Skoda Octavia TSI - открываем осенний сезон навигации

Увы, модельный век становится всё короче – максимум пять лет, и на пенсию. Skoda Octavia без особых изменений выпускается уже – четыре, но старушкой её не назовёшь, да и выглядит она ещё молодцом. Видно, что о заслуженном покое она даже не думает… Наоборот, молодится и снова рвётся в бой.


Увы, модельный век становится всё короче – максимум пять лет, и на пенсию. Skoda Octavia без особых изменений выпускается уже – четыре, но старушкой её не назовёшь, да и выглядит она ещё молодцом. Видно, что о заслуженном покое она даже не думает... Наоборот, молодится и снова рвётся в бой. Прямое тому доказательство продемонстрировано чехами на Парижском автосалоне, где они выставили на всеобщий показ обновлённую Октавию. Ей немного освежили внешность, добавили новые силовые агрегаты, облагородили интерьер... В общем, «Окта» получилась ещё привлекательнее, чем сейчас.

В странах Евросоюза в новом обличии она станет доступна с недели на неделю. У нас – в конце года, причём машины пойдут сразу калужские. А пока, чтобы нам с вами не было скучно ждать обновления, шкодовские инженеры подкинули сразу несколько сюрпризов. Первый – это штатная навигация, второй – новый мотор в линейке.
Начнём со второго.

Новый 160-лошадиный 1.8 TSI (в прошлом TFSI), оснащённый непосредственным впрыском и турбиной, на Октавию стали устанавливать в 2007 году. Но до нас этот мотор докатился только сейчас. И хорошо, что докатился. Честь ему и хвала. Хороший мотор. Трудяга. Забрав в линейке первенство даже у 2.0 FSI, он претендует на место самого тяговитого среди тех, что предназначены для «гражданских» бензиновых Октавий (заряженная RS с 2,0-литровой турбочетвёркой о 200 «лошадях» не в счёт).


TSI напористо и монотонно тащит уже с отметки 2000 об/мин. Вкусно и без надрыва, пару раз плавно уткнувшись в ограничитель на 6,2 тысячах, он способен разогнать 1400-килограммовый хэтч до первой сотни за 8,1 секунды. А потом без труда через оставшиеся передачи шестиступенчатой механической трансмиссии «дошвырнуть» его до скоростного «потолка» в 223 км/ч.

С новым мотором машина не напряжна, после нажатия на педаль газа она просто теряет вес, и при этом переизбытка тяги, как на обязывающей RS-ке, не чувствуется. Управляться с тягой легко и приятно, ведь диапазон максимального крутящего момента в 250 ньютон-метров лежит в пределах 1500-3500 об/мин. Передачи в коробке хоть и «растянутые», но ускорения... Закачаешься. Загородные обгоны с выездом на встречную полосу делать одно удовольствие. Да и средь каменных джунглей в «рваном» трафике мотор молодцом. Отклики на электронную педаль акселератора (Евро 4, однако) практически молниеносные, и традиционной ямы, благодаря практически безинерционной работе турбины, нет даже в помине.


Для «первой» Октавии по имени Тур (Tour) основой является платформа Volkswagen Golf IV, а вот второе поколение построено уже на базе Гольфа «пятого» (на ней стоят Audi A3, Volkswagen Touran, Caddy, Golf Plus и Seat Altea). Следовательно, от своего прародителя оно унаследовало увеличившиеся габариты и базу (+ 66 мм), а также более просторный салон. На «Окту» с Гольфа вместе с моторами «переползли» перепроектированный передний Мак Ферсон и задняя многорычажка (у Tour сзади полунезависимая Н-образная балка).


Повадками Октавия к своим родственным Гольфу и Джетте – очень близка. Подвеска ни жёсткая, ни мягкая. Плотная и чертовски энергоёмкая. Пики вертикальных ускорений она сглаживает очень достойно, но о профиле дороги и микрорельефе ты всё равно всегда в курсе. Кренится машина очень неохотно, и это даже не смотря на то, что на ней установлен пакет для плохих дорог (обеспечивает клиренс 140 мм), который включает в себя увеличенные по высоте пружины и амортизаторы с немного менее жёсткими характеристиками. На неостром руле всё то же почти эталонное усилие обратной связи с привкусом синтетики охотно запирающегося при активной рулёжке электроусилителя.

Безопасная электроника настроена как надо. Противозаносная система поперечные скольжения допускает весьма ощутимые, и вносит свои поправки в траекторию в наивысшей степени корректно. Степень её вмешательства прямо пропорциональна величине заноса. Это дорогого стоит! Автогурманы оценят. Причём двигатель по чём зря не «душится».


