Детская мечта. Знакомимся с экзотикой марки Nissan

Я как Алиса в Стране чудес: могу идти во все стороны и делать всё, что захочется! Промчать на суперкаре, который для всех останется яркой фантазией с подиума, попробовать на вкус «гоночное электричество» или попытаться отправить в занос городской автобус

В возрасте 8 лет я получил в подарок свой первый «автокаталог» — толстую книгу с кучей фотографий машин и описаниями к ним. По этому альбому я учил названия казавшихся такими далёкими автомобилей: то хаотично открывая страницы наугад, то методично рассматривая модельный ряд какой-то одной марки. Но разве мог я тогда мечтать, что когда-то окажусь в месте, где будут собраны вместе все машины одной компании? Как на страницах того каталога, только наяву. И вот детская мечта сбывается: я на глобальной тусовке компании Nissan, которая называется Nissan 360. Этот производитель отлично подходит для подобной задачи: у японцев в портфеле три бренда с массой моделей и охват всех основных рынков мира.

content image for: 43527

Я как Алиса в Стране чудес — могу идти во все стороны и делать практически всё, что захочется! Промчать на суперкаре, который никогда не будет серийным и для всех останется лишь яркой фантазией с подиума, размять безумными перегрузками шею в правом кресле болида FIA GT, попытаться отправить в занос городской автобус, попробовать на вкус «гоночное электричество», довериться программному коду беспилотного автомобиля, посоревноваться в слаломе на спорткарах и промчать на чертовски быстрых «джитиарах». Мало? Тогда добавим сюда вождение электрического грузовика, знакомство с миром кеи-каров (слышали о таких?), беседу с самим главой Nismo и купание в ледяном Тихом океане для полноты ощущений. Всё это — крупнейший фестиваль компании Nissan.

content image for: 43527

Тусовка Nissan 360 посвящена празднованию 80-летия компании Nissan. Местом её проведения избрали бывшую военную авиабазу Эль Торо, которая находится близ города Ирвайн в южной Калифорнии. Это окружённое горными хребтами огромное поле с километрами «взлёток» и сотнями гектаров парковочных площадей для авиатехники. При желании здесь можно знатно повеселиться — недаром это место использует для своих съёмок американская редакция Top Gear. Но, помимо покатушек, мероприятие включает и деловую часть, не менее интересную. Ведь в нём участвуют топ-менеджеры, дизайнеры и инженеры брендов Nissan, Infiniti и Datsun. Масштаб поражает: сюда привезли все модели (64 штуки) для всех мировых рынков (160 стран), а тематики выступлений и презентационных площадок не переставали сменять друг друга. Поэтому я поделю свой рассказ на несколько глав.

Электромобили

Ещё недавно все наперебой рассуждали о том, что электромобили есть будущее. Данный тезис устарел — это уже настоящее. Nissan Leaf стал самой успешно продающейся «электричкой» в мире: с 2010 года покупателям передано более 75 тысяч «листочков». Пусть ни один из них не припаркован около вашего дома, но поверьте: мир начинает принимать электромобили. Калифорния, где проходило мероприятие, просто кишит люксовыми электроседанами марки Tesla, а предвестники чисто электрических транспортных средств — гибриды — уже даже в нашей стране не относятся к разряду экзотики. Создав Leaf, Nissan продолжает электрические изыскания. Вектор самых свежих исследований в этой сфере раздвоился в сторону спорта и коммерческих перевозок.

content image for: 43527

Заводское спортивное отделение Nismo создало гоночный Leaf Nismo RC, чтобы доказать нам, что электричеству есть место даже на треке. Лучший способ убедиться — проверить, на что способен гоночный Leaf, самому. Поэтому перекидываю по очереди все конечности через крестовину каркаса, защёлкиваю многоточечные ремни и хватаюсь за маленькую спортивную «баранку». Щелчок тумблером трансмиссии (выглядит он как выключатель света в вашем сарае на даче), утапливаю короткоходный акселератор и... Я могу понять, почему всё происходит так быстро, но с бесшумностью смириться непросто — из звуков слышен лишь оглушительный грохот мелких камешков о голые колёсные арки.

