НовостиСтатьиТест-драйвыКаталогТаблица штрафовВсе об электромобиляхВнутри заводаСезонная смена шин

По следам «Дакара». Про терроризм, запасливость камазовцев и китайское упорство

7 февраля 2012 11:39
И вот на финишный подиум «Дакара» выехал Great Wall. Седьмое место! Как такое возможно? «Приходите в китайский ресторан вечером, там и расскажу», — ответил автор триумфа Карлос Соуза. Мы от такого приглашения отказаться не смогли...

В материале «Дакар-2012». Скандалы. Интриги. Расследования» мы рассказали, что прошедший марафон запомнился поклонникам не столько красивой спортивной борьбой, сколько интригами и скандалами, которые сопровождали культовую гонку от старта до финиша. А еще мы отметили, что среди этой неразберихи без скандалов и подтасовок появился новый лидер — китайская команда Great Wall. В этом году китайцы построили быструю машину и привлекли под свои знамёна опытного пилота, португальца Карлоса Соузу, который, неожиданно для соперников, «привёз» седьмое место. Но как ему это удалось?! Учитывая демократичные нравы «Дакара», где любого гонщика можно буквально поймать за руку и пригласить на интервью, мы решили пообщаться с Соузой лично.


Заходим на бивуак команды: «А где можно увидеть Карлоса Соузу?». Машина еще не успела остыть после гонки, значит, португалец неподалёку! «А он уже уехал отдыхать в гостиницу», — отвечают механики. На следующий день ситуация повторилась и оставалось последнее — поймать гонщика сразу после финиша. «Приходите в китайский ресторан сегодня вечером, там и поговорим», — дружелюбно ответил окружённый репортёрами Карлос, едва съехав с финишного подиума. И мы пришли, не слишком рассчитывая, что посреди шумного празднества Соуза найдёт время для журналистов из России. Но португалец сдержал обещание: поздоровался, скромно устроился за столом, дождался включения диктофона и начал говорить. Говорить не умолкая, без подсказок и наводящих уточнений, про...

...минувшие «Дакары»

— Я больше 17 лет участвую в гонках, и единственный «Дакар», который я не закончил, — это марафон 2000 года. Что произошло? Ливия, шестьсот километров пустыни и одинаковый пейзаж. Я совершенно забыл об осторожности! Начал гнать, как сумасшедший, а дюны очень коварны и не похожи друг на друга... Мы упали. Высота была метров пятнадцать. Я сломал всё, что только можно было сломать, поэтому сейчас в аэропортах меня подолгу проверяет служба безопасности — мой скелет фактически собрали на болтах. И что вы думаете, я бросил гонки? Нет! Я гонялся до 2010 года и только тогда сказал себе: «Старик, хватит, пора отдохнуть!».

За плечами португальского гонщика Карлоса Соузы — 13 «Дакаров», причём за последнее десятилетие (за исключением 2000 года, когда Карлос выбыл из гонки после серьезной аварии) пилот из Португалии ни разу не финишировал за пределами первой десятки! В этом году Соуза опередил даже «быстрого поляка» Холовчика, которого поддерживала грозная армада под названием X-Raid. Со штурманом Жан-Пьер Гарсеном (9 финишей в 11 «Дакарах»), Соуза впервые выступал в одном экипаже

— Почему решил бросить ралли-рейды? Я вспоминаю «Дакары» конца 90-х. Это было не просто тяжело, а фантастически тяжело: мы ночами ремонтировали машины посреди пустыни, на бивуак приезжали, когда начинало вставать солнце, а через несколько часов, забыв об адской усталости и постоянном недосыпе, стартовали на новом этапе. А самое страшное и одновременно интересное воспоминание, когда наша машина сломалась глубокой ночью. Представляете, ночь, пустыня и никого нет! Ждать помощи бесполезно, вокруг только песок, а чтобы починить внедорожник — банально не хватает обычной гайки. Вот где посреди Сахары взять гайку? И тут смотрю — следы! Мы пошли по следам и увидели гоночный «КАМАЗ». Это было счастье.

