НовостиСтатьиТест-драйвыКаталогТаблица штрафовВсе об электромобиляхВнутри заводаСезонная смена шин

«24 часа Ле-Мана»: один в поле воин!

20 июня 2011 09:26
79-й марафон «24 часа Ле-Мана» и впрямь стал, пожалуй, самым интересным за последнее десятилетие. Мы наблюдали за всеми перипетиями этой невероятно напряжённой и драматичной гонки

Девять утра, воскресенье, шесть часов до финиша марафона «24 часа Ле-Мана». В гостевом павильоне Peugeot Sport – «жара». Если в предыдущие два года в это время люди только открывали глаза, пытаясь проснуться после почти бессонной ночи, то на сей раз все уже сидели перед большими экранами с прямой трансляцией гонки. Заполнены и трибуны (кстати, в этом году собралось 250 тысяч зрителей!), хотя обычно в это время болельщики слоняются по территории и наводняют лавки с «сувениркой» и уличные кафе. Все привыкли, что в «Ле-Мане» лидеров к утру разделяют даже не минуты, а целые круги. Но сценарий 79-го «издания» легендарного марафона как будто писали зубры Голливуда!

Несмотря на все усилия организаторов из клуба АСО, турбодизельные прототипы Peugeot и Audi всё равно «впереди планеты всей». Не помогло и уменьшение рабочего объёма с 5,5 до 3,7 литра, которое существенно снизило скорость дизельных машин (мощность упала примерно на полторы-две сотни «лошадей») – поул-позиция в этом году оказалась аж на 6 секунд «медленнее», чем в 2010-м. Напомним, в 2010-м двигатель Peugeot 908 HDi-FAP выдавал около 730 сил

«Ле-Ман» 2011 года и впрямь стал, пожалуй, самым интересным за последнее десятилетие. В программе этого «блокбастера» было практически всё, что может надолго увлечь зрителя: чудовищные аварии (лишь по счастливой случайности обошлось без жертв и серьёзных травм), скандальные манёвры, капризы погоды, и совершенно непредсказуемая борьба до самого финиша. Есть что вспомнить!

Если максимальный объём чётко прописан в правилах, то количество цилиндров можно выбрать самому. Так, например, Peugeot 908 имеет V8, а у Audi R18 TDI на два цилиндра меньше. Удивительно, но Peugeot оказались экономичнее! Зато Audi бережнее относилась к шинам. Характерный «плавник» – тоже «обязаловка» для закрытых машин категории LMP1 c этого года

Интрига закрутилась ещё в квалификации. В межсезонье автомобильный клуб ACO, организующий «24 часа Ле-Мана», основательно перекроил технический регламент. И новые прототипы Audi R18 TDI и Peugeot 908 оказались настолько близки по скорости, что устроили между собой соревнования похлеще Формулы-1. Шутка ли, все шесть заводских экипажей топ-команд уместились в стартовом протоколе в... 0,534 секунды. И это на кольце длиной 13 629 метров! Для «Ле-Мана» просто неслыханная плотность. В чехарде результатов удача была на стороне Audi – «кольца» в итоге отбили первый ряд у «львов».

Перед стартом 24-часовой гонки на трассе Ле Сартэ прошёл заезд Ferrari Challenge. В этой серии принимают участие сразу пять россиян, но в первых рядах борются только Алексей Васильев и Александр Скрябин. Интересно, что вместо обычных двух заездов в Ле-Мане провели один, но 45-минутный. Васильев стартовал с «поула», Скрябин – с шестого места. Алексей удержал лидерство и вполне мог выиграть этап, однако стал жертвой ошибки атаковавшего его Стефано Гая - итальянец не удержал свою Ferrari на торможении и задел машину Васильева. Удар оказался критичным для коробки передач, поэтому Васильев сошёл на последнем круге. А вот Скрябину удалось подняться на третью ступень пьедестала почёта, несмотря на вмятину в борту (на фото). Поздравляем!