Внутри тоже всё чин по чину. Диапазоны регулировок рулевой колонки и сидений огромны, их профиль с ненавязчивой боковой поддержкой и жёсткость подобраны очень удачно. Напольная педаль газа и не слишком удобная длинноходная – сцепления – очередные «приветы» от Гольфа. По части акустического комфорта и вибраций в Октавии всё в порядке. На счёт вместительности – тоже. Багажник просторный, как-никак – 560 литров. Складывающееся по частям заднее сиденье можно «завалить», в этом случае объём грузового отсека увеличится до 1420 литров. Но если вам нужно перевезти какие-нибудь длинномеры, вроде лыж или чего-нибудь подобного, кресла складывать не обязательно, ведь посередине спинки есть небольшая «прорубь». Впрочем, пришло время рассказать о втором сюрпризе...


Навороченную мультимедию Columbus со встроенной «навигацией» для Шкоды делает Blaupunkt, интерфейс разрабатывал Siemens VDO. На российских «чешках» система стала доступна совсем недавно. Чем она примечательна? А тем, что радует 6,5-дюймовым сенсорным монитором, mp3-проигрывателем, тюнером и встроенным 30-гигабайтным сервером, часть памяти которого выделена под данные навигационной системы. Columbus работает с массой разнообразных периферийных устройств: посредством радиомодуля Bluetooth она способна «общаться» с телефонами, а через 3,5-мм вход AUX (выведен в центральный бокс) к ней можно подключить любой аудиоисточник. Кстати, музыкальные файлы позволяется проигрывать и загружать на сервер с SD-флэшки – слот для них предусмотрен на передней панели головного блока.

Навигационное программное обеспечение, разработанное американской Navteq, поддерживает различные режимы отображения маршрута, в том числе и трёхмерный вид «с высоты птичьего полета». Причём дежурная навигационная информация, вроде извещений о скорых перестроениях и поворотах, дублируется на небольшом дисплее MaxiDot, расположенном между спидометром и тахометром. Просто и наглядно.

Как и множество продвинутых навигаторов, Columbus имеет базу из полезных адресов (больницы, гостиницы, отели, сервисы) и способна прокладывать маршрут до точки «Б» в трёх вариантах. Пробки система пока не учитывает, но в будущем такая возможность появится. Интерфейс русифицирован только отчасти, пункты меню на английском, название улиц, конечно, русское, но набирается латиницей. Электронная девушка-помощница сквозь штатные динамики монолог тоже пока держит только на иностранных языках. Но это только пока. В самом ближайшем будущем софт русифицируют по полной программе, кроме того география городов, которые будут на российской карте, расширится. Сейчас есть Москва, Питер, и пара-тройка федеральных трасс. Обновление данных будет проходить не менее чем раз в год. Уж что-что, а нынешней карте это точно не помешало бы. Многих развязок и улиц, появившихся в Москве за последний год, Columbus, к сожалению, не видит.

Кстати, вместе с Россией на одном диске идут карты Австрии, Хорватии, Чехии, Дании, Эстонии, Финляндии, Германии, Греции, Венгрии, Италии, Латвии, Лихтенштейна, Литвы, Норвегии, Польши, Румынии, Словакии, Словении, Швеции, Швейцарии... В общем, это почти вся Европа, за вычетом Франции, Бенилюкса, Англии, Испании, Балкан и Португалии. Так что, если захотите отправиться в путешествие по Старому Свету со Шкодовской навигацией, можете смело отправляться. Цена вопроса – 14160 «деревянных», именно столько сейчас стоит загрузочный DVD-диск. Дороговато? Думается да. Но в представительстве утверждают, что в скором времени стоимость «болванки» снизится до 9970 рублей. Навигация устанавливается на все комплектации Octavia, кроме исполнения Classic. Причём доступна система в двух вариантах: более простом (55910 руб.) с акустической системой, включающей 4 спикера, и более навороченном (67785 руб.), включающем 12 динамиков. В последнем случае «голова» в дополнение ко всему будет оснащена цифровым эквалайзером. На нашей машине была установлена дорогая система, и качество звучания, надо сказать, она продемонстрировала выше всяких похвал. И локализация источников на «сцене», и широкий динамический диапазон, и атака, – всё это имеет место.

Это великолепие мы смогли вкусить в почти топовой комплектации Elegance (машина была чешская, но если такую заказать сейчас, она будет уже из Калуги), в которой и так есть почти всё, что душе угодно. Но на нашем борту было дополнительное оборудование, которое раздуло базовые для Элеганса 799 тыс. руб. до головокружительных 968757 руб. Дорого? А вы как хотели. Многие ругают Октавию в том, что «Дорого!», мол. Не вид, понимаешь. Не хватает породистых генов, и экспрессии в характере. Но я, к примеру, в очередной раз, столкнувшись лицом к лицу с фольксвагеновской «чешкой», причин, по которым она должна быть дешевле, не вижу! И если предыдущую Октавию ещё можно было назвать серой мышкой в силу скромного «инструментала» и простецкой отделки, то модель поколения второго таковой считать не могу.