...запасливость камазовцев

— Подошли, спрашиваю русских ребят: «Do you speak English?». Они отвечают: «No». С надеждой спрашиваю: «Parlez-vous français?». Камазовцы качают головами: «Нет, по-французски не понимаем». На всякий случай повторил вопрос по-немецки, испански, португальски — нет, не знают никаких языков, говорят только по-русски. Так и пришлось объясняться на языке жестов: показал гайку со сбитой резьбой, механик меня понял и повел внутрь грузовика. Что там было! Сокровищница! Много разного крепежа, деталей... Без проблем ребята подобрали для нашей машины нужную гайку. Вот так я познакомился с командой «КАМАЗ-мастер», с которой и теперь продолжаю дружить.

Гоночный Hover нынешней генерации получился не только быстрым, но и эффектным. Мощный щит радиаторной решётки, ярко-красная раскраска, золотисто-жёлтые драконы на капоте и боковинах — перепутать Great Wall с другими машинами было невозможно! И если Hummer Робби Гордона или Toyota Жиниэля де Вильера напоминали своих серийных собратьев лишь отдалённо, то при взгляде на китайский внедорожник, создавалась полная иллюзия того, что это серийный «Ховер»

— Кстати, это абсолютно нормальная ситуация для «Дакара» — тебя ни при каких условиях не бросят одного. И при «переезде» марафона из Африки сюда, на территории Южной Америки, ничего не изменилось: гонщики остались дружной командой, хотя на «черном континенте» сломаться и остаться одному было гораздо страшнее... Меня всегда удивляет, что про терроризм заговорили только после 11 сентября 2001 года, а ведь во время африканских «Дакаров» до начала 2000-х были случаи, когда вооруженные люди тормозили гонщиков, выкидывали их из машины и уезжали. Со мной? К счастью, нет, такого со мной не случалось!

...команду Great Wall

— В апреле 2011 года ко мне обратились из компании Great Wall с предложением принять участие в «Дакаре-2012» на внедорожнике Hover. Я хорошенько подумал, набросал список «за» и «против» и только тогда сказал: «Да, я согласен». Почему? У меня была возможность протестировать гоночный прототип в Марокко, и мне понравился и автомобиль, и дизельный двигатель. Более того, у меня была возможность поездить и на обычных автомобилях марки Great Wall. А после посещения завода, где делают «Ховеры» (это был мой первый визит в Китай), сомнений не оставалось, поскольку китайцы оказались очень симпатичными людьми, простыми и сердечными.

Непосредственно на самом марафоне на команду Great Wall работали 40 человек. Это не считая специалистов, которые круглосуточно следили за ситуацией из Китая, публиковали новости и оказывали постоянную поддержку по любым вопросам. И это при 13-часовой разнице во времени между Китаем и Перу! Неудивительно, что китайцы не только хотят продолжить дакаровскую программу, но и подумывают над участием в других марафонах. Например, в российском «Шелковом пути»

— Жаль, из своего прежнего коллектива для помощи китайской команде не удалось привлечь никого. Я не выбирал штурмана, механика — меня фактически пригласили в последний момент. Почему согласился? Да просто потому, что условием было просто доехать. Не поверите: не было абсолютно никакого давления! Мне сразу сказали: нужно, чтобы обе машины доехали до финиша без аварий, без происшествий, без травм. Доедете десятыми или пятнадцатыми, будет отлично. Как видите, задачу выполнили сверх нормы: мой экипаж финишировал седьмым. Правда, какими силами...

...нынешний «Дакар»

— Это была титаническая работа! С самого начала гонка оказалась невероятно сложной — времени, чтобы тестировать и отлаживать автомобиль, не было. Не было просто физически! Вы не поверите, но мы настраивали машину прямо во время марафона. Ежедневно, после каждого этапа, мы что-то меняли, что-то доделывали, что-то решали... Понимаете? Каждый день! И только перед последними четырьмя этапами стало понятно: вот так должна ехать машина — больше ничего менять не будем. Хотя сначала казалось, что добиться такого результата будет невозможно: долго «прививали» машине «правильную» управляемость, потом боролись со сверхжесткой подвеской... Ой, совсем забыл похвалить двигатель — на недостаток крутящего момента жаловаться не приходилось.

