НовостиСтатьиТест-драйвыКаталогТаблица штрафовВсе об электромобиляхВнутри заводаСезонная смена шин

Концентрация. Мчим 10-часовой картинг-марафон

12 августа 2013 14:21
Целый световой день, почти 500 кругов, 10 пит-стопов, 10 часов без перерыва — это настоящая битва на выносливость, концентрацию, слаженность работы команды

Целый световой день, почти 500 кругов, 10 пит-стопов, 10 часов без перерыва — это настоящая битва на выносливость, концентрацию, слаженность работы команды. Это миниатюрная копия гонок, названия которых начинаются с заветных слов «24 часа». В этом году на подмосковном картодроме Маяк состоялся дебют четырёхэтапной серии гонок на выносливость в рамках мирового чемпионата Sodi World Series. По такому случаю мы собрали команду журналистов и решили попробовать свои силы в невероятной гоночной карусели. Перед тем, как заявиться в список участников, мы почти не имели представления о том, во что ввязываемся, — и вот что из этого вышло.

Почему именно марафон и что за Sodi World Series?

Весь картинг можно поделить на две большие категории: прокатный и спортивный. Первый — это вождение не очень мощной (как правило, до 13 л.с.) и безопасной (с закрытыми сбоку колёсами) техники. Она дружелюбна в пилотировании и демократична с точки зрения стоимости покатушек. Спортивный картинг — это совсем другой уровень, который требует от пилота серьёзного отношения к тренировкам, выездов на гонки и соответствующих бюджетов. Мощности таких машинок с открытыми со всех сторон колёсами обычно равны 30 «лошадкам» и выше, а скорости переваливают за 100 км/ч. Что же делать, если нарезать круги на время и участвовать в мини-гонках в прокатном картинге вам уже надоело, но становиться спортсменом нет желания или возможности?

Выход есть, и он называется Sodi World Series. По утверждению французского производителя техники Sodi Kart, сегодня это самая популярная серия любительского картинга в мире. Французы поставляют гоночные машинки и аккредитуют картодромы во всех странах мира, а последние проводят как личные, так и командные чемпионаты, очки за участие в которых идут в единый рейтинг серии Sodi. Выиграл местный чемпионат — отправляешься на мировой Гранд-финал на французский трек Racing Kart de Cormeilles! Серия SWS была основана производителем в 2009 году, и подмосковный картодром Маяк в тот же год стал проводить у себя эти гонки в личном зачёте пилотов. А в этом году там полноценно дебютировал (в 2012 был проведён лишь один пробный этап) и формат командных гонок на выносливость, в которых мы и приняли участие.

Во время гонки картодром организует онлайн-видеотрансляцию, а без устали комментирует битву известный ветеран советского и российского автоспорта Марк Подольский

Длинные марафоны проводятся во многих странах-участницах серии — где-то организаторы ограничиваются коллективными гонками на 3 или 6 часов, а где-то команды бьются между собой все 12 или даже 24 часа, как в Дубае или Германии. В России регламент гонки предусматривает 10 часов непрерывной борьбы, а финал длится 12 часов. При этом в международный зачёт идут очки как за первую половину гонки, так и за вторую — это заставляет лидеров ещё больше внимания уделять разработке тактики, а также увеличивает общее количество баллов. А теперь самое главное. Благодаря серии SWS, принять участие в соревнованиях по картингу может каждый любитель или новичок — достаточно найти место в команде или создать свою и оплатить стартовый взнос в размере 32 тысяч рублей с команды за любой этап, кроме финала, который стоит на 8 тысяч больше. И всё! Не нужно покупать, хранить, готовить, обслуживать, перевозить и ремонтировать свой карт. Просто приехал, сел и помчал в самой настоящей гонке. Максимально просто и демократично — в этом и идея серии Sodi.

В двух словах о регламенте

Серия российских марафонов состоит из трёх 10-часовых этапов и одного 12-часового финала. В каждой гонке могут участвовать от 12 до 25 команд численностью от 4 до 8 человек, самому младшему из которых должно быть не менее 15 лет. Для большего разнообразия первый и третий этапы проходят против часовой стрелки (нетрадиционное для картодрома Маяк направление), второй и финальный — классически, по часовой. В ходе гонки каждой команде предстоит совершить обязательные 10 смен пилотов, одновременно каждый раз меняя и карт. А можно и не менять гонщика, а просто сменить машину. Главное, чтобы разница между минимальным и максимальным временем нахождения на трассе любых пилотов одной команды не превысила 50 минут.