Не обошлось без сюрпризов и здесь. «Поул» взял далеко не самый опытный и титулованный экипаж Audi под номером «2» – Марсель Фесслер, Бенуа Трелюйе и Андре Лоттерер. Главные «забойщики» Peugeot – экс-формулисты Алек Вурц, Марк Жене и Энтони Дэвидсон и вовсе смогли квалифицироваться лишь на шестом месте. Неожиданный поворот сюжета! Но это ещё цветочки по сравнению со злоключениями Aston Martin.

Главные неудачники «24 часов Ле-Мана» 2011 года – это, несомненно, Aston Martin. Откровенно «сырая» машина доставила кучу головной боли создателям, а в гонке не оправдала даже самых скромных ожиданий – у AMR-One не было ни скорости, ни надёжности. Сумеют ли британцы достойно выйти из ситуации?

Британцы всерьёз грозили кулаком Audi и Peugeot, намереваясь ввязаться в борьбу если не за победу, то хотя бы за подиум, и построили прототип с бензиновым турбомотором объёмом... 2 литра! Почему Prodrive во главе с Дэвидом Ричардсом (он же попутно является и совладельцем Aston Martin) остановилась на столь экзотичном варианте? Это всё тоже выдумки ACO. Хотите больший объём? Выбирайте атмосферный двигатель!

Старт гонке давал президент FIA, Жан Тодт, специально ради этого прилетевший в Ле-Ман

Так вот, чудным прототипам под названием Aston Martin AMR-One были отведены эпизодические роли. Запомнились «Астоны» только тем, что лучший из них «слил» в квалификации лидеру целых 20 секунд! Более того, с временем 3 минуты 45 секунд даже в классе LMP2 пришлось бы довольствоваться лишь восьмым местом. Однако мучения длились недолго – AMR-One сошли уже на первом и третьем кругах гонки из-за отказов двигателей! «Фееричное» выступление, иначе и не скажешь.

На старте позиции в лидирующей группе не изменились, а МакНишу не удалось прорваться сквозь редуты Peugeot

Главным героем следующего яркого эпизода стал Алан МакНиш. Опытнейший экипаж МакНиш/Кристенсен/Капелло, на счету которых в сумме аж 13 побед в «Ле-Мане» квалифицировался только пятым. Поэтому шотландец бросился отыгрываться. Разозлённый долгим сопротивлением Peugeot МакНиш всё же смог пройти «908-й» и быстро догнал лидирующую Audi R18 TDI под номером «2». А потом все схватились за головы. Алан немыслимым манёвром обошёл напарника в скоростном повороте Dunlop и... тут же столкнулся с отстающей на круг Ferrari. Ужасающая авария лишь каким-то чудом обошлась без жертв – Audi едва не перелетела через рельс безопасности, за которым стояли фотографы и маршалы.

Куда так спешил МакНиш, не понял, кажется, никто – на тот момент прошло лишь 52 минуты 24-часовой гонки. На трассу, конечно же, выехали машины безопасности (так как кольцо длинное, на круг выезжают сразу три Audi с мигалками), целый час возившие за собой пелотон. А дальше «Ле-Ман» вошёл в привычное состояние: пилоты постепенно растягивались, к концу третьего часа лишь первая шестёрка не уступала лидеру круг – к заводским экипажам «прилепился» прошлогодний Peugeot 908 HDi-FAP команды Oreca Matmut.

Команда Oreca Matmut выставила в категории LMP1 прошлогодний прототип Peugeot 908 HDi-FAP. Чтобы привести более мощную машину в соответствие с новым регламентом, на двигатель установлен воздушный рестриктор уменьшенного диаметра, а объём топливного бака сократился до 65 литров. Экипаж добрался до финиша на пятом месте, а после гонки один из его членов, бывший пилот Формулы-1, Оливье Панис (выступающий, кстати, ещё и в ледовой серии Andros Trophee), заявил, что это был его последний «Ле-Ман». Видимо, на мнение немолодого уже француза повлияли серьёзные аварии Audi R18 TDI

В гоночном темпе Peugeot 908 явно не могли держаться за Audi. Видимо, французы сделали выводы из прошлогоднего фиаско и ударились в надёжность и экономичность. Поэтому вся эта чехарда, когда «908-й» под номером «7» сменял в роли лидера Audi номер «2», была обусловлена исключительно меньшим числом пит-стопов. Однако спокойному ритму гонки снова помешало столкновение на трассе.

