Lada Granta первой из тольяттинских моделей получила автоматическую коробку передач. Мы с большим интересом откликнулись на предложение Волжского завода опробовать новинку.
![](https://resizer.mail.ru/p/2a3275c1-da10-5eb5-ac51-b8a4d76bf7fc/AQABPTY7P7n9kDXW1iamDMepcDXVXLerTEasYb6sP6P4nJV_4fxGfthZpHLoB0aOIumbi4S0dmP4crvq1-cpc_3znw4.jpg)
Решение использовать на автомобилях Lada Granta автоматическую коробку передач было принято в августе 2010 года, а в декабре был подписан контракт о производстве и поставках автоматических коробок с фирмой Jatco, специализирующейся на выпуске АКПП и вариаторных трансмиссий. Выбор пал на не самую передовую, но проверенную временем четырехступенчатую коробку, которой оснащались ниссановские малолитражные автомобили, в частности, Nissan Note. В Jatco модернизировали трансмиссию, и в новом виде с индексом JF414E она устанавливается на хэтчбеки Nissan March, производимые на совместном предприятии Dongfeng в Китае. Именно ее и совместили с самым мощным 98-сильным 16-клапанным двигателем ВАЗ-21126 объемом 1,6 л.
![](https://resizer.mail.ru/p/f6640c95-d7f1-5849-9623-9ed5f44ae08d/AQABsn4EcJBDv0L4QQOxozEfJ-LUEY8wJ6kJikd8BemZubfM73Le026Dccm7MEAOcZsOTrXC7sMydT4xPn3xuvdPq78.jpg)
При доводке силового агрегата были обозначены две важных цели: расход топлива не должен был возрасти более чем на 0,5 литра в сравнении с аналогом, оснащенным механической коробкой передач, и при этом автомобиль должен был сохранить приемлемую динамику. В контракте даже была прописана определенная цифра оценки «драйверских» качеств по десятибалльной шкале, это была восьмерка, то есть стояла задача достичь хорошего уровня ездовых свойств.
![](https://resizer.mail.ru/p/663ae446-b089-5c94-8fcb-70d4032f3cdd/AQABxva-D2CwKm3ksj4t4zw8hKpKBwoBFqZ2G1lLx8P2bNB3ZoYAysCDLnWqGRVd4iy7VZngclrY4qBBqQeZ4snbyKI.jpg)
Первый автомобиль-прототип был собран в марте 2011 года, однако до этого момента была проведена большая работа на моторном стенде — 3-4 месяца «вазовцы» заново настраивали двигатель. Параллельно доводкам мотора велась так называемая «электронная интеграция автоматической трансмиссии в автомобиль», то есть заново строились алгоритмы связи между двигателем, коробкой, автомобилем, органами управления и комбинацией приборов. Ну а в марте 2012 года после многочисленных испытаний были собраны первые три автомобиля так называемой предпилотной партии. А с конца нынешнего месяца началось товарное производство «автоматических Грант».
«Вазовцам» нужно отдать должное, они хорошо настроили «автомат». Трансмиссия не «по-бюджетному» плавно и быстро меняет передачи и не «мешкает» в режиме «кик-даун». Конечно, немолодой уже «автомат» скрадывает динамику разгона и так не самого мощного по современным меркам двигателя. Если «механическая» Granta разгоняется до «сотни» за 11,6 с, то машина с двумя педалями проделывает эту операцию уже за 13,5 с.
![](https://resizer.mail.ru/p/8ae3fc0b-03f1-5b0b-af54-fa1be22e89e5/AQABdPv3TCwVFqTTgjlHKkdSGWA0MbTwaHdHn2QL_2n1yo3ZO61Ob1RneMB9wTi1mZel9EB-yAemQlj7aYqKw2EHKmc.jpg)
В большинстве ситуаций возможностей силового агрегата хватает, лишь только обгоны на оживленной загородной трассе заставляют напрягаться, но это свойственно всем подобным автомобилям. Однако по части комфорта «Гранте» еще расти и расти. Общий уровень шума в салоне по-прежнему высок, гудит мотор, воздух посвистывает в дверях, чувствуются повышенные вибрации силового агрегата на холостом ходу в режиме D, особенно когда автомобиль зафиксирован нажатой педалью тормоза.
— Мои коллеги знают о проблеме вибраций на холостом ходу, — говорит Сергей Мединец, главный конструктор и ведущий испытатель проекта Lada Granta. — Отчасти она решается увеличенным до 130 мм гофрированным сильфоном выпускной системы. Сейчас проводятся его испытания. Вторым решением станет внедрение усилителя в нижнюю поперечину щитка передка в зоне крепления задней опоры силового агрегата. Это зона виброактивная, если ее сделать жестче, то вибрации будут менее заметны. В долгосрочной перспективе, возможно, придется еще усовершенствовать опоры силового агрегата.
