Skoda Octavia TSI - открываем осенний сезон навигации

Увы, модельный век становится всё короче – максимум пять лет, и на пенсию. Skoda Octavia без особых изменений выпускается уже – четыре, но старушкой её не назовёшь, да и выглядит она ещё молодцом. Видно, что о заслуженном покое она даже не думает… Наоборот, молодится и снова рвётся в бой.
content image for: 26932


Увы, модельный век становится всё короче – максимум пять лет, и на пенсию. Skoda Octavia без особых изменений выпускается уже – четыре, но старушкой её не назовёшь, да и выглядит она ещё молодцом. Видно, что о заслуженном покое она даже не думает... Наоборот, молодится и снова рвётся в бой. Прямое тому доказательство продемонстрировано чехами на Парижском автосалоне, где они выставили на всеобщий показ обновлённую Октавию. Ей немного освежили внешность, добавили новые силовые агрегаты, облагородили интерьер... В общем, «Окта» получилась ещё привлекательнее, чем сейчас.

В странах Евросоюза в новом обличии она станет доступна с недели на неделю. У нас – в конце года, причём машины пойдут сразу калужские. А пока, чтобы нам с вами не было скучно ждать обновления, шкодовские инженеры подкинули сразу несколько сюрпризов. Первый – это штатная навигация, второй – новый мотор в линейке.
Начнём со второго.

Новый 160-лошадиный 1.8 TSI (в прошлом TFSI), оснащённый непосредственным впрыском и турбиной, на Октавию стали устанавливать в 2007 году. Но до нас этот мотор докатился только сейчас. И хорошо, что докатился. Честь ему и хвала. Хороший мотор. Трудяга. Забрав в линейке первенство даже у 2.0 FSI, он претендует на место самого тяговитого среди тех, что предназначены для «гражданских» бензиновых Октавий (заряженная RS с 2,0-литровой турбочетвёркой о 200 «лошадях» не в счёт).

content image for: 26932


TSI напористо и монотонно тащит уже с отметки 2000 об/мин. Вкусно и без надрыва, пару раз плавно уткнувшись в ограничитель на 6,2 тысячах, он способен разогнать 1400-килограммовый хэтч до первой сотни за 8,1 секунды. А потом без труда через оставшиеся передачи шестиступенчатой механической трансмиссии «дошвырнуть» его до скоростного «потолка» в 223 км/ч.

С новым мотором машина не напряжна, после нажатия на педаль газа она просто теряет вес, и при этом переизбытка тяги, как на обязывающей RS-ке, не чувствуется. Управляться с тягой легко и приятно, ведь диапазон максимального крутящего момента в 250 ньютон-метров лежит в пределах 1500-3500 об/мин. Передачи в коробке хоть и «растянутые», но ускорения... Закачаешься. Загородные обгоны с выездом на встречную полосу делать одно удовольствие. Да и средь каменных джунглей в «рваном» трафике мотор молодцом. Отклики на электронную педаль акселератора (Евро 4, однако) практически молниеносные, и традиционной ямы, благодаря практически безинерционной работе турбины, нет даже в помине.

content image for: 26932


Для «первой» Октавии по имени Тур (Tour) основой является платформа Volkswagen Golf IV, а вот второе поколение построено уже на базе Гольфа «пятого» (на ней стоят Audi A3, Volkswagen Touran, Caddy, Golf Plus и Seat Altea). Следовательно, от своего прародителя оно унаследовало увеличившиеся габариты и базу (+ 66 мм), а также более просторный салон. На «Окту» с Гольфа вместе с моторами «переползли» перепроектированный передний Мак Ферсон и задняя многорычажка (у Tour сзади полунезависимая Н-образная балка).

content image for: 26932


Повадками Октавия к своим родственным Гольфу и Джетте – очень близка. Подвеска ни жёсткая, ни мягкая. Плотная и чертовски энергоёмкая. Пики вертикальных ускорений она сглаживает очень достойно, но о профиле дороги и микрорельефе ты всё равно всегда в курсе. Кренится машина очень неохотно, и это даже не смотря на то, что на ней установлен пакет для плохих дорог (обеспечивает клиренс 140 мм), который включает в себя увеличенные по высоте пружины и амортизаторы с немного менее жёсткими характеристиками. На неостром руле всё то же почти эталонное усилие обратной связи с привкусом синтетики охотно запирающегося при активной рулёжке электроусилителя.