На «Ле-Мане» я встретил Яна Кальмара – пилота и инструктора, который пестовал нас на зимнем курсе Porsche Driving Experience: <a href="/article/33999-polyarnoe_siyanie/">Ice Force</a> и затем делился опытом на трассе в <a href="/article/34374-porsche_v_shusharah/">Санкт-Петербурге</a>. Причём тут «24 часа Ле-Мана»? Оказывается, в Lotus искали партнёра для возвращения в гонки на выносливость и выбрали команду Jetalliance, принадлежащую датчанину. Коллектив Кальмара пользуется заводской поддержкой, а сама программа рассчитана на три года и, помимо «Ле-Мана», включает в себя участие в чемпионате ILMC (собственно, «24 часа Ле-Мана» – один из этапов серии). Не сказать, что всё идёт как по маслу, однако уже в дебютной гонке один из Lotus Evora категории GTE Pro финишировал на седьмом месте в классе и 22-м в абсолютном зачёте. А в ближайшие пару недель Ян собирается нагрянуть в Россию, чтобы поездить по ещё нескольким российским автодромам. Зачем? В ответ датчанин лишь хитро улыбнулся – мол, скоро узнаешь...

Едва зашло солнце, как грянула очередная сенсация – Майк Рокенфеллер (Audi номер «1») в скоростном «изломе» перед поворотом Indianapolis на полном ходу «сцепился»... с круговой Ferrari 458 Italia! Непонятно, как можно было не увидеть в зеркалах летящую на всех парах и моргающую дальним светом Audi, но Роберт Кауфманн уверенно повёл свою Ferrari на апекс и ударил R18 TDI в левое заднее колесо. Неуправляемый прототип Рокенфеллера на полном ходу врезался в рельс безопасности, а затем отскочил в противоположную сторону. Майк самостоятельно покинул болид, но с трассы уехал в машине «скорой помощи». К счастью, «Рокки» отделался лишь ушибами, но всё же пропустил этап DTM в прошедшие выходные Рокенфеллера на Лаузитцринге подменил Том Кристенсен.

После схода второй Audi казалось, что в Peugeot сейчас дадут команду атаковать. У французов оставалось три экипажа, одним из которых вполне можно было пожертвовать, дабы догнать и «подогреть» единственную Audi на трассе. И «львы» действительно бросились вперёд! Утром началась эпическая битва – разрывы в первой тройке были минимальны. Но всё перечеркнул досадный вылет Александра Вурца, когда до финиша оставалось чуть больше 5 часов. Австриец не удержал машину в Indianapolis и отправился в боксы менять повреждённый передний обтекатель и элементы подвески.

Три часа до финиша и очная схватка за победу в «Ле-Мане»? Трудно поверить, но факт!

Авария Вурца, штраф «стоп-энд-гоу» для Peugeot номер «8» – теперь бремя лидера команды был вынужден тащить Peugeot с девяткой на борту. Но напарники смогли тоже ввязаться в борьбу! После того, как механики починили пострадавший «908-й» Вурца, за руль сел Энтони Дэвидсон. А уж что он творил утром в прошлогоднем «Ле-Мане», догоняя лидирующие Audi, помнят многие. Отличился британец и на этот раз – он выехал с пит-стопа ненамного впереди R18 TDI под управлением обладателя «поула» Бенуа Трелюйе. Но когда француз догнал его, Дэвидсон не только не подвинулся, а, наоборот, начал сопротивляться!

В категории LMP2 победу одержал экипаж команды Greaves Motorsport. И это не стало неожиданностью – прототип Zytek с двигателем Nissan лидировал в классе более половины дистанции гонки

Доктор Вольфганг Ульрих (шеф Audi Sport) был в ярости! Дэвидсон «крылся» так, как будто оборонял свою позицию, но он уступал 4 круга. Причём у Peugeot была больше скорость на прямых, поэтому Трелюйе никак не удавалось обойти Дэвидсона. Дошло до того, что Audi пожаловались на действия Peugeot судьям, но никакой реакции в итоге не последовало – Трелюйе помучился несколько кругов и принял мудрое решение немного приотпустить провокатора, чтобы не рисковать. Ведь обоюдный сход вполне устраивал Peugeot.