content image for: 43527

Динамика как таковая не поражает — 6,75 с до сотни. Ведь тут стандартный электромотор от серийной модели, который выдаёт те же 107 «лошадей» и немного больше тяги: 280 Н·м против 260. Но гоночный автомобиль весит меньше тонны, что в полтора раза меньше гражданского! Вся тяга доступна с первой секунды нажатия на «газ» — это можно сравнить с резким стартом тележек аттракциона «американские горки». Правда, после 80 км/ч интенсивность разгона перестаёт удивлять, так как передача в трансмиссии единственная. Следующий шок ждёт в поворотах: лёгкая машина на «сликах» и с очень низким центром тяжести (спасибо компоновке электрических агрегатов) делает фразу «картинговая управляемость» очень точной — это настоящая, безо всяких скидок, боевая машина. Просто на батарейках.

content image for: 43527

Классная машинка, задорная! Значит, ждём монокубок? К сожалению, всё не так просто. Глава Nismo Джерри Хардкасл рассказал мне, что проблем сразу несколько. Во-первых, на гоночных трассах отсутствует инфраструктура для зарядки большого количества аккумуляторов. Возможно, разработчики скоро сделают блок батарей сменным, чтобы на квалификацию и гонку можно было использовать по отдельному комплекту. Вторая проблема: понравятся ли зрителям бесшумные гонки? Но если они будут проходить по улицам городов, то недостаток обернётся преимуществом, тем более, что не очень скоростные городские трассы больше подходят возможностям Leaf RC. Пока что построено 8 прототипов, на которых ниссановцы испытывают технологии и одновременно подогревают публику. Мне понравилось, поэтому я искренне желаю команде Джерри успеха и перехожу к следующей «электричке».

content image for: 43527

Концепт-кары завораживают — в них фантазия, будущее, технологии. Жаль только, что большинство из них способны лишь стоять, замерев, с непрозрачными стёклами. Но некоторым везёт больше, и такие машины превращают в тест-кары. Такова судьба, например, концепта Infiniti Emerg-E — помните его на прошлогоднем автосалоне в Женеве? Машин сделано как минимум две: одну, поопрятнее, мы видим на выставках, а вторая исполнена более сурово, но зато способна ездить. И как! Здесь 400 электрических скакунов, поддержкой которым выступает трёхцилиндровый ДВС — мотор-генератор без прямой связи с колёсами.

content image for: 43527

Не будем судить об управляемости и прочих свойствах этой машины — она никогда не пойдёт в серию, и поэтому над этим здесь никто не трудился, несмотря на то, что в основе лежит купе Lotus Evora. А вот силовая установка — вещь! Ускорение (4 секунды до сотни) неумолимое и очень линейное, а тяги столько, что провернуть широченные задние шины не представляет никакого труда. По замыслу конструкторов, максимум способностей суперкар должен показывать на чистом электричестве, а двигатель внутреннего сгорания выполняет функцию только лишь увеличения запаса хода. Посмотрим, как быстро Infiniti созреет с серийной моделью, тем более что конкуренты в лице Audi R8 e-tron и Mercedes-Benz (электрический SLS AMG) держат руку на пульсе.

Коммерческий транспорт

Но куда более жизненное применение электрическим технологиям нашлось в сфере коммерческого транспорта. Грузовики на такой тяге могут делать свою работу даже ночью, не беспокоя жителей спальных районов и не загрязняя воздух. Мне удалось попробовать пару таких машин. Сначала за руль концептуального трудяги e-NT 400. На первый взгляд, удивительно, но в нём почти без изменений используется серийная силовая установка от Leaf, только с увеличенными батареями. Грузовичок удивил двумя вещами: бесшумностью (ну где дизельный треск?) и динамикой: на скоростях до шестидесяти запас тяги даже избыточный для такого типа транспорта. Скорее всего, цивилизованному миру вскоре посчастливится получать грузы, доставленные такими машинами.

content image for: 43527

content image for: 43527

А вот фургончик e-NV 200 Van уже утверждён в качестве серийной машины. По сути, это обычный NV 200 с начинкой от Leaf. Она отлично подходит фургону: с моментальной тягой электромотора водитель будет чувствовать себя в потоке не менее комфортно, чем на легковушке, а быстрая зарядка на 80% через специальную станцию (коммерческие пользователи точно не станут на такой экономить) занимает всего полчаса. При этом дальность пробега на «полном баке» составляет достаточные для города 160 км. Автомобиль появится на улицах японских и европейских городов уже в следующем году. Для развлечения я порулил и обычной коммерческой техникой — малотоннажными грузовиками и автобусами. Главное впечатление человека, никогда не управлявшего машинами таких категорий: лёгкость обращения с техникой. Оказывается, это ничуть не сложнее, чем водить малолитражку.