Безопасная электроника настроена как надо. Противозаносная система поперечные скольжения допускает весьма ощутимые, и вносит свои поправки в траекторию в наивысшей степени корректно. Степень её вмешательства прямо пропорциональна величине заноса. Это дорогого стоит! Автогурманы оценят. Причём двигатель по чём зря не «душится».

content image for: 26932


Внутри тоже всё чин по чину. Диапазоны регулировок рулевой колонки и сидений огромны, их профиль с ненавязчивой боковой поддержкой и жёсткость подобраны очень удачно. Напольная педаль газа и не слишком удобная длинноходная – сцепления – очередные «приветы» от Гольфа. По части акустического комфорта и вибраций в Октавии всё в порядке. На счёт вместительности – тоже. Багажник просторный, как-никак – 560 литров. Складывающееся по частям заднее сиденье можно «завалить», в этом случае объём грузового отсека увеличится до 1420 литров. Но если вам нужно перевезти какие-нибудь длинномеры, вроде лыж или чего-нибудь подобного, кресла складывать не обязательно, ведь посередине спинки есть небольшая «прорубь». Впрочем, пришло время рассказать о втором сюрпризе...

content image for: 26932


Навороченную мультимедию Columbus со встроенной «навигацией» для Шкоды делает Blaupunkt, интерфейс разрабатывал Siemens VDO. На российских «чешках» система стала доступна совсем недавно. Чем она примечательна? А тем, что радует 6,5-дюймовым сенсорным монитором, mp3-проигрывателем, тюнером и встроенным 30-гигабайтным сервером, часть памяти которого выделена под данные навигационной системы. Columbus работает с массой разнообразных периферийных устройств: посредством радиомодуля Bluetooth она способна «общаться» с телефонами, а через 3,5-мм вход AUX (выведен в центральный бокс) к ней можно подключить любой аудиоисточник. Кстати, музыкальные файлы позволяется проигрывать и загружать на сервер с SD-флэшки – слот для них предусмотрен на передней панели головного блока.

content image for: 26932

Навигационное программное обеспечение, разработанное американской Navteq, поддерживает различные режимы отображения маршрута, в том числе и трёхмерный вид «с высоты птичьего полета». Причём дежурная навигационная информация, вроде извещений о скорых перестроениях и поворотах, дублируется на небольшом дисплее MaxiDot, расположенном между спидометром и тахометром. Просто и наглядно.

Как и множество продвинутых навигаторов, Columbus имеет базу из полезных адресов (больницы, гостиницы, отели, сервисы) и способна прокладывать маршрут до точки «Б» в трёх вариантах. Пробки система пока не учитывает, но в будущем такая возможность появится. Интерфейс русифицирован только отчасти, пункты меню на английском, название улиц, конечно, русское, но набирается латиницей. Электронная девушка-помощница сквозь штатные динамики монолог тоже пока держит только на иностранных языках. Но это только пока. В самом ближайшем будущем софт русифицируют по полной программе, кроме того география городов, которые будут на российской карте, расширится. Сейчас есть Москва, Питер, и пара-тройка федеральных трасс. Обновление данных будет проходить не менее чем раз в год. Уж что-что, а нынешней карте это точно не помешало бы. Многих развязок и улиц, появившихся в Москве за последний год, Columbus, к сожалению, не видит.

content image for: 26932

Кстати, вместе с Россией на одном диске идут карты Австрии, Хорватии, Чехии, Дании, Эстонии, Финляндии, Германии, Греции, Венгрии, Италии, Латвии, Лихтенштейна, Литвы, Норвегии, Польши, Румынии, Словакии, Словении, Швеции, Швейцарии... В общем, это почти вся Европа, за вычетом Франции, Бенилюкса, Англии, Испании, Балкан и Португалии. Так что, если захотите отправиться в путешествие по Старому Свету со Шкодовской навигацией, можете смело отправляться. Цена вопроса – 14160 «деревянных», именно столько сейчас стоит загрузочный DVD-диск. Дороговато? Думается да. Но в представительстве утверждают, что в скором времени стоимость «болванки» снизится до 9970 рублей. Навигация устанавливается на все комплектации Octavia, кроме исполнения Classic. Причём доступна система в двух вариантах: более простом (55910 руб.) с акустической системой, включающей 4 спикера, и более навороченном (67785 руб.), включающем 12 динамиков. В последнем случае «голова» в дополнение ко всему будет оснащена цифровым эквалайзером. На нашей машине была установлена дорогая система, и качество звучания, надо сказать, она продемонстрировала выше всяких похвал. И локализация источников на «сцене», и широкий динамический диапазон, и атака, – всё это имеет место.

