Испания, узкая извилистая полоска серпантина близ Барселоны, рёв 180-сильного мотора, усиленный отвесными скалами, чёрные следы от шин в медленных «шпильках», запах разгорячённых тормозов и логотип SEAT на руле. Дежавю! Почти три года назад в таких же условиях мы тестировали «заряженный» хэтчбек Ibiza Cupra, но тогда модель так и не добралась до нашего рынка. И вот — вторая попытка. На этот раз — с обновлённой версией и уже под крылом российского представительства концерна Volkswagen.
Наиболее разительные изменения Ibiza Cupra претерпела спереди — дизайнеры «перевернули» трапециевидный воздухозаборник в переднем бампере, добавили углов решётке радиатора и придали злости оптике, которая получила светодиодные секции дневных ходовых огней. Мордашка стала агрессивнее, но лишилась изюминки. А вот корма не изменилась совсем — разве что в правом нижнем углу двери багажника появился клетчатый флажок логотипа Cupra, недвусмысленно намекая на гоночные амбиции испанского хэтчбека.
Прежним остался и силовой агрегат. 180-сильный мотор объёмом 1,4 литра оснащён двойным наддувом — механическим компрессором (работает до 3500 об/мин) и турбиной. Крутящий момент (250 Нм в диапазоне 2000-4500 об/мин) передаётся на переднюю ось посредством семиступенчатого «робота» DSG. В итоге 1259-килограммовый SEAT достигает 100 км/ч всего за 6,9 секунды и может разогнаться до 228 км/ч. Любопытно! Ведь до обновления Ibiza Cupra тратила на спринт «0-100» на 0,3 секунды больше, а максимальная скорость была ниже на 3 км/ч. Даже расход топлива у рестайлинговой машины упал на 8%. Магия?
Этот вопрос на презентации был самым актуальным, но оказалось, что дело лишь в изменённых настройках коробки DSG. Под это определение можно причесать что угодно — от электронного блока управления до других передаточных чисел. Однако детальную информацию выудить не удалось — на тест-драйве не было ни одного инженера, отвечающего за SEAT Ibiza Cupra. Что ж, скорее за руль — может, что-то поменялось на ходу?
Сам руль здесь, кстати, тоже слегка иной — немного изменили оформление глянцевыми вставками. А вот логотип — старый, хотя новый Leon уже щеголяет стилизованной буквой S, рассечённой одной линией, а не двумя. Кроме того, обновили аудиосистему и дверные панели, а место «навигации» TomTom с крохотным дисплеем заняла система Navigon с пятидюймовым экраном и протоколом Bluetooth. Причём она может работать и автономно — независимо от того, подключена ли она к своему разъёму или нет.
Заменили и передние кресла. Выглядят они классно, спору нет — валики боковой поддержки украшены перфорированной кожей и контрастными вставками из синтетического материала. Увы, сиденье всё время хочется опустить пониже, а «объятия» оказались недостаточно плотными — на горных дорожках болтаешься влево-вправо. Зато к разгону нет ни малейших претензий — Ibiza Cupra срывается с места, как ошпаренная, а звук выпускной системы оказался неожиданно громким и «басовитым», что лишь подчёркивает ощущения от динамики.
Неизвестно, что там поменяли в DSG, но поведение «робота» практически не изменилось — он, как и раньше, активно подсовывает седьмую ступень, стоит приотпустить педаль акселератора, и не шибко стремится подтыкать пониженные передачи при плавных разгонах. Вот она — борьба за расход топлива! Однако всё это мы замечали и раньше. К счастью, в спортивном режиме DSG работает так хорошо, что в подрулевых «лепестках» нет никакой необходимости. И только в пробках «робот» по-прежнему досаждает грубоватой работой, когда ему приходится постоянно тыркаться на первых двух передачах.
Кажется, все ингредиенты «хот-хэтча» присутствуют — мощный и тяговитый мотор, относительно скромная масса, шустрый «робот» и громкий «выхлоп». Но в ходе поездки я и коллега задумались совсем не о том, откуда взялись те самые доли секунды и километры в час в характеристиках. Куда делись злость и задор? Почему на прежней Ibiza Cupra мы без устали носились по серпантинам туда-обратно и остановились лишь тогда, когда капитулировали опциональные тормоза с четырёхпоршневыми суппортами AP Racing, а сейчас ни разу не развернулись и следовали строго по маршруту? Почему нет главного — огонька, пробуждавшего улыбку на лице?
«Баранка», кстати, стала более «синтетической» — усилие оптимально, но ощущение «живости» пропало. А в крутых поворотах заметна недостаточная поворачиваемость — Ibiza Cupra упрямится и пытается уехать наружу. Не помогает и электронная имитация блокировки дифференциала XDS. Стали чуть менее агрессивными её настройки, чтобы поберечь тормоза? Клиренс Cupra уменьшен на 10 мм по отношению к обычным Ibiza, на 15% стали жёстче пружины, а ещё для Cupra подобрали «свои» задние амортизаторы (передние — как у FR) и сайлент-блоки. Но на малом ходу заметно трясёт, хотя с ростом скорости ситуация улучшается — энергоёмкости хватает, а машина не спрыгивает с траектории на неровностях.