Спорткары

content image for: 43527

Конечно, главная спортивная икона Nissan — суперкупе GT-R. Был там такой, а в компанию ему дали английский «конструктор» Juke R. На обеих машинах я уже ездил и делился впечатлениями в статье Джитиар и Джукиар. А вот прокатиться на недоступных на нашем рынке «зетках» — это интересно! На слалом-трассу ниссановцы выкатили три модификации 370Z: родстер с автоматом, а также два механических купе, одно из которых имело заветную приставку Nismo. Все трое порадовали очень цельным характером: вне зависимости от версии, это удобный, эффектный и быстрый автомобиль. Как жаль, что он не продаётся у нас, ведь в той же Германии «зетка» лишь на пару тысяч евро дороже кроссовера X-Trail.

content image for: 43527

А ведь 370Z — это задний привод и 328 сил. Плюс дерзкая внешность, оригинальный салон, серьёзные тормоза. Короткий тест-драйв подтвердил, что я не зря вздыхал об этой машине: рулится чётко, тормозит стабильно, разгоняется напористо и с правильным «саундтреком». Удивила автоматическая 7-ступенчатая коробка, которая работает очень шустро и здорово угадывает с передачами даже в боевом режиме. А вот 6-ступенчатая механика, наоборот, немного расстроила — ход рычага великоват, а избирательность не самая лучшая. Причём этот недостаток есть и в более злой Nismo-версии, которая, помимо прочего, оснащена трансмиссией со сближенными числами передач. Помимо этого, она отличается более жёсткой подвеской, спортивным выпуском (какой звук!) и другой программой управления двигателем (отсюда — 350 сил), а также колёсными дисками марки Rays, стайлинг-штрихами и более злыми тормозными колодками. Вроде изменений чуть, но как же не хочется вылезать из-за руля этого белого купе!

content image for: 43527

Впрочем, его соплатформенники из семейства Infiniti тоже оказались не промах. Двухдверки Q60 IPL Coupe и Q60 IPL Convertible (на нашем рынке это модели линейки G) тяжелее, массивнее и дороже выглядят и тем самым создают впечатление пижонских прогулочных купе. Да, это так, особенно в случае с открытой машиной. Но и бодрая езда им тоже не чужда: всё тот же ниссановский VQ37VHR в 350-сильном исполнении легко тянет лишние килограммы дорогой кожи и алюминия, обязательных для версий Infiniti Performance Line. Последнее обозначение значит для люксового бренда примерно то же, что и Nismo для Nissan, и в России такие автомобили Infiniti пока не продаются. К сожалению.

Городские автомобили

content image for: 43527

А вот и новый Note, который приглянулся мне ещё на своей женевской премьере. Сюрприз: поставлять новое поколение к нам не планируют. Поэтому интересно узнать, много ли мы потеряли. На первый взгляд — да: предыдущая генерация неплохо ехала, а нынешняя ещё и здорово выглядит. Но в деле «енот» разочаровал. Я попробовал версию с новым компрессорным 3-цилиндровым 1.2 о 98 силах: моторчик неплохо ускоряет машину с малых скоростей, но очень уж быстро сдувается, и тогда динамика становится бледной. Да и в целом автомобиль кажется немного несобранным: органы управления ватные, коробка передач невнятная. И пусть предыдущий выглядел не так круто, но ехал намного честнее! Похоже, что, нарисовав симпатичный дизайн, ниссановцы решили не особенно трудиться над настройкой железа. Прощаюсь без сожаления и подхожу к чудо-зверю по имени Dayz Highway Star.

