С Нового года традиционно вступают в силу поправки к законам, меняются штрафы и Правила дорожного движения. Много новшеств ждет нас и в течение 2013 года. У автомобилистов будут поводы порадоваться, хотя неприятных перемен, к сожалению, больше.
Появились новые штрафы
Главное новшество, вступившее в силу с 1 января 2013 года, — это смягчение наказания за езду по «встречке». Правда, это послабление будет работать далеко не во всех случаях, но все-таки у тех, кто совершил подобное нарушение не умышленно, а по ошибке, есть шансы отделаться штрафом в 5000 руб. и не лишиться прав.
Надо отметить, что гаишники нередко устраивают «ловушки» на сложных перекрестках, где можно неоднозначно трактовать траекторию движения автомобиля и инкриминировать водителю движение по «встречке». До настоящего времени подавляющее большинство подобных случаев заканчивались одинаково: инспектор рисует в протоколе такую схему, какая позволяет лишать водителя прав, судья на основе этой схемы водительское удостоверение отнимает. Доказать свою правоту практически невозможно. Теперь у судьи, по крайней мере, появился выбор: либо наложить штраф в размере 5000 руб., либо лишить прав на срок от 4 до 6 месяцев. А значит, кому-то из тех, кто совершил нарушение по оплошности, повезет, и они отделаются штрафами.
Кстати, те, кто в настоящее время лишены прав за данное нарушение, с 1 января получили возможность попробовать обжаловать решение судьи и попросить заменить лишение прав на более мягкое наказание — штраф.
Как это часто бывает, всякое смягчение законов сопровождается параллельным ужесточением. Так, отныне повторный выезд на «встречку» будет караться строже — лишением прав на год.
Также изменилось наказание за объезд препятствия по трамвайным путям встречного направления. Прежде существовал парадокс: объезжаешь по встречной полосе сломавшийся автомобиль — получаешь штраф, а если в аналогичной ситуации проехал по встречным рельсам — только лишение. Теперь же наказания уравняли: штраф от 1 до 1,5 тыс. руб.
Кроме того, с 1 января 2013 года, если водитель не вписан в действующий полис ОСАГО, то с машины снимаются номера (раньше был просто штраф 300 рублей).
Транспортный налог в Москве вырос на 71%
В последние месяцы власти обсуждали перспективы введения дополнительного налога для владельцев роскошных автомобилей, но в результате решили повысить транспортный налог для всех. Первым делом повышенные ставки вводят для москвичей. В других городах размер налога определят местные власти.
В столице новые ставки больнее всего ударят по владельцам самых массовых автомобилей — с двигателями мощностью до 100 л.с. Для них налог повышается разом на 71% — c 7 до 12 руб. за лошадиную силу. Например, обладатели Renault Logan 1.4, заплатившие в прошлом году 525 руб., в наступившем году должны будут выложить 900 руб. Владельцы самых популярных иномарок мощностью от 100 до 125 л.с. и раньше платили в четыре раза больше, чем автомобилисты с машинами попроще, а теперь им повышают ставку еще на 25% — c 20 до 25 руб. Так, в случае с Hyundai Solaris 1.4 прежде надо было отдавать по 2140 руб. в год, а с 2013 года плата выросла до 2675 руб.
