Украинская автомобильная жизнь в следующем году сложно поддается прогнозам. Аналитики очень неохотно делятся своим мнением о том, чего следует ожидать автомобилистам. После попыток получить внятный прогноз развития украинского автомобильного и топливного рынка у большого количества экспертов, нам удалось выведать некоторые интересные детали. Итак, как комментируют ситуацию на рынке автомобильные импортеры, крупные дилерские сети, украинские автопроизводители и аналитики топливного рынка?
Автоимпортеры
Импортеры автомобилей в Украину решили не строить иллюзий. Иностранные представительства, работающие в нашей стране, уже достаточно хорошо изучили украинскую специфику и прогнозы делают соответствующие. Как рассказал «Авто Mail.Ru» Лоик Сибрак, директор представительства «Ситроен Украина», в следующем году, по крайней мере в его первом полугодии, покупательские настроения вряд ли будут позитивными. Этому способствовали и дополнительные пошлины, и введение утилизационного сбора, которые сильно ударили по кошелькам покупателей, хотя их зарплаты не выросли. Поэтому сложно ожидать роста рынка в следующем году.
Прогноз представительства «Ситроен Украина» на 2014 год - продажи на уровне 2013 года. Общее количество проданных новых автомобилей составит около 215 тыс. Причем из-за введения дополнительных пошлин на бензиновые автомобили и последующего выравнивания цен между бензиновыми и дизельными версиями одной модели, продажи последних существенно вырастут. Мы ожидаем, что доля автомобилей с дизельными двигателями вырастет до 80% от общих продаж Citroёn (сейчас 60%), и до 28% в среднем по рынку (сейчас 23%). Французы планируют стимулировать покупателей, предлагая им расширение модельного ряда автомобилями с дизельными моторами, собственные финансовые сервисы и прочие «плюшки». Можно сделать вывод, что импортеры перестраховываются и морально готовятся к тому, что рынок просядет.
Автодилеры
Риторика автомобильных дилеров более радикальна, они не верят в светлое будущее и готовятся к худшему. Так, Артем Ткаченко, вице-президент крупного автомобильного дилера «ВиДи Груп», уверен, что сложное экономическое положение Украины и отказ от подписания соглашения с ЕС приведет к дальнейшему ухудшению ситуации в стране. Бедные будут становится еще беднее, а богатые - еще богаче. Этим фактором и будет определяться дальнейшее изменение сегментации автомобильного рынка: будет расти доля премиум-сегмента и лоу-кост сегмента, а продажи автомобилей среднего ценового сегмента продолжат свое сокращение. Автомобильный рынок ожидает очередное падение на 10-15% в 2014 г.
Кроме того, окончательно «закрылось окно в Европу» и для украинского автопрома: о возможности выхода украинских производителей на европейский рынок с объемом продаж 13-15 млн. авто в год теперь можно забыть. Равно как и о европейских (японских, корейских) инвестициях в украинский автопром. Более того, теперь даже китайские производители будут крайне осторожно подходить к вопросу размещения производства в Украине, поскольку их стратегия в последние годы заключалась в том, что Украина рассматривалась как стартовая площадка для выхода на рынки Европы (после подписания соглашения об Ассоциации с ЕС и ЗСТ).
Теперь инвестировать в Украину китайцам просто нет смысла, поскольку внутренний объем рынка Украины (200 тыс. автомобилей в год) выглядит просто смешным на фоне 13-15 млн. в Европе и никогда не позволит окупить инвестиции в полномасштабное производство автомобилей.
На российском рынке места для собранных в Украине авто (ЗАЗ, Chery производства АвтоЗАЗа, Богдан и JАС с черкасского завода) также вряд ли найдется. Рынок России испытывает нисходящий тренд начиная с начала в 2013 года, и в 2014 году падение только усилится в связи со свертыванием программ льготного автокредитования. Как следствие, конкуренция на рынке России усилится, что не будет способствовать росту украинского экспорта даже в случае приведения Украиной утилизационного сбора и спецпошлин в соответствие с требованиями ВТО.