Помимо 30 клубных Sodi RT8 (на фото), в картинг-центре Маяк есть 24 прокатные машины чуть более простой модели RX7. Последние отличаются отсутствием регулировки сиденья (педальный узел двигается и там, и там), а также дизайном и немного меньшей прочностью агрегатов.

Техника — свежие 13-сильные карты Sodi «прокатной» модели RT8. Болиды для гонки берутся из так называемого клубного парка, который в дни тренировок и проката доступен только опытным пилотам и поэтому отличается более ровным техническим состоянием всех машин. Минимальная регламентная масса гонщика в соревновании (взвешивание происходит в комбинезоне, но без шлема и защиты) — 80 кг, а более лёгким пилотам необходимо добирать свой вес в карте специальными металлическими «гирями». При этом максимальный довес для девушек (да-да, в составе некоторых команд есть и участницы) составляет 20 кг.

Как это было

Гоночного опыта у членов нашей команды почти нет, да и картинг для большинства скорее развлечение, нежели спорт. Соперники выглядят много серьёзнее: у многих замечаем профессиональную экипировку, выдающую в пилотах не «просто любителей», некоторые команды имеют свою униформу, автомобили-технички и опытных менеджеров. А в ходе гонки на мониторе порой мелькали фамилии, которые известны не только узкой картинг-тусовке, но и любителям российского автоспорта. Мы взялись ездить по одной трассе с серьёзными ребятами, среди которых есть и опытные картингисты, и спортсмены-кольцевики. Но жаловаться грех: проигрывая сильному, растёшь много быстрее, нежели побеждая слабого.

Перед гонкой стоит прогуляться по трассе пешком — этот метод изучения трека известен многим профессиональным пилотам. Вот здесь на трассе кочка, тут яма, вон тот поребрик выше, чем кажется, а крутой уклон дальше позволит не сбрасывать газ в повороте. Не спеша рассматривая трассу, иногда видишь больше, чем на скорости из-за руля карта. Тактика также значит очень много, а весь график смен лучше заранее расписать на бумаге.

В ходе свободных тренировок накануне нашей первой гонки (команда журналистов AutoPressRacing успела заявиться только ко второму этапу) стало ясно, что без хорошего «вката» показывать стабильно быстрое время не получится. И для этого нужны не просто несколько тренировок и знание наизусть всех поворотов. Требуется полный автоматизм в пилотаже, то есть повторение своей единственной быстрой траектории из круга в круг, без ошибок и отклонений. Но это было не про нас, и времени навёрстывать уже не оставалось. Сравнение результатов практики с лидерами остудило изначальные амбиции, но ничего — из двадцати команд найдём, с кем побороться! С таким настроением мы прибыли на находящийся в Дмитровском районе Московской области картодром Маяк. Нас было семеро.

Установить довес непросто — я так и не смог разобраться с быстрой и чёткой установкой брусков в специальные боковые отсеки карта: то параллелепипед не так ляжет, то прищемишь руку острой железкой-фиксатором.

В квалификации даём лишний шанс привыкнуть к трассе самому «невкатанному» в трассу, а стартует, наоборот, самый шустрый. Закономерно, с предпоследней позиции. Как и большинство команд, мы используем двустороннюю радиосвязь — она помогает ориентировать пилота по его темпу, позиции на трассе и вовремя «загонять» его на пит-стоп. В той гонке у нас всё было вверх ногами: неэффективная тактика, низкие скорости, серьёзные вылеты в дождь и форс-мажор в виде глохнущего карта в очередной сессии — финишируем на той же позиции, что и стартовали. Даже со всеми просчётами, если бы не «лишний» пит-стоп из-за «неедущей» машины, мы, чисто математически, могли бы быть на финише минимум третьими с конца.