Примечательно, что на самые роскошные и мощные автомобили ставки не повысились. Полный список «расценок» теперь выглядит так:
Мощность автомобиля | Было (руб. с 1 л. с.) | Стало (руб. с 1 л. с.) |
до 100 л.с. включительно | 7 | 12 |
свыше 100 л.с. до 125 л.с. включительно | 20 | 25 |
свыше 125 л.с. до 150 л.с. включительно | 30 | 35 |
свыше 150 л.с. до 175 л.с. включительно | 38 | 45 |
свыше 175 л.с. до 200 л.с. включительно | 45 | 50 |
свыше 200 л.с. до 225 л.с. включительно | 60 | 65 |
свыше 225 л.с. до 250 л.с. включительно | 75 | 75 |
свыше 250 л.с. | 150 | 150 |
Бензин станет лучше, но дороже
В последние годы власти не раз грозились запретить выпуск низкокачественного бензина стандарта «Евро-2», использование которого ухудшает экологическую обстановку в наших городах, но на деле запрет постоянно откладывался. Даже на исходе 2012 года звучали заявления представителей нефтяной отрасли о том, что планируемый на 1 января 2013 года запрет вновь будет перенесен. Но в последнюю неделю декабря Министерство энергетики окончательно подтвердило свои планы: с Нового года Россия переходит на бензин «Евро-3», с 2015 года — на «Евро-4», а с 2016 года — на «Евро-5».
Москва, будучи одним из самых проблемных в экологическом плане городов России, станет переходить на более современное топливо опережающими темпами. По оценкам городских властей, доля загрязнения воздуха от автотранспорта в столице составляет 90%. Уже с 2013 года в Москве должен продаваться исключительно бензин стандарта «Евро-4», в котором втрое меньше серы, чем в бензине «Евро-3».
Едва ли в новом году мы заметим радикальное улучшение экологической ситуации в наших городах, но вот рост цен на бензин увидим определенно. Прежде очередной рост акцизов на топливо планировался на 2014 год, но осенью Минтранс, Минэкономразвития, Минэнерго и Минфин договорились о том, что уже с 1 июля 2013 года акцизы повысят на 6%, а в 2015 году — аж на 20%. Причем все может оказаться еще хуже. В Минтрансе есть идеи более агрессивного повышения акцизов, и уже объявлено, что в 2015 году бензин может подорожать до 37 рублей за литр.
Бесплатных парковок в центре столицы не останется
Платные парковки, стоянку на которых можно оплатить через СМС, появившиеся в Москве прошлой осенью, пока носят статус пилотного проекта. Но уже объявлено, что скоро они появятся в центре повсеместно. С 1 мая 2013 года внутри Бульварного кольца бесплатных парковочных мест не останется. Исключение сделают для жителей Центрального административного округа столицы и инвалидов. Тариф везде единый — 50 руб. в час. Штраф за неоплату парковки — 2 500 руб., оплата меньшего количества часов карается штрафом в 1 500 руб.
С 1 июня 2013 года в Москве вводится платная эвакуация неправильно припаркованного транспорта. Это обойдется нарушителю в 5000 руб., плюс 3000 руб. штрафа. Сутки содержания автомобиля на штрафстоянке — 1000 руб.
Грузовики не пустят на МКАД
С 1 февраля 2013 года движение грузового транспорта по Московской кольцевой автодороге будет запрещено с 7:00 до 22:00. Это касается машин массой более 12 тонн. Первое время будет действовать послабление для водителей, имеющих накладную на разгрузку или погрузку в черте города. Однако с 1 мая даже они смогут въехать в столицу только ночью.
В настоящее время аналогичный запрет уже действует в пределах Третьего транспортного кольца, причем он распространяется не только на большегрузные автомобили, но и на легкий коммерческий транспорт грузоподъемностью от 1 тонны.
Как будет справляться с закрытием МКАДа транзитный транспорт, пока не совсем ясно, ведь единственным путем объезда Москвы является старая «бетонка», ширина которой не способна пропускать весь грузовой поток.
Доверенность отменили окончательно
1 января 2013 года поставлена последняя точка в эпопее с отменой доверенностей. Гаишники перестали их требовать еще в ноябре, но лишь с 2013 года КоАП приведен в соответствие с Правилами. Это не пустая формальность. Если обычные инспекторы ГИБДД забыли про «доверки», то, например, сотрудники штрафстоянок продолжали их требовать. С Нового года доверенность необходима только для регистрации автомобиля, прохождения техосмотра, получения выплаты по ОСАГО и при пересечении границы.
Павел Ёлшин