Mercedes-Benz R-класса. Большой оригинал

В конце прошлого века Mercedes занялся развитием сегмента однообъемников, которых раньше у марки просто не было. В 1998 году появился маленький А-Класс, в 2005 году «родился» B-Класс, а в 2006 году был выпущен и самый большой в семействе — R-Класс

В конце прошлого — начале этого века Mercedes занялся активным развитием сегмента однообъемников, которых раньше у этой премиальной марки просто не было. В 1998 году появился маленький А-Класс, в 2005 году «родился» B-Класс, а в 2006 году был выпущен и самый большой в семействе — R-Класс. Но не могли же немцы сделать еще один «сарай»? Имидж не тот. Вот и был придуман оригинальный ход — скрестить однообъемник, кроссовер и представительский седан.

content image for: 33229

Но с третьим вэном у мерседесовцев вышел прокол. Очень дорогой R-класс не пошел. Автомобиль был рассчитан на достаточно узкую аудиторию обеспеченных людей в возрасте 40-55 лет, обладающих большой семьей и любящих путешествовать. Причем желательно, чтобы семья эта была американской — именно США традиционно является главным рынком сбыта подобных моделей, да и собирали машину тоже в Америке.

content image for: 33229

С дизайном R-Класса что-то не заладилось. Округлое лицо, мутный взгляд рыбьих глаз, да и сзади автомобиль смотрелся весьма уныло. И только легкий динамичный профиль не вызывал вопросов. Сначала в Америке R-Класс покупали, причем весьма охотно, но потом спрос упал, и в последнее время основным рынком сбыта стал... Китай! Там продавалось порядка 75% произведенных машин.

content image for: 33229

Причин относительной неудачи (откровенным провалом R-класс тоже сложно назвать) несколько. В самой компании считают, что в последние годы машина расходилась как замороженные пирожки в силу невыразительного дизайна. Лично мне корень проблемы видится в классовой неопределенности, а стало быть, отсутствии четкой целевой аудитории. В доказательство этой версии можно привести тот факт, что у R-Класса до сих пор нет прямых конкурентов. Только недавно появилось что-то похожее у BMW (речь идет о 5 Series GT). Что касается России, то у нас за все годы было продано чуть более 1100 автомобилей, причем почти все в длиннобазной версии. Оригиналов, которые выбрали «короткий» R-класс, оказалось всего четверо.

content image for: 33229

В общем, требовалась кардинальная смена имиджа и дизайна. И желательно без серьезных финансовых вложений. Если старая модель была сделана в традициях био-дизайна, то рестайлинговая — последовательница современного «граненого стиля». Теперь R-Класс стал походить на внедорожник ML, который вообще можно назвать ближайшим братом «эрки». Тут и фары похожей формы, и мощный «гриль» фальшрадиаторной решетки, и противотуманки, и злой бампер. Признаем, от былой невыразительности ровным счетом ничего не осталось.

content image for: 33229

Боковины, правда, остались нетронутыми, да и задняя часть изменилась не так сильно, как передок (при модернизации — это совершенно нормальное явление). Внутри фонарей теперь есть диоды, которые образуют при свечении характерные «скобки». Из внешнего декора стоит отметить также опциональные накладки под полированный металл в нижней части переднего и заднего бамперов. Этим штрихом разработчики, надо думать, хотели намекнуть покупателям на то, что черты кроссовера в этом полноприводном автомобиле все-таки есть. Ну и, конечно же, говоря о внешности, нельзя не отметить, что вэн получил новые диски. Самые большие — от AMG — диаметром в 21 дюйм.

content image for: 33229

В салоне первым делом обращаешь внимание на новую контрастную отделку. Возможны комбинации серого или миндально-бежевого с черным. Из однозначно нового можно выделить только рулевое колесо. Конечно, авангардным салон R-класса не назовешь. Но и на пенсию ему еще рановато. А если снабдить машину опциями вроде стеклянной крыши, мониторов в подголовниках передних кресел и так далее, то R-класс воспринимается как богатый и статусный автомобиль. Он такой и есть.

content image for: 33229

Самым-самым крутым на нашем рынке будет R 500 4MATIC. По технике в ней изменений нет. Как и прежде, под капотом тут стоит 5,5-литровая «восьмерка» мощностью 388 л.с. Помогает ей старый добрый 7G-tronic. Из дополнительных приятностей можно отметить AMG-пакет (обвес, диски, коврики, черная кожа Nappa), наличие пневмоподвески, стеклянной крыши, мониторов мультимедиа-системы в подголовниках. И если базовый вариант R 500 4matic оценивается в 3 550 000 руб., то этот, за счет опций — уже в 5 276 495 руб.! Согласитесь, неслабо для семейного вэна, пусть даже и от Mercedes-Benz.