Главная претензия — к шумоизоляции. «215-е» шины Bridgestone Potenza RE050A исправно докладывают о своём существовании шорохом на шершавом асфальте, а рёв выпускной системы, радовавший нас в течение первых 10 минут поездки, потом начинает утомлять — громкость соседствует с неприятным тембром. Придирки? Брюзжание? Отнюдь! Мы очень любим «заряженные» хэтчбеки, когда получаем дивиденды в виде удовольствия от вождения. А по статистике 42% покупателей SEAT Ibiza Cupra — это люди младше 29 лет, которым важен дизайн, имидж и характеристики. Видимо, характер машины для них на втором плане.
Если так, то у SEAT Ibiza Cupra есть все шансы — она действительно ярко выглядит и быстро едет. Остановить активную молодёжь могут только цены, которые в Европе начинаются почти с 24 тысяч евро. А у нас даже 150-сильная модификация Ibiza FR стартует с 909 990 рублей. Сколько будет стоить Ibiza Cupra в России, пока неизвестно — об этом объявят ближе к старту продаж, запланированному поздней весной. А тем, кому действительно важны эмоции от вождения, лучше подождать — ходят слухи, что SEAT думает о выпуске более мощной Ibiza Cupra R. Может, именно она и станет той самой версией для энтузиастов? Хочется в это верить!
Вадим Гагарин
Фото автора и компании SEAT
Любишь SEAT? Проголосуй за него на сайте http://bestauto.mail.ru
Конкуренты
Соперников у SEAT Ibiza Cupra — кот наплакал! Renault Clio RS пережила смену поколений — новая машина с 200-сильным турбомотором и преселективным роботом пока к нам не поставляется, придётся подождать и Peugeot 208 GTi. Недоступен в России родственный «Ибице» Volkswagen Polo GTI, а Ford принял решение вообще не возить к нам больше «Фиесты», включая «заряженную» версию ST. Но несколько компактных быстроходных хэтчбеков на нашем рынке всё же имеются.
Skoda Fabia RS
Чешский хэтчбек оснащается тем же самым силовым агрегатом, что и SEAT Ibiza Cupra, и Volkswagen Polo GTI. Под капотом — 180-сильный 1.4 с механическим нагнетателем и турбиной. Коробка передач — робот DSG. Скромная внешне машина имеет достоинства в виде более практичного пятидверного кузова и... цены, которая стартует с отметки 820 тысяч рублей (на 90 тысяч дешевле 150-сильной версии SEAT Ibiza FR).
Opel Corsa OPC
За 945 тысяч рублей можно стать обладателем броского хэтчбека Opel Corsa OPC, который оснащается 192-сильным турбомотором объёмом 1,6 литра и шестиступенчатой механикой. Разгон до «сотни» занимает 7,2 секунды, а максимальная скорость составляет 225 км/ч. Из интересных особенностей — спортивные кресла Recaro уже в базовой комплектации.
Mini Cooper S
«Гламурный» Mini Cooper S — не только любимец девушек, но и грозный соперник в когорте «хот-хэтчей». Турбированный 1.6 выдаёт 184 «лошадки», что позволяет Mini разогнаться до «сотни» за 7 секунд и достичь 228 км/ч. Правда, стоит Cooper S заметно дороже конкурентов — от 1 075 000 рублей в скромном оснащении. Можно заказать Cooper S и с шестиступенчатым автоматом. Для тех, кому мало возможностей стандартного Mini Cooper S, есть версия John Cooper Works (211 л.с., 6,5 с до 100 км/ч, максимальная скорость 238 км/ч) по цене от 1 365 000 рублей.
А обеспеченным энтузиастам предназначена экстремальная модификация John Cooper Works GP, заточенная под гоночный трек — двигатель форсирован до 218 лошадиных сил, а снижение веса (нет даже задних сидений) позволило сократить спринт «0-100» до 6,3 секунды. Максимальная скорость — 242 км/ч. Всего будет выпущено 2000 экземпляров, а особенно гордятся британцы временем на Северной петле Нюрбургринга — 8 минут 23 секунды (быстрее многих чистокровных спорткаров). Цена в России пока неизвестна, но она точно не будет ниже 1,5-1,6 миллиона рублей.
Citroen DS3
Формально Citroen DS3 не является конкурентом SEAT Ibiza Cupra — его двигатель развивает всего 150 лошадиных сил (как и у Ibiza FR), но из-за малого числа соперников мы решили упомянуть и «француза». К тому же, DS3 оказывается лишь чуть дороже, чем Skoda Fabia RS — цена начинается с 835 тысяч рублей. Неплохи и характеристики — 7,3 секунды разгона до «сотни» и 214 км/ч максималки. А во Франции продаётся ещё и 202-сильная модификация DS3 Racing (от 29 900 евро) — не исключено, что её будут привозить под заказ и в Россию.