«Автодор» повысил тарифы за пользование платными магистралями

Госкомпания «Автодор» подняла тарифы за проезд по платным дорогам. Индексация в среднем составила 8%, а на отдельных участках цены выросли на ощутимые 15−25%. Так, на четверть выросла стоимость проезда на участках М-3 в Калужской области. На нескольких отрезках расходы водителей даже уменьшились — в частности, речь идет о трассе М-12, где госкомпания ранее по поручению главы государства проанализировала экономику поездок и представила «предложения по определению оптимальных тарифов». Между тем вице-премьер Марат Хуснуллин анонсировал планы нарастить протяженность платных дорог по всей России втрое — до 10 тыс. км.
11111
Источник: Дмитрий Лебедев / Коммерсантъ

23 апреля на платных участках, находящихся в ведении «Автодора», начали действовать новые тарифы. Госкомпания объявила об этом накануне, скупо уточнив лишь, что средняя стоимость километра пути увеличена на 8% «в связи с инфляционным процессом». Поэтому «Ъ» взял на себя труд сравнить новые расценки с ранее действовавшими.

Максимальное подорожание проезда для легковых авто — на 25% — произошло на участках М-3 в Калужской области (124−194-й км), причем по будням: с 200 до 250 ₽.

По выходным цена вырастет на 10% — до 320 ₽ На М-4 тарифы выросли на 6−20%. Отметим, трасса «Дон» традиционно является лидером по сборам с водителей и одновременно самой загруженной магистралью. На участке М-4 21−93-й км (Подмосковье) тарифы подняли с 230 до 250 ₽ в будни, на участке 93−211-й км (Московская и Тульская области) — с 330 до 350 ₽. На обходе Воронежа индексация составила 20% (до 120 ₽), на Дальнем Западном обходе Краснодара — на 16,7% (до 350 ₽). Путь из Москвы до Краснодара по всей трассе теперь обойдется 3,6−4,7 тыс. руб. для владельца легковой машины в зависимости от дня недели и использования транспондера.

Менее всего индексация затронула трассу М-12.

Здесь цены выросли максимально на 7% на участке Москва—Электроугли (до 139 ₽), на остальных — в пределах 1−5%. На отрезках М-12 от Мурома, Владимира, Арзамаса до съезда на Иннополис цены даже упали на 0,2−3,6%. Цена поездки по всей трассе «Восток» не изменилась — от Москвы до Шали 4,99 тыс. руб. для легковой машины. На М-12 «Автодор» также допустил акцию в рамках программы лояльности, позволяющую получать двойные баллы за поездки (их можно обменять на скидку до 15%). В мае госкомпания собирается запустить программу абонементов для пользователей М-12, но детали неизвестны.

Отметим, что стоимость пользования трассой М-12 ранее стала предметом интереса президента Владимира Путина, который дал поручение правительству и госкомпании проанализировать экономику поездок и представить «предложения по определению оптимальных тарифов». В декабре в ходе прямой линии москвич Сергей Гвоздев-Карелин спросил главу государства, справедлив ли тариф на проезд по М-12 от Москвы до Казани, который, по словам собеседника президента, будет достигать 6 тыс. руб. (на тот момент трасса не была запущена целиком, цены не были известны). В середине марта «Автодор» доложил, что тарифы «дополнительно» проанализированы: они «экономически обоснованы для пользователей».

На ЦКАД цены выросли равномерно, в среднем на 14−15% на всех участках. На М-1 тариф на единственном платном участке увеличился на 13,3% — до 170 ₽. На М-11 от Солнечногорска до Твери цена увечилась на 12,5% (до 450 ₽ в будни), от Клина до Твери — на 20% (до 300 ₽ в будни).

Концессионер головного участка М-11 15−58-й км сезонно проиндексировал тариф еще 19 апреля (до Солнечногорска теперь проезд стоит на 7% больше — 1,4 тыс. руб. для легковой машины в час пик), в октябре цены вернутся на прежний уровень. На Северном обходе Одинцово тарифы будут повышены точечно с 1 июня, в частности, с 500 до 550 ₽ при поездках в Москву рано утром в будни.

В «Автодоре» во вторник напомнили, что доходы, полученные госкомпанией от сбора платы за проезд, направляются на содержание и ремонт дорог, а также на возврат привлеченных на создание магистралей инвестиций.

В 2023 году эти доходы выросли на 44,9%, до 80,18 млрд руб.— на 5 млрд руб. больше, чем планировалось. За счет сбора платы в 2024—2030 годах деньги из бюджета на содержание платных дорог не понадобятся (около 280 млрд руб.), отметил во вторник глава «Автодора» Вячеслав Петушенко.

Новые дороги нужно учиться строить активнее за счет внебюджетных средств, заявил вице-премьер Марат Хуснуллин, выступая во вторник на пленарном заседании Национального форума инфраструктурных компаний. В этой связи в новой программе дорожной деятельности «Автодора» до 2030 года (ее актуализация готовится по поручению президента), сказал он, планируется нарастить протяженность платных дорог с 3 тыс. до 10 тыс. км. Текущая стоимость проезда по платным дорогам позволяет более активно привлекать инвесторов в проекты, заявил помощник президента Игорь Левитин. В этом году, напомним, будут открыты новые платные дороги в Московской области (Мытищинская хорда и Южно-Лыткаринская автодорога), а также новый участок М-12 в Башкирии и Свердловской области (Дюртюли—Ачит).