content image for: 33229

C погодой «повезло» — снег стеной при несильной отрицательной температуре. Как результат — дорога засыпана, местами обледенела, а там, где успели поработать реагенты, лежит толстый слой снежной каши. Однако за рулем R-Класса беспредела, творящегося под колесами, просто не чувствуешь! Полный привод — всегда полный (причем в неизменной пропорции 50 : 50), а масса автомобиля далеко за две тонны так хорошо прижимает протектор колес к поверхности трассы, что машина буквально влипает в покрытие. Траекторная устойчивость — великолепная! На руле не почувствуете ударов, при этом остротой с информативностью рулевое управление не отличается. Это очень хорошо при скоростном движении по прямой. Машина идет строго по заданному курсу без нервозности, а перестроения и обгоны выполняются легко. В итоге мы едем по ужасной дороге на удивление быстро — 120, 140, 160 км/ч — радуясь исключительной стабильности автомобиля.

content image for: 33229

Пневмоподвеска в режиме Comfort чудесным образом глотает волны и большую часть дорожного брака. Если выбрать режим Sport, то разница в поведении машины станет заметной. Сильнее трясет, профиль дороги передаются подробнее, но и реакции на рулежку становятся немного четче и острее. Но именно — немного. Комфорт в целом страдает несильно, но вот на волнах подкидывает уже ощутимо — пить из стаканчика чай становится проблематично. Я прошу коллегу включить обратно Comfort. Есть еще режим Auto.

content image for: 33229

Стоит выехать на петляющую загородную двухполоску, как сразу понимаешь, что ехать быстро на этом автомобиле лучше все-таки по прямой. На руле мало обратной связи и траекторию приходится нащупывать, машина ощутимо кренится, а в напряженных поворотах чувствуется большая масса. От законов физики не убежать.

content image for: 33229

Ради эксперимента сажусь назад и пробую себя в качестве «босса с водителем». Что тут скажешь... Места, конечно же, достаточно. Как в коленях, так и над головой. Но посадка — далеко не седанная, более вертикальная. Комфорта будет поменьше, даже чем в самом простом Мерседесе S-Класса. Поэтому покупать себе R-ку в качестве разъездной офисной машины смысла нет.

content image for: 33229

И если «пятимиллионный пятисотый» со всеми «наворотами» выглядит как автомобиль за гранью разумного, как некий китч и фарс, то более простая дизельная версия R350 CDI с 224 л.с. и 510 «ньютон-метров» в большей степени оправдана в роли друга семьи. Во многом потому, что стоит она в «базе» почти в два раза дешевле — от 2 690 000 руб. В «особой серии» с кожей, трёхзонным «климатом», подогревом сидений, парктроником и прочими радостями). Да, у нее нет пневмоподвески, стеклянной крыши, мониторов и лишних регулировок сидений (например, не очень-то нужной боковой поддержки, как на «пятисотом»). Тем не менее ущербно себя не чувствуешь. Простая пружинная подвеска вкупе с более высокопрофильными покрышками сообщает сопоставимый уровень комфорта, а очень тяговитый дизель, хоть и не способен на ураганную динамику 5,5-литровой версии, везет достойно, позволяя при этом существенно экономить топливо. Вот почему, учитывая ценник, можно сказать, что дизельная версия понравилась больше. И уж конечно, она выглядит как более рациональная покупка, учитывая класс автомобиля (есть еще бензиновый R 350 4MATIC, имеющий 272 л.с. и 350 Н•м, который стоит столько же, сколько и дизельная машина — так что и здесь дизель тоже интереснее).

content image for: 33229

Да, рестайлинг можно считать вполне удачным. Только вот что-то подсказывает мне, что на спрос это коренным образом не повиляет. Сейчас ведь не конец девяностых. Покупатели давно проголосовали за многочисленные кроссоверы, коим наш R-Класс после рестайлинга, конечно же, не стал. Поэтому так и останется он необычным выбором эстетствующих оригиналов. Тем, чем всегда и являлся.

Текст: Леонтий Тютелев
Фото: Mercedes-Benz и автора

Конкуренты

Мы долго спорили, есть ли у R-Класса прямые соперники или нет. Решили, что нет. Но надо же хоть что-то написать в разделе «Конкуренты», иначе наша антимонопольная служба заведет на компанию Mercedes дело. Спасая немцев от ФАС мы в качестве главного (и единственного) соперника обновленному R-Классу выбрали BMW GT. И оказалось, что цены на две модели очень схожи.

content image for: 33229