![](https://resizer.mail.ru/p/1e59de39-6ebe-5371-9b54-6a7b66e403ba/AQABHeItuodZsF2LIGvxD-RbT_onoto3odIOby3mSSlXduN5bDm37tsQZfU2TAvsKtwWmEjHkonqVBDeShAE6ZeT8fM.jpg)
Не понравилась и педаль тормоза. Она получилась тяжеловатой и малоинформативной — усилие на протяжении почти всего хода фактически не меняется, а колодки прихватывают не сразу, поэтому с непривычки тяжело почувствовать эту грань.
— По тормозам ведется работа, — рассказывает Александр Терянов, ведущий испытатель проекта Lada Kalina. — Планируется увеличение рабочего тормоза на переднем тормозном механизме до 54 мм — сейчас как раз идет подбор деталей. Кроме того, подбирается характеристика усилителя тормозов, главного тормозного цилиндра, которые как раз и смогут обеспечить должный ход и усилие. Модернизация ведется одновременно с работами по изменению характеристик подвески.
Речь идет о более глобальной работе вместе со специалистами Renault, направленной на улучшение управляемости и плавности хода автомобилей семейства Lada Granta и Lada Kalina.
![](https://resizer.mail.ru/p/23c44dbc-7f7a-5a85-8717-c1b795ca2e25/AQAB6b_6ZJy8HRn7sBdUFWSoNwwghzi5e8CpzQL65Iw7GrgheJn4Vjk1BLCeTsrp4E7ibW-cPJ1-K7S_KstKL8nAa1M.jpg)
— Мы уже внесли некоторые изменения в нынешние автомобили, — поясняет Мединец. — В частности, в амортизаторы СААЗ залита импортная жидкость с другими характеристиками. Сейчас ведутся испытания по внедрению новых сальников фирмы NAK в амортизационные стойки. Полагаю, что мы их сможем устанавливать уже в начале следующего года. Также мы подкорректировали некоторые настройки амортизаторов с точки зрения плавности хода. Параллельно мы ведем работы с Renault, и они уже находятся в завершающей стадии — 23 августа состоится «приемка». В результате изменились и жесткость передних пружин и характеристика амортизаторов, и диаметр стабилизаторов поперечной устойчивости, у пружин задней подвески появится новый буфер хода сжатия, а в задней подвеске будут применяться новые шарниры фирмы «Анвис Рус». Помимо этого изменятся характеристики электроусилителя руля с точки зрения информативности и усилия в околонулевой зоне. То есть мы хотим сделать ход плавнее, но при этом исключить валкость в поворотах. Мы планируем внедрить все эти изменения в производство к марту следующего года, к запуску новой «Калины».
![](https://resizer.mail.ru/p/17f99cab-2805-5749-b439-70243a6e0a59/AQAByKn4i_KWxCCBLPWNWdqnSLQD9hB9_wtEdhDCyzAUURi_SpjS9MbGVRXc1gCnffOU4GlJfT24uh0D13j4W1rUV50.jpg)
На неровной дороге бюджетные решения также дают о себе знать: сидящим сзади слышно, как в багажнике «резонируют» торсионы и «позвякивают» катушки задних ремней безопасности. Это звон от колебаний шариков в катушках задних ремней. Поставщик, фирма Takata, уже привезла опытные образцы катушек с шумопоглощающими корпусами, и сейчас завершается внедрение этих корпусов в производство. К концу года они должны появиться на серийных машинах, однако их, скорее всего, станут применять только на люксовых версиях, иначе цена машины поползет вверх. Посвистывал на нашей машине и приводной ремень компрессора кондиционера. Не дотянули. Надеемся, что это все специфика предсерийной сборки автомобилей. Как нам рассказали сотрудники пресс-центра, этот тест-драйв планировался на осень, после Московского автосалона, но руководство АвтоВАЗа посчитало важным показать журналистам машины раньше намеченного срока, поэтому подготовка шла в авральном темпе. И даже несмотря на недочеты, «автоматическая Гранта» понравилась: «дешевый и сердитый» автомобиль, почти Renault Logan, но за меньшие деньги.