Украинские автопроизводители
Представители отечественного автопрома оказались самыми загадочными. Мы обратились за комментарием в пресс-службу корпорации «УкрАвто», но чем-то особенным нас не порадовали. Корпорация надеется на увеличение объемов производства автомобилей, будет пытаться наладить экспорт и найти новые рынки сбыта продукции. По словам представителей «УкрАвто», в данное время они ведут активные переговоры с потенциальными партнерами о запуске производства новых моделей на мощностях Запорожского автозавода, впрочем, коммерческая тайна не позволяет раскрывать все карты сейчас.
Подобный комментарий может говорить о том, что вслед за очень сложным для укравтопрома годом последует не менее сложный 2014 год. Именно он может стать переломным для этих игроков рынка. Если им удастся договориться о производстве моделей, которые смогут заинтересовать потенциальных покупателей, то они останутся в выигрыше. Пока же отечественные производители могут порадовать украинцев только старыми героями, а также новыми «китайцами». Особняком стоит Skoda и SsangYong, но этого явно не достаточно, чтобы среднестатистический украинец задумался над тем, чтобы купить автомобиль, сделанный внутри страны.
Топливо
Прогноз рынка топлива по просьбе редакции «Авто Mail.Ru» согласился предоставить Сергей Куюн, директор «Консалтинговой группы А-95». Одним из самых интересующих нас моментов был переход Украины на бензин со спиртом, который законодательно закреплен и обязателен с 2014 года. По словам Сергея Куюна, закон об обязательном добавлении биоэтанола в бензин в его текущем виде не имеет шансов на реализацию с 1 января 2014 года. Нет соответствующих
нормативов, стандартов, законов, которые объясняют, чему должен отвечать этот нефтепродукт, как он налогооблагается. Если исполнить этот закон в нынешней ситуации, то стоимость литра бензина вырастет на 5 грн из-за двойного налогообложения производства такого бензина. Тупиковость ситуации еще и в том, что даже если такой бензин произвести, то его продажа будет противозаконной - такое топливо не будет отвечать ни одному из действующих государственных стандартов. Парадоксально, но факт, поэтому будем с интересом следить за тем, как будут развиваться события по данному вопросу.
Эксперт отметил, что в 2014 году украинцам могут «подлить» много отечественного бензина. Основным событием, которое ожидается в следующем году, является усиление на рынке позиций украинских НПЗ благодаря запуску Лисичанского завода, который может состояться в мае. В сумме с уже работающими заводами в Кременчуге и Одессе доля нефтепродуктов украинского производства на рынке составит около 50%. Это сделает рынок еще более конкурентным и будет способствовать повышению объективности ценообразования. Прогнозировать розничную стоимость невозможно, поскольку все зависит от мировых котировок нефти и уровня налогов. Если правительство повысит акциз на «дизель» с 50 до 198 евро за тонну, то это неизбежно приведет к пропорциональному росту цен на АЗС, литр прибавит в цене на 1,5 грн. Это может существенно ударить по растущей популярности дизельных автомобилей.
В целом ничего особенного топливные эксперты в 2014 не ожидают. Залогом наличия топлива и объективных цен на него является открытая модель рынка, которая предполагает снабжение более чем из 10 источников по импорту и внутренних НПЗ. Если эту систему разрушить путем введения пошлин, квот или прочих ограничений на поставки из одного или нескольких источников - лишь в этом случае возможны перебои с продуктом и непредсказуемый рост цены. Такие попытки периодически предпринимаются, поэтому полностью исключать такой сценарий нельзя. В остальном необходимо констатировать жесткую конкуренцию между различными игроками, что в конечном итоге дает возможность автомобилистам выбирать качество и сервис в зависимости от своих предпочтений.
Судя по комментариям игроков рынка, 2014 год пройти тихо и незаметно, обеспечив стабильность цен на автомобили и топливо. С другой стороны, никто не исключает неожиданных поворотов, которые могут произойти. Также отметим, что перемены вполне возможны после того, как в Украине стабилизируется политическая обстановка. К примеру, новые соглашения с Россией могут отменить специальные пошлины, но как быстро это произойдет и произойдет ли вообще — пока загадка. Остается надеяться, что все перемены будут на руку автомобилистам вне зависимости от того, как разрешится политический и экономический кризис.