Уже несколько лет подряд российские представительства иностранных автопроизводителей увеличивают цены на свои автомобили именно в январе. В этом году относительно стабильная экономическая ситуация избавила покупателей от таких стрессов, как, например, неожиданный перевод цен в доллары или евро. Но у некоторых марок прайсы изменились все же довольно круто, а главное — без весомых причин. К тому же, в этом январе «моду» импортеров скопировали и российские заводы, также переписавшие цены.
По официальным данным, инфляция в России в 2011 году составила 6,1%. Примечательно, что примерно на такую цифру и подправила свои прайс-листы компания Ford. Стоимость самой популярной и самой важной для нашего рынка модели Focus в январе выросла сразу на 6%. На старте продаж хэтчбека третьего поколения в июне была установлена цена в 499 000 рублей, столько же за этот автомобиль просили и в декабре. А в январе базовый Ford Focus с двигателем объемом 1,6 л мощностью 85 л.с. стоит уже 532 000 рублей. И никаких скидок!
У марки Ford подорожали и другие модели. В январе российское представительство скорректировало цену на городской компакт Fusion. До Нового года пятидверка в стартовой комплектации Core стоила 503 300 руб., а теперь за такую же машину придется отдать 509 200 руб. Кроссовер Kuga преодолел психологическую отметку в миллион рублей, новая цена этой машины — 1 012 000 рублей (рост составил 1,3%). Седан Mondeo в январе тоже прибавил: если месяц назад автомобиль продавался по цене от 699 000 рублей, то теперь за него надо выложить уже 727 500 рублей.
Другой американский бренд — Chevrolet — в январе повел себя значительно скромнее. Представительство этой марки даже снизило стоимость не слишком популярного седана Epica. Правда, в сторону увеличения была скорректирована цена хорошо продающегося седана Chevrolet Cruze. Разница с декабрем составила около 1% — теперь модель стоит от 572 000 рублей. При этом хэтчбек, прием заказов на который дилеры открыли как раз в январе, обойдется дешевле — от 548 000 рублей.
«Собрат» Chevrolet по концерну General Motors, марка Opel, после Нового года увеличила цены примерно на половину своего модельного ряда. Рост не коснулся прежнего поколения Opel Astra Family, а также новых хэтчбеков Astra. Кстати, формально немецкий бренд увеличил стоимость только одной модели — кроссовера Antara. Но это связано с тем, что автомобиль был обновлен, получил новый двигатель и ряд другого оборудования. Дорестайлинговая версия стоила 940 000 рублей, а теперешняя — 1 020 000 рублей. Относительно справедливо.
Но Opel повысил цены еще на четыре модели, сделав это довольно хитро: замаскировав рост под... скидки! Смотрите сами. В декабре базовая цена нового универсала Astra Tourer составляла 702 500 рублей. Теперь же эту модель можно приобрести якобы за 689 500 рублей, именно эта цена указана во всех официальных документах. Однако цифра получилась благодаря спецпредложению на экземпляры прошлого года выпуска. А реальная цена пишется мелким шрифтом — это 709 500 рублей. Понятно, что когда клиент, привлеченный сниженной стоимостью, обратится к дилеру, ему расскажут, что машины по спецакции уже кончились или условия этой акции очень сложные... В общем, шансы купить автомобиль подешевле, конечно, есть, но только у самых дотошных. Точно такая же история с Opel Meriva. Без скидки машина стоит 599 000 рублей, а в декабре ее цена была ниже — 589 000 рублей. Но покупателей заманивают на спецпредложение — попробуйте купить Meriva за 584 000 рублей!
Другой немецкий бренд, Volkswagen, в январе поднял цены почти на все свои модели. Исключениями пока что остались только два автомобиля: VW Golf и седан Passat CC предыдущего поколения. Но уже в апреле на нашем рынке начнутся продажи обновленной версии Passat CC за 1 108 000 рублей (пока можно успеть купить дорестайлинговые экземпляры за 1 051 000 рублей).
Остальные автомобили марки Volkswagen подорожали вполне «терпимо». Седан Polo обойдется в 485 000 рублей вместо прежних 480 000. «Внедорожный» хэтчбек Cross Polo, который в декабре можно было купить за 705 000 рублей, теперь стоит 711 000. Седан Passat прибавил в цене значительнее: в декабре он продавался по 859 000, а теперь его можно купить минимум за 908 000 рублей. Аналогично «подрос» и Touareg: теперь за самый доступный внедорожник придется выложить 1 996 900 руб., тогда как еще месяц назад можно было найти машину за 1 953 000 рублей.
Азиатские бренды также не остались в стороне. Справедливости ради, среди японцев жадных оказалось немного: так, компания Mazda вообще не меняла цены с декабря. У Subaru подорожал лишь седан Legacy, теперь он стоит от 1 153 600 рублей. Цены на машины Suzuki выросли равномерно, но не более, чем на 2%. Похожая ситуация и с маркой Nissan: у нее подорожали две модели — Note и Murano. Стоимость первой выросла с 485 000 до 495 000 рублей, а вторая теперь обойдется в 1 454 000, то есть цена этого автомобиля увеличилась на 30 000 рублей.
Корейцы в январе проявили алчность. Выросла цена седана Hyundai Solaris, причем он теперь стоит столько же, сколько и хэтчбек: от 443 000 рублей. Пятидверка i30 подорожала аж на 40 000 рублей, теперь за нее надо отдать как минимум 685 900 рублей. На 90 000 рублей подскочила стоимость седана Genesis, январская цена — от 2 350 000 рублей. Кроссоверы Santa Fe и ix55 в Новом году тоже стали чуть менее доступными, прибавив по 30 000 рублей. И лишь недавно представленные модели Sonata и Elantra продаются по прежним прайсам.
Как ни печально все это, продавцы машин действуют в соответствии с базовыми принципами ценообразования. Стоимость популярных бюджетных моделей, у которых мало конкурентов, медленно, но верно растет: небогатому покупателю деться некуда, он новую цену стерпит. Так, компания Renault повысила стоимость «массового» седана Logan. Теперь автомобиль, который собирают в Москве, стоит от 338 000 рублей против прежних 327 000.
Самый несправедливый рост цен — у АвтоВАЗа. С Нового года увеличилась стоимость всей продукции Тольяттинского завода, исключение лишь одно — новый седан Lada Granta. Он по-прежнему стоит от 229 000 рублей, правда, эта цена была установлена на первую партию машин. С марта начнется выпуск автомобилей с новыми опциями, и тогда-то уж Grantа точно станет дороже. Что касается других моделей, то «классика», Lada 2107, подорожала на 1,9% и теперь стоит от 213 600 рублей, то есть почти как Granta. Стоимость Lada Samara выросла на 3%, теперь эту машину не купить дешевле 270 300 рублей. Еще больше подорожала Lada Kalina, на 3,2%, а цена Lada Priora увеличена на 2,9%.
В этом году, как и прежде, январский рост цен сопровождается специальными предложениями на машины 2011 года выпуска. Хотя на данный момент спецакций не так много, как раньше. Похоже, некоторые успели еще в прошлом году распродать все квоты машин. Впрочем, основные распродажи должны прийтись на февраль. В ближайший месяц всем желающим купить автомобиль стоит пристально следить за новостями: специальных предложений будет все больше с каждым днем.