![](https://resizer.mail.ru/p/a4fdfea1-93fd-5c8e-9447-c3ae33f4193e/AQAB0Qlg3j1Tq1ghSxNSdDAZ5Apo3kK6R5dY81cKLQyakkj1iIjR5oDV_zgKkyhQMZwWEnHi6_LWPPFSsf0g200SSHY.jpg)
Что касается надежности самой автоматической коробки, то в Тольятти знают о возможных проблемах, которые могут возникнуть при эксплуатации, однако заводчане уверяют, что показатели отказов у этой трансмиссии крайне низкие. Например, на китайских Nissan March сломалась всего одна коробка. Сейчас завод договорился с поставщиком о том, что на всех дилерских станциях мастера могут менять масло, тестировать или демонтировать коробку в случае гарантийной замены. Решение менять коробку целиком обусловлено тем, что, во-первых, для многих сервисных станций автоматическая трансмиссия является достаточно сложным агрегатом, а во-вторых, Jatco, выходя на новый рынок, хочет иметь подробную гарантийную статистику и четко понимать причины поломок.
![](https://resizer.mail.ru/p/74dd7dce-be6c-521e-967f-789f647d20a1/AQABEN1zXf-j6mF7xzkaqV-qYRcGtKXeeBM6qA-oprOrhc-eDfxMqA07OfcI8VFYQoV3Qt1IqT5BgmQlOaIG7atcPW4.jpg)
А появится ли «автомат» на нынешней «Приоре»? Увы, при адаптации данной коробки передач в подкапотное пространство «Приоры» возникло больше сложностей, требовавших кардинальных переделок и, соответственно, более серьезных инвестиций. Однако следующая «Приора» точно получит версию с двумя педалями. Но все это будет через несколько лет. А вот уже в скором времени, возможно, будет принято решение о применении данной автоматической коробки с 8-клапанным 1,6-литровым 90-сильным двигателем. Ведь менее мощный агрегат сделает Lada Granta с АКПП более привлекательной с точки зрения цены.
![](https://resizer.mail.ru/p/c711dc69-7285-5b4b-bea1-926987173e8e/AQABeZoLA-6Htpf33aXi07cS3fapHsQ3klnfzF66MdFz5Gwl0HAIKoPWHuTlRVpuhTBLRlGKIhlMlyzsTgE3a7JQn6k.jpg)
Аналогичную трансмиссию должна получить также и Lada Kalina второго поколения. Ее производство начнется в марте 2013 года. Завод пока делает осторожные планы — рынок должен показать, сколько нужно будет произвести таких автомобилей. «Вазовцы» не скрывают, что «Гранта» с АКПП — это своего рода «подопытный кролик», первый пробный шаг. Ведь коробка-автомат больше нужна не для самой «Гранты», а для... новой «Калины». Оказывается, именно Kalina должна стать лидером продаж по количеству автомобилей с автоматической трансмиссией. Что ж, поживем — увидим. Ждать осталось недолго, ведь результаты фэйслифтинга Lada Kalina мы увидим на Московском автосалоне в августе.
Петр Баканов
Фото автора
Техника
![](https://resizer.mail.ru/p/70fa3c1b-f1c5-5e75-8da9-08b040a7836a/AQABBQCsLJ__LUPdaYMw0ZYZReZc-iQt2IzA6U3VPdnKFjsXUjomClJYuxlOQjzbMwT1jL1zv1uu63QVFpYfkaSmzXM.jpg)
![](https://resizer.mail.ru/p/efe01fbe-a937-5dbd-8e8f-24275ba17693/AQABFgUB-wtmOMz8znTUoiLu6feRyWZITGxfskrzROGzn4vY2khZjXhO_gCOA-HamPCGa5MEsxNajZwB31U4EjdqxO4.jpg)
![](https://resizer.mail.ru/p/9eec8615-7c9e-5748-a694-fcb12da90631/AQABtEHriF5OiuEBeBhQq_kkQnhlsTaGSFpTJMqZdF3FVULKfNAlBT9fQot0t-zfm4FiyNSH6iOUQUJu_5MBbZrXKww.jpg)
![](https://resizer.mail.ru/p/9b64c616-5d8d-5847-995f-c108d8e45597/AQAB5UM79-PSvmyMIMW3r6KjOnMF89b7VJYnTbcS-Ec8pECaH-9FfDibSpTPPKkax4zlz8-PqV7NVpJdW0qcdFdOTq0.jpg)
![](https://resizer.mail.ru/p/f2cf91aa-719d-53dd-9dd4-ec0d4d6931b0/AQAB2EM_iWXRw0fKMX5_ZclwFX6SNrqLlutqHOyC-NlpeO-rSII-q22IK4XlH7ZHf6hVCDFYNNp7Se9Vh1eCaeaAS5I.jpg)