Энтони Дэвидсон (№ 7) «попил» немало крови у лидирующего в гонке Бенуа Трелюйе. Впрочем, у француза хватило ума и терпения не идти ва-банк

Но не спешите обвинять Дэвидсона в грязной игре – скорее всего, британец получил приказ из боксов и всеми силами держал Audi, чтобы помочь напарнику отыграть нужные для пит-стопа секунды. Тем более, к полудню пошёл дождь и многое могла решить своевременная остановка для замены шин. Однако асфальт так и не намок до такой степени. Но старания Дэвидсона помогли – «908-й» под номером «9» выехал впереди Audi! Но вскоре Бенуа Трелюйе сменил на финальном отрезке Андре Лоттерер, и при обгонах немец действовал куда решительнее, почти не теряя на этом время.

«Корветы» застолбили за собой высшие ступеньки пьедесталов в категориях GTE Pro и GTE Am. Отличный подарок на 100-летний юбилей марки Chevrolet! Борьба в классе GTE Pro, кстати, тоже была жаркой – второе место досталось Ferrari 458 Italia, а тройку замкнула BMW M3 GT, причём всего с кругом отставания от Corvette.

Концовка выдалась и вовсе драматичная. На последнюю дозаправку лидеры свернули на одном и том же круге. В Peugeot решили сэкономить время и не менять шины. Это сработало – Симон Пажено сократил отставание от Лоттерера всего до 6 секунд. Но чуда так и не произошло – догнать R18 TDI Пажено уже не смог. Audi на свежих покрышках смогла даже немного оторваться, и на финише дуэлянтов разделило 13,854 секунды! Феноменально для 355 кругов общей протяжённостью 4838 километров! Вот и думай после этого, решает ли что-нибудь десяток-другой секунд в длинном марафоне. Хотя, конечно, свою роль сыграли и длительные ремонты повреждённых барьеров безопасности в общей сложности машины безопасности водили за собой пелотон почти 5 часов!

Эта победа имеет двойное значение. Для Марселя Фесслера, Бенуа Трелюйе и Андре Лоттерера она стала первой в карьере (в прошлом году экипаж занял второе место). А вот для Audi – уже десятой! И немцы обошли по этому показателю Ferrari, у которой теперь на одну победу меньше. Теперь впереди только Porsche (16 побед). Правда, вряд ли «родственная» нынче компания попробует скинуть Porsche с верхушки. Тем более, для этого Audi нужно выиграть ещё как минимум семь «Ле-Манов»

В Peugeot, конечно, были расстроены итогом гонки – три заводских экипажа ничего не смогли сделать с единственной уцелевшей Audi. В 2010-м у прототипов 908 HDi FAP была невероятная скорость, но подвели технические проблемы. Сейчас же новые «908-е» прошли всю дистанцию без видимых проблем, но не хватило капли везения. «Львам» нужно обязательно выигрывать в 2012-м, иначе Peugeot Sport может прикрыть эту программу, признав её неэффективной. А стоит Peugeot покинуть «Ле-Ман», как он снова превратится в театр одного немецкого «актёра». И тогда о таком накале страстей в суточном марафоне можно даже и не мечтать. Будет ли «сиквел» этого июньского «триллера» столь же захватывающим? Узнаем через год!