content image for: 43527

Никогда не слышали об этой модели? Ничего удивительного, ведь она относится к категории кеи-каров (kei-car или K-car, от японского keijidosha — лёгкий автомобиль), популярных только у себя на родине в Стране Восходящего Солнца. Это класс сверхкомпактов длиной до 3,4 метра с атмосферными и турбированными двигателями объёмом до 660 кубических сантиметров — на такие машинки в Японии распространяются налоговые и парковочные льготы, что делает их популярными. Но есть в них и ещё кое-что: почти все модели (а такие есть практически у всех местных производителей) можно описать словом «прикольный». Например, Dayz Highway Star хочет казаться солидной машиной, возможно, он даже видит себя внедорожником или минивэном. Но как же смешно он едет! Мотора нет. В принципе. Все прочие положения педали газа кроме «нажато» и «отпущено» просто не имеют смысла — 49 пожилых пони еле толкают стильную коробочку вперёд сквозь прожорливую до тяги вариаторную трансмиссию. Что там в конструкции подвески, я даже боюсь предположить, но не удивлюсь, если вместо стоек стаканчики с желе, а роль стабилизаторов поперечной устойчивости играют палочки для еды.

content image for: 43527

После такого тест-драйва я не могу без улыбки подойти ко второму кеи-кару по имени Moco. Этот даже не пытается косить под взрослого и пытается подкупить образом смешного щенка. Задорный окрас, большие фары-глаза и уши-зеркала — не хватает лишь высунутого из воздухозаборника бампера языка. Внутри Moco тоже непрост: сиденья и двери обиты коричневой тканью с каким-то ретро-узором, а передняя панель выполнена из белого пластика с перфорацией точками. Здесь уютно, несмотря на дешевизну материалов. Но как Moco едет! Турбомоторчик имеет уже 64 силы и куда больше момента, а подвеска зажата и лучше настроена. Перед нами совсем другая машина, на которой одно удовольствие шустрить в городе. Вроде бы, у Dayz тоже есть наддувная версия, но проверить, насколько она хороша, возможности не было. После этой поездки я стал понимать японцев, которые массово ездят на таких нелепых для нас машинках. Они вполне способны дарить радость от вождения, внутри куча места, а дизайн поднимает настроение всякий раз, как на них смотришь.

Технологии автономного вождения

content image for: 43527

Компания Nissan охотно инвестирует в разработки в области автономного вождения и гордо демонстрирует свои достижения. Идея в том, что когда-нибудь (цель Nissan — 2020 год) машины научатся безопасно передвигаться в полностью беспилотном режиме. Для этого необходимо наладить не только беспроводную коммуникацию между ними и дорожной инфраструктурой, но и технологии безопасной ориентации в пространстве. Причём основную ставку японская компания делает именно на последние, так как это даёт беспилотной концепции максимум независимости. Перед нами несколько «электричек» Leaf, которые для невооружённого глаза выглядят вполне обыденно. Но если присмотреться, то можно заметить тонированные окошки в переднем и заднем бамперах, а также задних дверях. За ними прячутся сканирующие местность лазерные сенсоры, на сигналы которых опирается электроника автопилота. Лазерные дальномеры постоянно мониторят обстановку вокруг, а передняя и задняя камеры дополняют картину происходящего в электронном мозгу автомобиля. Распознаётся всё, что имеет значение для принятия решений о движении: знаки, пешеходы, другие автомобили, разметка.

content image for: 43527

Активировав автономный режим, инженеры продемонстрировали, как это должно работать. Тестовый Leaf без какого-либо участия своих пассажиров нашёл свободное место на парковке, припарковался, после чего миновал пару перекрёстков, соблюдая приоритеты движения, и направился на магистраль. Четырёхколёсный киборг самостоятельно распознавал и опережал более медленный автомобиль в своей полосе, уступал перед манёвром дорогу приближающемуся сзади более быстрому и даже объезжал манёвром «переставка» резко «выскочившего» на дорогу манекена. Вылезая из машины, я подумал: как хорошо, что 2020 год наступает не завтра. А если серьёзно, то для внедрения технологии в повседневную жизнь компании Nissan помимо решения технологических задач предстоит получить массу административных согласований и провести серьёзную пропагандистскую работу. Чтобы не становилось вот так вот жутковато, как мне в тот день на аэродроме Эль Торо.

Автор: Дмитрий Ласьков
Фотографии автора

Дмитрий Ласьков