Это великолепие мы смогли вкусить в почти топовой комплектации Elegance (машина была чешская, но если такую заказать сейчас, она будет уже из Калуги), в которой и так есть почти всё, что душе угодно. Но на нашем борту было дополнительное оборудование, которое раздуло базовые для Элеганса 799 тыс. руб. до головокружительных 968757 руб. Дорого? А вы как хотели. Многие ругают Октавию в том, что «Дорого!», мол. Не вид, понимаешь. Не хватает породистых генов, и экспрессии в характере. Но я, к примеру, в очередной раз, столкнувшись лицом к лицу с фольксвагеновской «чешкой», причин, по которым она должна быть дешевле, не вижу! И если предыдущую Октавию ещё можно было назвать серой мышкой в силу скромного «инструментала» и простецкой отделки, то модель поколения второго таковой считать не могу.

content image for: 26932

Посудите сами. Поведение на дороге ничуть не хуже чем у Гольфа, управляемость и устойчивость настолько же надёжны. Качество исполнения на абсолютно таком же уровне. Исполнение интерьера (за некоторыми дизайнерскими отличиями) один в один: дорогой и качественный пластик, эталонная эргономика, широчайший набор отделок. Не думаю, что шкодовские потолочные ручки без силиконового микролифта смогут сильно уронить имидж марки и ощутимо снизить стоимость по отношению к прародителю. Оснащённость? Ничуть не уступает Фольксвагеновской. Признаться, линейка силовых агрегатов несколько уже, чем у «Фолькса» и Ауди. В ассортименте отсутствуют разве что малолитражные технологичные TSI с комбинированным наддувом. Но этот пробел скоро восполнят, поскольку на рестайлинговой версии мотор 1.4 TSI будет. Новая семиступенчатая DSG (её станут агрегатировать с 1.4 TSI и 1.8 TSI) тоже скоро появится (шестиступенчатая в паре с дизелями уже устанавливается).
Так что Octavia уже далеко не простушка. От Джетты и Гольфа её отделяют, пожалуй, лишь скучноватая зелёная подсветка приборов, потолочные ручки без силиконовой смазки в шарнирах, и несколько тысяч Euro (если сравнивать аналогичные комплектации). И всё. А! Ещё название! В остальном – это Volkswagen.

Но я бы себе за без малого миллион Октавию не взял, будь она даже отделанной золотом и блиллиантами. Не взял бы даже за 700 тысяч. За такие деньги есть масса других более привлекательных предложений одним–полутора классами выше. Пусть в них не будет такой оснащённости и гольфовского шасси. Так может оно и не надо? Зато это будет харАктерная либо чистокровная Япония, либо Германия. Всё в этом мире меняется. Материки, проделывая по паре сантиметров в год, плывут, китайцы наступают, кто-то поправляется, кто-то худеет... Так же как Volkswagen перестал быть «народным автомобилем», так и Skoda начинает терять связь с массами. Всё меняется.

Базовое оборудование исполнения Elegance, стоимость 799 000 руб.
Фронтальные подушки безопасности
Боковые подушки для передних седоков
Надувные подушки–занавески
Активные передние подголовники
ESP - включая MABS, ASR, EDS, HBA
Крепление под детское сидение ISOFIX
Ксеноновые фары
Омыватели фар с индикатором уровня жидкости Противотуманные фары
Обогрев форсунок стеклоомывателя
Электрорегулировка и подогрев зеркал заднего вида
Пакет для плохих дорог
Литые диски 6,5Jx16
Полноразмерное запасное колесо – стальной диск
Охлаждаемый бардачок
Поясничная поддержка для передних сидений с регулировкой по высоте пассажирского сидения
Подогрев передних сидений
Заднее сидение с подлокотником
Заднее сидение нераздельное, раздельные спинки
Боковые зеркала в цвете кузова
Сетки в багажном отделении
Задние брызговики
Держатель для очков
Задний датчик парковки
Пакет для курящих
Индикатор непристегнутого ремня безопасности водителя
Дисплей Maxi-DOT (на приборной панели)
Датчик внешней температуры
Центральный замок
Электростеклоподъёмники передние и задние с авторежимом
Климат-контроль с фильтром запахов
Малый кожаный пакет (рукоятка ручного тормоза, ручка КПП)
Бокс под сидением пассажира
Ресивер «Stream» (CD + mp3), дополнительно 4 динамика

Дополнительное оборудование, руб.
Электроприводной люк 28292
3-й подголовник сзади 855
Сиденья — сочетание ткани, кожзаменителя и кожи 23929
Мультимедийная система Columbus с навигацией + акустическая система, включающая 12 динамиков и цифровой эквалайзер 67785
Bluetooth-модуль для подключения телефона 8141
Дополнительное освещение Light Assistant (функции Coming Home, Tunnel Light), внутреннее зеркало заднего вида с затемнением, датчик дождя 6117
Система помощи подъёма в гору 2564
Механическая шторка на заднем стекле 2339
Система мониторинга давления воздуха в шинах 1709
Парковочные датчики передние и задние 10121
Круиз-контроль 5802
Окраска металлик 11830

Стоимость протестированного автомобиля 968757 руб. Стоимость загрузочного диска 14160 руб.