В этом году исполнилось 20 лет победе прототипа Mazda 787B в «Ле-Мане» – единственного роторного автомобиля, выигравшего этот 24-часовой марафон. В честь знаменательного события на асфальт Ле Сартэ «Мазду» для демонстрационного заезда вывел Джонни Херберт – британец, известный ещё и по выступлениям в Формуле-1, входил в экипаж победителей в 1991 году. Звук, отражённый от трибун на стартовой прямой, просто потрясающий!
Peugeot 3008 1.6 HDi

Как и в прошлом году, от Парижа до Ле-Мана и обратно мы добирались на Peugeot 3008. Но если тогда нам выдали версию со 156-сильным турбомотором объёмом 1,6 литра, то теперь предстояло оседлать более подходящий к современной ауре «24 часов Ле-Мана» дизельный 3008. Ведь боевой прототип Peugeot 908 тоже питается дизтопливом! Кроме того, французы подумывают о поставках такого 3008 и в Россию. Так что интерес был отнюдь не праздным.



Во всех подробностях об автомобиле можно прочитать в нашем тест-драйве Peugeot 3008, поэтому сосредоточимся только на силовом агрегате. Турбодизель объёмом 1,6 литра, оснащённый сажевым фильтром, развивает 109 лошадиных сил и 240 Нм крутящего момента. К двигателю претензий не возникло – он в меру шумный, хорошо тянет и достаточно экономичен (средний расход в нашем случае составил чуть больше 6л/100 км). Но коробка передач – это нечто! Нам достался шестиступенчатый «робот».


«Робот» обычный, с одним сцеплением. По сути, это та же МКПП, где привод сцепления управляется не левой педалью, а электроникой. При неспешном передвижении это не сулит особых проблем, но стоит поднять темп, как водитель и пассажиры начинают кланяться французским конструкторам при каждой смене передач! Довольно быстро эти «клевки» начинают раздражать и благо, что есть ручной режим, – можно менять передачи самому с помощью рычага или удобных подрулевых «лепестках». Но нужно обязательно сбрасывать газ в момент переключения – иначе «клевка» не избежать и в этом случае.


И бензиновые, и дизельные Peugeot 3008 в «базе» оснащаются МКПП. В качестве опции доступны «классические» автоматические коробки с гидротрансформаторами, но к младшему дизелю объёмом 1,6 литра можно заказать только роботизированную КПП

Будет ли к нам поставляться Peugeot 3008 с дизельным мотором – пока неизвестно, вопрос находится в стадии рассмотрения. Сложно сказать и о ценах. Напомним, базовый 3008 с бензиновым 120-сильным двигателем у нас стоит 744 тысячи рублей. А версия с наддувным 1.6 мощностью 156 «лошадок» потянет уже на 889 тысяч (цены указаны с учётом скидки 25 тысяч рублей на машины 2010 года выпуска). Дизель, если судить по европейскому рынку, должен оказаться где-то посередине (в Германии такой 3008 на 2050 евро дороже 120-сильного варианта). Доплата за «робот» – 600 евро. И на этой опции смело можно экономить. Результаты гонки «24 часа Ле-Мана» 2011:
МестоМашинаКлассЭкипажКруги
1Audi R18 TDILMP1Фасслер/Лоттерер/Трелюйе355
2Peugeot 908LMP1Бурдэ/Пажено/Лами355
3Peugeot 908LMP1Сарразан/Монтаньи/Минассян353
4Peugeot 908LMP1Дэвидсон/Жене/Вурц351
Peugeot 908 HDi-FAPLMP1Ляпьер/Дюваль/Панис339
...8 (1)Zytek NissanLMP2Ойех/Кимбер-Смит/Ломбар326
...9 (2)Oreca 03 NissanLMP2Майлё/Ордонес/Аяри320
...10 (3)Lola Coupe-HPDLMP2Такер/Бушу/Барбоса319
11 (1)Chevrolet Corvette C6 ZR1LM GTE ProБеретта/Милнер/Гарсия314
13 (2)Ferrari 458 ItaliaLM GTE ProФизикелла/Бруни/Виландер314
15 (3)BMW M3 GTLM GTE ProПриоль/Мюллер/Хэнд313
20 (1)Chevrolet Corvette C6 ZR1LM GTE AmБорнхаузер/Каналь/Гардел302
21 (2)Porsche 911 RSRLM GTE AmБурре/Гибон/Беллок301
26 (3)Ford GT-DoranLM GTE AmРобертсон/Робертсон/Мюрри285

В скобках указана позиция в классе

Вадим Гагарин
Фото автора и ACO