Посудите сами. Поведение на дороге ничуть не хуже чем у Гольфа, управляемость и устойчивость настолько же надёжны. Качество исполнения на абсолютно таком же уровне. Исполнение интерьера (за некоторыми дизайнерскими отличиями) один в один: дорогой и качественный пластик, эталонная эргономика, широчайший набор отделок. Не думаю, что шкодовские потолочные ручки без силиконового микролифта смогут сильно уронить имидж марки и ощутимо снизить стоимость по отношению к прародителю. Оснащённость? Ничуть не уступает Фольксвагеновской. Признаться, линейка силовых агрегатов несколько уже, чем у «Фолькса» и Ауди. В ассортименте отсутствуют разве что малолитражные технологичные TSI с комбинированным наддувом. Но этот пробел скоро восполнят, поскольку на рестайлинговой версии мотор 1.4 TSI будет. Новая семиступенчатая DSG (её станут агрегатировать с 1.4 TSI и 1.8 TSI) тоже скоро появится (шестиступенчатая в паре с дизелями уже устанавливается).
Так что Octavia уже далеко не простушка. От Джетты и Гольфа её отделяют, пожалуй, лишь скучноватая зелёная подсветка приборов, потолочные ручки без силиконовой смазки в шарнирах, и несколько тысяч Euro (если сравнивать аналогичные комплектации). И всё. А! Ещё название! В остальном – это Volkswagen.

Но я бы себе за без малого миллион Октавию не взял, будь она даже отделанной золотом и блиллиантами. Не взял бы даже за 700 тысяч. За такие деньги есть масса других более привлекательных предложений одним–полутора классами выше. Пусть в них не будет такой оснащённости и гольфовского шасси. Так может оно и не надо? Зато это будет харАктерная либо чистокровная Япония, либо Германия. Всё в этом мире меняется. Материки, проделывая по паре сантиметров в год, плывут, китайцы наступают, кто-то поправляется, кто-то худеет... Так же как Volkswagen перестал быть «народным автомобилем», так и Skoda начинает терять связь с массами. Всё меняется.

Базовое оборудование исполнения Elegance, стоимость 799 000 руб.
Фронтальные подушки безопасности
Боковые подушки для передних седоков
Надувные подушки–занавески
Активные передние подголовники
ESP - включая MABS, ASR, EDS, HBA
Крепление под детское сидение ISOFIX
Ксеноновые фары
Омыватели фар с индикатором уровня жидкости Противотуманные фары
Обогрев форсунок стеклоомывателя
Электрорегулировка и подогрев зеркал заднего вида
Пакет для плохих дорог
Литые диски 6,5Jx16
Полноразмерное запасное колесо – стальной диск
Охлаждаемый бардачок
Поясничная поддержка для передних сидений с регулировкой по высоте пассажирского сидения
Подогрев передних сидений
Заднее сидение с подлокотником
Заднее сидение нераздельное, раздельные спинки
Боковые зеркала в цвете кузова
Сетки в багажном отделении
Задние брызговики
Держатель для очков
Задний датчик парковки
Пакет для курящих
Индикатор непристегнутого ремня безопасности водителя
Дисплей Maxi-DOT (на приборной панели)
Датчик внешней температуры
Центральный замок
Электростеклоподъёмники передние и задние с авторежимом
Климат-контроль с фильтром запахов
Малый кожаный пакет (рукоятка ручного тормоза, ручка КПП)
Бокс под сидением пассажира
Ресивер «Stream» (CD + mp3), дополнительно 4 динамика

Дополнительное оборудование, руб.
Электроприводной люк 28292
3-й подголовник сзади 855
Сиденья — сочетание ткани, кожзаменителя и кожи 23929
Мультимедийная система Columbus с навигацией + акустическая система, включающая 12 динамиков и цифровой эквалайзер 67785
Bluetooth-модуль для подключения телефона 8141
Дополнительное освещение Light Assistant (функции Coming Home, Tunnel Light), внутреннее зеркало заднего вида с затемнением, датчик дождя 6117
Система помощи подъёма в гору 2564
Механическая шторка на заднем стекле 2339
Система мониторинга давления воздуха в шинах 1709
Парковочные датчики передние и задние 10121
Круиз-контроль 5802
Окраска металлик 11830

Стоимость протестированного автомобиля 968757 руб. Стоимость загрузочного диска 14160 руб.