протоколам, виноватым зачастую остается водитель, «который не учел сложные дорожные условия». Впрочем, это — уже другая история.

Вот как организованы дорожные работы на автобане в Германии. Торможение искусственными препятствиями начинается сильно заранее, за несколько километров, причем им предшествует временный знак.

А вот еще один пример на ту же тему. Особое внимание стоит уделить временной разметке, которая видна на всем отрезке дорожных работ

Отдельного разговора заслуживает травматизм пешеходов. По статистике, в 2012 году количество погибших пешеходов составило 8 220 человек или почти 30% от общего количества жертв аварий. Эту ситуацию не обошли стороной в ГИБДД — в конце 2013 года Росстандарт утвердил новые требования к пешеходным переходам. Если кратко, полосы на «зебре» будут наноситься на желтый фон, знаки будут располагаться на световозвращающих щитах, а также широко станет применяться дополнительная разметка, «лежачие полицейские» и специальные мигающие жёлтые фонари.

Недавно в Новосибирске появился первый пешеходный переход с подвесными световыми конструкциями. Хотя направление работы выбрано правильно, сама реализация задумки вызывает вопросы. Будь лампы установлены ниже, пешеходы были бы более заметны!

Вроде бы, все правильно, и пешеходные переходы станут безопаснее. Но есть опасность, что данная мера будет работать лишь временно, а то и вовсе вызовет обратный эффект. Процитируем книгу американского эксперта Тома Вандербильдта «Трафик. Психология поведения на дорогах»: «Средства успокоения движения снижают скорости и уменьшают интенсивность дорожного движения. Но, как и при лечении, нужно аккуратно подбирать лекарство и дозу. Многие считают, что знаки Stop прекрасно справляются с задачей. Но чем больше их на улице, тем чаще водители их игнорируют». Таким образом, данные меры являются недостаточными, поскольку со временем водители привыкают к новым знакам и уже не обращают на них внимания.

Решение: островки безопасности и освещаемые пешеходные переходы

Впрочем, некоторые решения, существенно повышающие безопасность пешеходов, не требуют больших капиталовложений. Прежде всего, стоит сконцентрироваться на том, как сделать видимым самого пешехода, а не знак. То есть речь идет об элементарном освещении!

Еще одно недорогое решение — установка островков безопасности, причем обязательно огражденных защитными отбойниками. Такое решение работает как в городских условиях, так и за городом.

Зачастую пешеходные переходы в России выглядят как на верхнем фото. Ниже мы публикуем пример из Европы. Обратите внимание: несмотря на наличие светофора, имеется полноценный островок безопасности.

Давно замечено, что водители охотнее пропускают пешеходов на однополосной дороге. А что же делать на трассе с тремя и более полосами? Убеждены, там должны остаться только регулируемые пешеходные переходы (или их надо делать подземными-надземными).

Отдельной темы заслуживает безопасность дорожного движения на придомовых территориях и во дворах. К сожалению, какой-либо статистики ДТП, произошедших возле жилых домов, включая наезды на пешеходов, официально не публикуется. Да и сотрудника ГИБДД нечасто увидишь в таких местах, разве только полицейские приедут выписывать справку о ДТП...

На выезде из дворов зачастую необходимо устанавливать искусственные зеркала, помогающие увидеть дорогу за припаркованным автомобилем.

Тем не менее, повышению безопасности на дворовых территориях стоит уделить особое внимание. Именно здесь чаще всего страдают самые незащищённые участники движения — дети. В настоящее время многие дворы в крупных российских городах превратились не просто в место парковки автомобилей, а еще и в «проторённую тропу», по которой водители объезжают пробки.

Конечно же, назвать такую ситуацию нормальной нельзя, прежде всего, с точки зрения ПДД. Если вы забыли, напоминаем, согласно пункту 10.2., скорость движения автомобиля в жилых зонах и на дворовых территориях составляет не более 20 км/ч. Но порой одних правил недостаточно.

Решение: меры по успокоению движения

Физическая преграда — самый эффективный способ заставить водителя снизить скорость. ГОСТ Р 52605–2006 допускает установку искусственных неровностей перед детскими и юношескими учебно-воспитательными учреждениями и детскими площадками. Однако у стандартных «лежачих полицейских» есть минусы: во-первых, подобные неровности негативно сказываются на состоянии подвески небольших и среднеразмерных автомобилей, во-вторых, конструктивные особенности кроссоверов и внедорожников позволяют подобные преграды просто игнорировать.

Относительно недорогим и при этом эффективным решением могла бы стать замена простых лежачих полицейских на более широкие и длинные неровности, которые заставляют снижать скорость независимо от типа автомобиля.

Еще одно эффективное средство снижения скорости — так называемые «шиканы» — серия искусственных поворотов, как правило, в форме буквы S

Наконец, еще одной неотъемлемой чертой безопасной дороги является наличие разметки. Зачастую возникает ощущение, что к ней в России относятся лишь как к «красивым линиям на дороге», не видя реального средства повышения безопасности. К примеру, обновление разметки в крупных городах обычно происходит в период с 15 апреля по 15 сентября. А в остальное время? В результате весной многие дороги остаются фактически «голыми». Излишне говорить, что зачастую это приводит к печальным последствиям, особенно в тёмное время суток.

Решение: наносить разметку круглогодично

Возможно, кому-то данное решение покажется дорогим. Однако мы считаем его жизненно важным, поскольку разметка напрямую влияет как на безопасность, так и на комфорт от передвижения по дорогам.

Это — обычная загородная дорога в России во время тумана. Зачастую водитель просто слишком поздно начинает понимать, что впереди поворот. Сравните эту трассу с итальянской автострадой и нанесенной на ней разметкой. Кстати, освещение на европейских автобанах зачастую отсутствует, ведь при хорошей и чистой разметке оно оказывается избыточным.

Отдельного внимания заслуживает так называемая шумовая разметка. Это — специальные линии, которые наносятся, как правило, на осевых загородных дорог и автомагистралей. За счет особого способа нанесения, такая разметка издает шум и вибрацию при наезде и способна взбодрить зазевавшегося или уже уснувшего водителя. Но самое главное, хорошая разметка способна светиться! Речь идет о специальных катафотах, вмонтированных в дорожное полотно и помогающих лучше ориентироваться в пространстве.

А вот как в Японии при помощи разметки помогают водителям поворачивать направо (не забывайте, что там «неправильное» для нас левосторонее движение). Согласитесь: четко, просто, понятно. И главное — безопасно.

Безусловно, данные меры не являются исчерпывающими. Программа повышения безопасности на дорогах должна включать в себя не только применение физических средств повышения безопасности, но и курсы по переобучению водителей, и массовую информационную кампанию, и многое другое. Однако хотелось бы, чтобы начало было положено именно за счет более качественного оснащения дорог. Ведь умудряются же россияне ездить по автотрассам Европы или Америки и не попадать в аварии. Так что, наверное, дело не в нашем менталитете...

Тимофей Исаев