Сколько сказок окружает подержанные автомобили, привезенные из Японии! Впору издавать их отдельным разделом в сборнике «Мифы современности». Попробуем?
Как такового автомобильного рынка в Японии нет. Гражданам запрещено продавать подержанные машины друг другу, и их путь только к дилерам. Дальше более-менее живые автомобили попадают на аукционы. А вот у проблемных экземпляров (битые, с большим пробегом) вариантов будущего гораздо больше. В массе своей они находят пристанище на стоянках-площадках, откуда после «подшаманивания» идут на экспорт. Стоянки эти в основном держат пакистанцы. А о том, какие чудеса происходят в этих отстойниках, ходят легенды. Известны случаи, что там снимается с внедорожника мост с блокировкой и взамен ставится пустой. При этом предприимчивые пакистанцы не заморачиваются совпадением передаточных чисел в обоих мостах.
Второй путь у аварийного автомобиля – на разборку, в так называемые «скрабы» – магазины агрегатов. Оттуда попадают на наш и другие рынки запчасти, называемые «контрактными». Третий путь – под пресс – ждет только те экземпляры, с которых и снять уже особо нечего. То есть завязанные в узел после аварий или ушатанные «в хлам».
ПЛАТА ЗА БИОГРАФИЮ
Аукцион аукциону рознь. Но в любом случае за аукционную машину просят больше, чем за продаваемые на стоянках. Потому что чистая биография стоит денег. Вся подноготная машины отражается в аукционном листе. Кто был владельцем – частное лицо или прокат, дата окончания сякена (техосмотра), состояние кузова, салона, покрышек. На торги машины выставляются с честным пробегом. Ведь за скручивание одометра предусмотрено уголовное наказание. Да и не стыкуется данная операция с менталитетом японцев. К тому же пробег фигурирует и в страховых документах, и в компьютерах сервисных станций, так что его особо не скроешь. Аукционные машины получают оценки после тщательного изучения экспертом всех бумаг и детального осмотра самого автомобиля. Но в зависимости от аукциона возможны небольшие различия в оценках. К тому же верить им безоговорочно не стоит. Например, из-за незакрепленной клеммы на аккумуляторе стартер щелкает, а мотор не запускается. Оценщик ставит низшую цифру 1 – имеются серьезные повреждения. Соответственно и цена такого лота минимальна.
Есть мнение, что, поскольку в Японии очень жесткие требования к техосмотру, владельцы скрупулезно посещают сервисные станции. Делают регулярные плановые ТО и в целом не экономят на обслуживании. Но, как говорится, «в действительности все не так, как на самом деле». Случается, что на машине с пробегом тысяч 70 масляный щуп еле вытаскивается – прикоксовался. При этом такой с роду необслуживаемый экземпляр может щеголять хорошим дорогим тюнингом.
Еще в Стране восходящего солнца не принято поддерживать чистоту в салоне. Сплошь и рядом на аукцион выкатывается автомобиль с прожженным сигаретами салоном, весь усыпанный пеплом и залитый напитками. Это скорее норма, чем исключение.
ГЛАМУРНЫЙ ТЮНИНГ
В Японии поездить на внедорожнике где хочешь нельзя. Добро пожаловать в специально отведенные места и полигоны. Нетрудно догадаться, что в целом сложности с использованием внедорожного потенциала способствуют хорошей сохранности проходимцев.
Бывает, что к нам попадают тюнингованные, на первый взгляд серьезно заряженные внедорожники, мелькавшие на страницах популярного японского каталога «4х4». На поверку они оказываются «сырыми» в плане переделок. То есть на них установлен фирменный тюнинг-комплект, и все. Никакого усиления, сварки, все на крепеже, все «обратимо». Все можно легко демонтировать и вернуть штатную конструкцию. В результате при встрече с реальным бездорожьем нередки фиаско этих «тюнинговых решений». Например, трещины в крепком, не гнилом кузове под 15-сантиметровой проставкой боди-лифта. В общем, тюнинг этот больше пафосный, чем по делу.
ПЕРЕПЛАТА ЗА СПОКОЙСТВИЕ
Напоследок о самом интересном. О ценах. Действительно хорошая машина обойдется с доставкой в центральную часть РФ чуть ли не дороже, чем леворульный аналог. Вот совсем свежий пример. Honda CR-V 2002 года выпуска с левым рулем в Москве в среднем стоит $22–23 тысячи. Такая же Honda, но с правым рулем, «на круг» обошлась покупателю в $25 тысяч. Но она была с реальным пробегом 30 тыс. км и идеальным кожаным салоном. Причем он не платил посредникам, поскольку лично покупал эту CR-V на аукционе. Можно сказать, что такая переплата авансировала беспроблемную будущую эксплуатацию.
КОНСТРУКТОР ДЛЯ ВЗРОСЛЫХ
Хотелось бы отметить еще один момент. Несмотря на дороговизну таможенных пошлин на машины старше семи лет, существует способ уменьшить затраты. Называется это ввоз «конструктором». То есть под имеющиеся документы, скажем, на старую Toyota Land Cruiser 60 ввозится Land Cruiser 80. Соответственно растаможиваются кузов отдельно, двигатель отдельно. Потом в имеющемся ПТС оформляется замена номерных агрегатов и все собирается обратно. Кстати, так ввозят не только семилетки.
То, что привозится для продажи в Россию не с аукционов, это дешево купленные машины там, уже изрядно побитые жизнью. На Дальнем Востоке функционирует целая индустрия придания свежего вида потрепанному авто. Ну а поддельные аукционные листы и скрученные пробеги это просто проза жизни.
ТАНДЕМНАЯ ЛОГИСТИКА
Тут еще хотелось бы рассказать про доставку машин из Японии в центральную часть РФ. Самый дешевый и сердитый способ – «самогон». Казалось бы, что такого. Подумаешь, ну прибавится пробег на пять–семь тысяч километров. Но федеральная трасса «Амур» – не дорога, а направление. Яма на яме, пыль столбом, топливо из бочек. К тому же логистики-перегонщики частенько цепляют к первой машине вторую на жесткую сцепку. И таким тандемом несутся по «федералке» с очень приличными скоростями. А почему бы не нестись, если ГАИ там нет вовсе. Да и поговорка «закон–тайга» не потеряла своей актуальности. Также существует способ доставки железной дорогой и на кораблях до черноморского побережья. Но эта транспортировка становится все дороже. Например, за перевозку небольшого внедорожника из Владика до Москвы железной дорогой придется заплатить по минимуму 54 тыс. руб.
Отношение к правому рулю у нас заметно отличается по регионам. Как бы то ни было, спрос на внедорожники с таким рулем есть. Ведь на трассе высокая посадка частично компенсирует неудобства при обгонах, а на бездорожье вообще все равно, с какой стороны руль, был бы автомобиль хороший.