Бороться с накатывающими сзади соперниками при такой длине гонки совершенно бессмысленно — «кроясь» в поворотах, поедешь только медленнее, да ещё и помешаешь более быстрому гонщику, что неспортивно. Разумнее пропустить опытного пилота вперёд и пристроиться ему «на хвост», чтобы подсмотреть технику прохождения трассы и провисеть у него на заднем бампере как можно дольше — так и собственный результат улучшится.

Следующий этап мы ехали уже вчетвером. Это значило, что каждому предстояло провести на трассе от 130 до 160 минут. Нагрузка большая, но надеемся выдержать, не устать. Зато больше практики, а значит, и шансов набрать хороший темп. Вкус поражения мы уже познали, тактику поправили, поэтому рассчитывали хотя бы немного улучшить свой результат. Тем более что при гонке «в обратку» накат опытных завсегдатаев трассы значит куда меньше, так как большинство тренировок проводятся на Маяке в традиционном направлении. Это предположение подтвердилось в ходе гонки: если в дебютном этапе лидеры «привозили» быстрейшим из нас по 2-3 секунды с круга, то в этой гонке разрыв был уже в секунду-полторы.

Начали в дождь снова вторыми с конца, и по очереди боролись с машиной почти до середины гонки, пока небо не посветлело, и асфальт не высох совсем. На мокрой трассе стратегия простая: только не «убираться»! Вылеты и развороты влекут потерю куда большего времени, чем если просто «тошнить», нащупывая правильную траекторию и технику вождения. Но ошибок не миновать — примером были даже лидеры, уезжавшие косить траву далеко на газон и даже в ближайший овраг. Благодаря вылетам впереди идущих после старта мы отыгрываем пару позиций, но вскоре и нашего гонщика не избегает участь посмотреть навстречу потоку, ожидая момента для возвращения в пелетон. Раз, другой, третий — не слишком ли ты самоуверен, коллега? Но вот пришёл мой черёд сесть за руль, и на первом же круге я делаю эффектные 180 градусов вокруг своей оси.

Открытые картодромы обычно имеют профилированные повороты, с наклоном полотна внутрь виража. Поэтому в дождь следует входить в поворот позже и проезжать его шире — там суше, потому как вода стекает внутрь. Некоторые повороты можно проходить, цепляясь за бетонные поребрики внутри — иногда «держак» на них существенно выше. Вообще, всё вождение на мокрой трассе состоит в поиске той линии, где сцепление с покрытием лучше.

Успокаиваюсь, еле ползу, подсматривая траекторию и нащупывая, где есть зацеп. Оказывается, в дождь картинг имеет весьма мало общего с тем, к чему мы привыкли на сухой трассе — всё, что тренировалось по сухому, в ливень просто не работает. Ехать надо вне траектории, чтобы не скользить по мокрому резиновому слою, намазанному покрышками на асфальт в ходе ежедневных заездов. Да и лужи приходится объезжать, ведь вне зависимости от погоды, резина используется гладкая, без протектора. В итоге линия движения радикально отличается от заученной ранее, а газ нажимать нужно только с прямыми колёсами. Иначе — снос, занос, разворот, что угодно, но только не скорость, не результат. Знай я все премудрости раньше, ехал бы много быстрее, но тогда я боролся с нежелающим поворачивать картом, пуская его в управляемый занос. Попадать в повороты получалось, но я терял время и нет-нет, да разворачивался раз в три круга.

Заезжающему на смену машины гонщику нужно мониторить визуальные сигналы своей команды (на случай отказа радиосвязи) и не забыть остановится перед белой линией на въезде в пит-лейн. На сам пит-стоп отводится 2 минуты. За досрочный выезд на трассу — пенальти, опоздание — потеря времени. На деле этого промежутка более чем достаточно, чтобы проехать по пит-лейну, перевесить датчик и номера в ждущий на старте карт (таким образом осуществляется ротация машин), а также установить необходимый довес и усадить за руль гонщика.