Двигатель, который хвалит Карлос Соуза, — это 3,2-литровый турбодизель отдачей 300 «лошадей», собственноручно разработанный (!) компанией Great Wall. Этот мотор продольно установлен на трубчатую раму, скрытую под пластиковыми панелями кузова, и состыкован с 7-ступенчатой коробкой передач. Из других характерных особенностей гоночного «Ховера» отметим подвеску Reiger Racing — эта голландская фирма поставляет амортизаторы для многих команд, включая наш «КАМАЗ-мастер»

— Я был вымотан после четырех спецучастков нынешнего «Дакара». Я подходил к гоночному «Ховеру», смотрел на грязь внутри и думал: «Господи, неужели снова? Когда закончится этот ужас?». Но потом садился и ехал. А ехать нужно быстро и аккуратно: ты пытаешься смотреть сквозь ветровое стекло, но фактически располагаешь долями секунды, чтобы принять единственно верное решение — влево или вправо. И здесь, на просторах Южной Америки, всё иначе! В Африке можно ехать 400 км по песку и ничего не видеть, кроме одного и того же пейзажа. А здесь сначала 10-20 км очень сложных песков, а потом идут участки, где можно ехать на 5-6 передаче. Три дня назад мы мчались со скоростью 190! И это опасно: за рулем ты практически слепой, видишь только несколько метров перед передним бампером...

...залог успеха

— Если хочешь приехать первым, нужно забыться. Да, забыть про свою неопытность, про молодость команды... Нужно просто продолжать. И это легко, поскольку громкие проекты закончились, и больше не нужно бороться со всесильными Mitsubishi и Volkswagen. Кстати, эти проекты вырастили немало опытных кадров — инженеров, конструкторов, механиков — людей, которые сегодня остались без работы. Поэтому, если меня спросят: «Как команде Great Wall победить на „Дакаре“?», я отвечу: «Нужно найти правильных людей».

Техническую поддержку Great Wall оказывали французы из коллектива SMG. Но почему в китайской команде так много иностранцев? Гонщик — португалец, механики — французы. Дон Мин, руководитель дакаровского проекта и вице-президент Great Wall Motors, без стеснения отвечает: «Приезжайте к нам на завод в Баодин, и вы увидите, что у нас работает много зарубежных экспертов. Мы привлекаем профессионалов и их знания, лучших людей со всего мира!»

— Я посоветую команде на следующем «Дакаре» выставить четыре экипажа, увеличить команду и, конечно, увеличить инвестиции. Инвестиции в развитие, в персонал. Зачем? Поймите, это — заводская команда, а не любители-гонщики, которых на «Дакаре» великое множество, и которые зачастую приезжают сюда на последние деньги. Завод не может и не должен вести себя как любитель! Поэтому нужны четыре машины: две, чтобы сохранять результат, и две, чтобы атаковать. Я считаю, что «Дакар» — лучшее мероприятие, чтобы раскрутить марку. Пример команды «КАМАЗ-мастер» чего стоит! Кто сейчас не знает грузовики марки «КамАЗ»?

...про будущее команды и марафона

— Но китайской команде следует поспешить, поскольку всерьёз поговаривают, что на «Дакар» может прийти Citroen. А это сильный соперник! Французы превосходно изучили, как соревноваться и как инвестировать. Поэтому, когда начнем обсуждать условия моего участия на следующем «Дакаре», буду настаивать на выполнении моих требований. Не хочется, чтобы накопленный опыт остался без внимания.

Второй прототип, стилизованный под внедорожник Hover, пилотировал китаец Джоу Юн, который доехал до финиша двадцатым из 78, — для сравнения, на «Дакаре» двухлетней давности китайский «ховеровод» приехал только 33-м. На марафоне этого года штурманом Юна выступил опытнейший Паскаль Маймон, победитель «Дакара-2002»: «У моего нового штурмана огромный опыт, но и требования огромные. В этом году я очень много учусь», — рассказал про своего ассистента китайский спортсмен

— Что такое «Дакар»? Это гонка, за которой наблюдают не только профессионалы из мира автоспорта. Это событие, которым живут люди, не рассуждающие про конструкцию двигателя и трансмиссии, которые смотрят марафон по телевизору или вдоль обочин. Смотрят, как сумасшедшие гонщики 15 дней едут тысячи километров на пределе своих возможностей. «Дакар» — это страсть.

Беседовал Алексей Кованов
Фото автора и Дмитрия Макарова