Жёсткий график пит-стопов, ведение пилота по радио, банальная необходимость успеть подкрепиться — всё это держит команду из четырёх человек в особом напряжении, все 600 минут гонки. Подходит время моей второй сессии, уже по сухой трассе. С помощью мини-экспериментов и подглядывая за быстрыми пилотами, начинаю понимать, как ехать быстро. Но «сложить» лучший круг из успехов в отдельных секторах не получается: пока слишком мало практики, слишком велика усталость. За пару часов до конца у нас остаётся шанс отвоевать предпоследнее место. Мой третий выход. К счастью, карт попадается бодрый (например, машина напарника, которого я сменил, все 50 минут желала поворачивать только направо, а большинство виражей в гонке — левые), а я ощущаю кураж и прилив сил.

Чтобы проехать почти час с минимальным разбросом времён круга, требуется высочайшая концентрация внимания. Дело в том, что круги нужно проезжать о-ди-на-ко-во, с точностью до десятков сантиметров в выборе точек торможения, входа, открытия газа и совершения прочих действий за рулём. На каждом из более чем 40 кругов подряд ты повторяешь себе мысленно: вот тут заходим пораньше, вот здесь под сброс, тут нужно не промазать с хитрым апексом, а этот крутой поворот в горку едем «во всю дыру».

Даже без сломавшейся радиосвязи я понимал, что еду быстро и точно — наконец, удалось «собрать» тот самый заветный круг. Я вдруг стал подъезжать к «серьёзным» парням, и проснулся особый азарт. Когда догоняешь кого-то, хочется побыстрее «съесть» соперника, и это чревато ошибками: пару раз цепляю газон, разок-другой скольжу мимо апекса. Мысленно выписываю себе успокоительное, и вскоре мне удаются несколько обгонов. К концу пятидесятиминутки не могу понять, есть ли усталость, но, хочется ехать ещё и ещё. Когда ловишь свой ритм и разгадываешь трассу, все неприятности вроде насквозь мокрой одежды или боли в мышцах перестают что-то значить: есть только ты и соперники. Но регламент и тактика требуют заезжать на пит-стоп — и здесь меня поджидает провал. Заблокировав на въезде в пит-лейн колёса, я срываю карт в юз и на десяток сантиметр переезжаю заветную белую линию, перед которой надо остановиться — я потерял заветную концентрацию в самый последний момент.

Многие пилоты пригибаются на прямиках, чтобы уменьшить аэродинамическое сопротивление. Помогает ли это на скоростях, которые развивают 13-сильные карты, вопрос спорный. Но некоторым достаточно самого ощущения что «лучше валит», чтобы отыграть на этом несколько заветных сотых секунды.

Штраф минус один круг. Посмотрев потом телеметрию, я понимаю, что моя сессия действительно была неплоха, и напарнику оставалось просто доехать хотя бы в среднем темпе. Но у нас минус круг. Товарищи меня успокаивают: всё равно разница будет больше, и пенальти ничего не решает. Но когда до конца марафона оставалось 40, 30, 20, 10 минут, всё яснее становился тот факт, что мы проигрываем ОДИН КРУГ. Мы промчали почти 450 кругов для того, чтобы всё решил один единственный, и отнял его у нас я. Я, неважно, что до этого у нас было ещё одно такое же пенальти, — ведь ясно, кто добавил решающее. Мы снова последние, но этот опыт намного дороже того, первого. Главное, что вместе с горькой практикой и усталостью мы получили море удовольствия от борьбы с собой и соперниками, от работы в команде. Будем тренироваться, учиться, поедем и 12 часов гонки-финала.

За гонку каждая команда проезжает больше 500 километров за рулём карта — это примерно равно расстоянию от Москвы до границы с Украиной!

Командный чемпионат Sodi World Series — это отличное развлечение для любителей картинга. Главная его прелесть в демократичности: от вас не требуется ничего, кроме ничтожного по меркам картинга бюджета. Ведь если ехать в команде ввосьмером, то цена входа для каждого составляет какие-то 16 тысяч рублей за сезон из четырёх гонок! Меньше участников — чуть дороже, но и больше чистого драйва и практики, больший простор для тактических действий. А высокая командная конкуренция в серии делает участие в гонках интересным для пилотов любого уровня. Нам есть у кого поучиться, а профи не на шутку рубятся между собой весь сезон. Впереди финал, и там нам предстоит выложиться на все сто.

Автор: Дмитрий Ласьков
Фотографии автора